Давным-давно, ещё в девяностые, в одной из местных газет была напечатана статья о том, что в подвале верх-нейвинского ДК «Металлург», бывшего Никольского храма, были обнаружены подземные кельи. Звучало это так романтично. Подземные кельи под храмом. В них молились монахи. Или прятались от немилостивой власти. Мы ведь привыкли, что старообрядцы были тайными людьми, прятались по скитам и кельям. Может и здесь жили старообрядцы? Помню, мне так хотелось на эти кельи посмотреть. Но в то время туда не пускали. Или надо было договариваться, а вот договариваться у меня всегда получалось с трудом.
Помню даже разговор на эту тему с одним из краеведов. С кем - уже не припомню.
-Вы ведь знаете про подземные кельи?
-Да какие уж там кельи. Это просто часть засыпанного церковного подвала.
А потом я про эти «кельи» просто забыл. И вспомнились они мне только сейчас. Дело тут в том, что Верх-Нейвинский краеведческий музей изменил формат своего общения с миром. Он стал более открытым. Напомню, что музей занимает часть помещений бывшего Никольского храма. И теперь работники музея устраивают экскурсии в том числе и по подземельям.
И вот, мы стоим у стен бывшего храма. Нас человек десять. Ксения Александровна, руководитель музея, рассказывает о том, что нам предстоит. Рассказывает о храме, о его истории и всех злоключениях, которые с ним происходили.
-Посмотрите. При взгляде на стены отчётливо видно, какие их участки строили ещё в середине девятнадцатого века, а какие пристроили позже.
И точно. Старые стены - кирпичные, а более новые - из шлакоблоков. Штукатурка от стен храма отваливается регулярно, как его ни штукатурь. Вероятно, современные материалы плохо уживаются со старинными стенами. И сквозь штукатурку явственно проступают замурованные церковные окна с фигурными завершениями.
"Шлакоблочная часть" начинается от этих окон. Всё, что слева - старинное, а что справа построено при советской власти.
Храм начали строить в 1850-м году. Строили его по проекту известного в уральских краях архитектора Карла Турского. Строили долго, двадцать лет. А раньше на том месте, где стоит храм, была деревянная часовня. Вернее, не совсем на том, а поодаль. Когда храм построили, деревянную часовню разобрали. А на том месте сделали кладбище для священников и заслуженных мирян. В советское время кладбище срыли и устроили там танцплощадку. Так и танцевали советские люди прямо над костями своих предков. Теперь на этом месте стоит поклонный крест. А вместо танцплощадки теперь исторический сквер. И детская площадка с качелями и каруселями.
Храм был построен в виде креста. Это классический тип церковных построек. Так строили везде, не только в России. На южном фасаде здания видны два выступа. Получается, что крест шестиконечный. В центре главный купол. От него на юг и на север - те самые выступы.
Никольский храм. Старое фото.
На восток, как и положено алтарь, на запад - колокольня. У колокольни - тоже два выступа. Под колокольней был главный вход в храм. В ходе советских переделок северную сторону храма серьёзно надстроили, и здание стало гораздо шире. Примерно на треть. Под советскими пристройками скрылись те самые два выступа, и алтарь теперь стал неузнаваем.
Два "крестовых" выступа здесь хорошо видны. В обоих из них вставлены железные двери.
-А в семидесятые вокруг всего здания насыпали около метра земли - говорит нам Ксения Александровна.
Для чего это было сделано - точно неизвестно. Может быть, для того, чтобы ослабить нагрузку на фундамент. Или чтобы сделать более плавный подъём к дверям. В результате этого были засыпаны все окна подвального этажа. И теперь только небольшие выступающие кирпичные «строчки» позволяют увидеть места, где эти окна были.
Вообще, все реконструкции бывшего храма производились без проектов, «по звонку». Дом культуры был подразделением местного завода цветных металлов. И если возникала нужда в каком-то ремонте или реконструкции, то просто звонили директору завода, а тот отдавал устное распоряжение. Реконструкция бывшего храма была выполнена в типично советском духе.
Так же точно переделывали храмы по всему Уралу. Например, в Перми или в Билимбае. Внутреннее пространство храма разделяли на этажи, строили лестницы и самые разные помещения, нужные для новых хозяев. Так и здесь построили две лестницы, ведущие наверх и множество разных комнаток.
Я и не думал, что здесь их так много. Например, вот одна из них, небольшая кухня.
Особенностью именно этого здания стало то, что здесь оставили сводчатый зал, который раньше был самым центром храма. В зале показывали кино, проводили собрания и заседания. Для использования зала в качестве кинотеатра пришлось заложить кирпичом высокие окна, которых здесь раньше было шесть. В кинотеатре ведь окна не нужны, там должно быть темно. При реконструкции оба купола храма были срублены.
Внутри здания сохранились следы от заложенных окон. Во время войны в здании храма была еолония. В относительно небольшом помещении содержалось около пятисот заключённых. И весь храм был обнесён забором с вышками по углам. У меня есть это фото. Самого храма на нём нет, но вышка на углу забора вполне различима.
Верх-Нейвинск, Фото 40-х годов.
Как в этой тюрьме помещались пятьсот человек - об этом история умалчивает. Может быть, главный зал был тоже разделён на два или три этажа, я уж не знаю. Вполне может быть, что храм пережил несколько перестроек.
Первая остановка - в небольшой комнатке, где была касса кинотеатра. Теперь это помещение принадлежит музею. Именно здесь на стене проявился образ святого Евтихия.
Этот образ заказал местный богатый купец Евтихий Лапотышкин. Хотел иметь свой «именной» образ, вот и заказал. Обнаружили его случайно. Женщина смывала со стены старую краску и вдруг чего-то испугалась, прибежала и кричит:
-Там на стене глаза.
На иконе написано "Святой Евтихий, Патриарх Цартьрадский".
Размыли краску дальше. И постепенно проявился лик святого. А потом краска сама стала отваливаться, и проявился весь святой Евтихий. Каким целям служила эта комнатка, когда она принадлежала храму, и для чего образ святого был написан именно здесь - никто уже нам не скажет. А с советских времён осталось предание, что все женщины, сидевшие здесь, обязательно уходили в декрет.
Здесь же небольшая музейная экспозиция, посвящённая древним временам. Старинная книга и огромный сундук, старообрядческие литые иконы.
А вот эта голубая штука - обрамление для иконы, которую носили, когда шёл крестный ход. Крестный ход шёл от Верхнего Тагила с чудотворной иконой «Знамение». С той же самой иконой, с которой мы шли из Кировграда в Шуралу. Когда-то её носили по всей округе. А теперь носят только из Верхнего Тагила в Невьянск.
Наверное, здесь и раньше была икона Николая Чудотворца. Только она была гораздо крупнее.
С этой иконой связано небольшое местное предание о наказании ленивых. Однажды верх-нейвинцы поленились нести икону крестным ходом обратно в Верхний Тагил. Отправили её на телеге. И в тот же день в посёлке случился крупный пожар. Здесь же две старых фотографии Верх-Нейвинска. Почему-то со штампом Морской библиотеки в Кронштадте. Зачем морякам нужны были фото уральской глуши?
А внутри сундука лежат разные дары музею от граждан, которые пока не рассортированы и ожидают, когда их расставят на витрины. А сундук, оказывается, такой огромный, что в нём может поместиться человек.
Теперь идём на сцену. Там, где теперь сцена, был алтарь.
И здесь тоже есть проявляющиеся фрески. Это образы двух херувимов. С одной стороны и с другой. Лики херувимов не похожи друг на друга, скорее всего, их писали разные художники.
А тут были написаны имена верх-нейвинцев, убитых на полях Первой Мировой войны. Можно разобрать слова «Помяни, Господи». Остальное закрашено.
Здесь же оконный проём, на котором проступают следы замурованной чугунной решётки. В советское время с окна даже не стали снимать решётку, просто закидали её бетоном. А сама ажурная конструкция стала своеобразной арматурой.
И может быть, именно на этой стене, за кулисами, написан образ Спасителя. Здесь ведь был алтарь. И стоит его расчистить…
Но пока об этом и речи нет. ДК ведь используется. И на этой сцене поют и танцуют. Вот и сегодня пели и танцевали, готовились ко Дню Металлурга. Тут же стоит гигантский бюст Ленина с отбитым носом.
Да уж. Языческое есть в этом что-то. Типовой язычник мажет своему божку губы кровью, а когда божок не выполняет его просьб, то бьёт его палкой по лбу. Точно также кто-то и Ленина по носу ударил. Я бы его вынес отсюда и поставил в зале музея. Можно прямо так, с отбитым носом. Война с памятниками - это тоже примета эпохи.
А теперь мы спускаемся в подвал. Идём смотреть те самые подземелья. Вот они. Романтичные такие, со сводчатыми потолками, с замурованными окнами. Что здесь было? Может и вправду кельи? Тем более что эти помещения не чисто подземные. У них были окна, выходящие на улицу. Сюда проникал солнечный свет.
Говорят, что здесь было овощехранилище. А может быть, тут была церковно-приходская школа. Или она была в подвале другого Никольского храма. В посёлке было два Никольских храма. Один единоверческий, а другой православный. И из-за этого могла возникнуть путаница.
Подземелья разделяются на благоустроенные и неблагоустроенные. В неблагоустроенную часть ведёт пролом, сделанный в стене. Мрачная дыра в стене, а за ней - такой же сводчатый подвал, но поменьше. Что в нём было и почему туда нет нормальной двери? Ксения Александровна говорит, что это помещение обнаружил Геннадий Хазиев. Постучал и услышал пустоту за стеной. А что там было - остаётся только гадать.
Почему нет нормального входа? Тут есть версия. Советская власть не любила разные подземные помещения, подземные ходы. Особенно те, что были на охраняемых объектах. А размеры сети подземных ходов всегда были преувеличены.
Предания говорили о том, что подземные ходы есть у любого старинного здания. А здесь была тюрьма. И вот, чтобы заключённые не воспользовались подземными ходами для побега, подземелья решили замуровать.
И если всё планомерно раскапывать, простукивать или исследовать какими-нибудь современными методами, то, мне кажется, здесь можно найти ещё немало замурованных помещений. А можно просто наложить карту бывшего храма на карту подземелий и сравнить.
Скорее всего подземный этаж был под всем храмом. Кстати. При раскопках строительного мусора в подземельях был найден большой самовар, примерно в половину человеческого роста. Тогда, может быть, здесь была трапезная или помещения для отдыха паломников.
Мы все по очереди залезаем в этот пролом.
Внутри узенький, сводчатый каменный мешок.
Я подумал, что с подземельями покончено. Но нет. Мы идём в другую часть здания. Там новые подземелья. Посреди сводчатой комнаты стоит огромная печь странной конструкции. Что-то чёрное, большое и железное. Печь большая, а помещение маленькое. Поэтому в кадр она не влезла.
И полки с решётками. Как она работала? Но говорят, что работала она на угле, а уголь сыпался сверху, вон в тот люк.
К печи пристроен пропеллер с приводом от ремня. Наверное, именно он разгонял тёплый воздух по всем этажам ДК. Он же обеспечивал и вентиляцию. Над головой идут довольно толстые железные воздуховоды.
И хоть вентилятор сейчас не работает, но воздух всё же идёт. Самотёком. Конечно, эта система не функционирует уже давно. Теперь тут обычное центральное отопление. А если заглянуть в очередной пролом, то можно увидеть кусок какой-то скалы. Наверное, весь храм был построен именно на этом скальном основании.
Интересно, зачем было нужно это окошечко?
А теперь мы поднимемся на чердак. Как говорит нам Ксения Александровна, на чердак ещё ни одну экскурсию не водили. Что же интересного там?
А там видны остатки барабана главного купола. Покрытые той же белой краской или извёсткой, которой был выкрашен весь храм до революции. Лезем. На чердаке, как и во всяком подобном месте, всё привычно. Стропила, керамзит под ногами и голубиный помёт везде.
А это кто? Прямо у порога лежат две гипсовых головы. Когда-то давным-давно их оторвали от тел и забросили на чердак. У одного длинное лицо, длинный нос и острая бородка. Мефистофель что ли?
У другого лицо попроще, с более обыкновенной русской бородкой и усами. Поворачиваем эти головы и так, и эдак. Наконец приходим к выводу, что длинноносый - это, скорее всего, Некрасов, а другой - Мамин-Сибиряк. Но кто и зачем их забросил сюда?
Барабан главного купола вырастает прямо из серого керамзита и тянется вверх, к крыше. Квадратный, мощный, старинный. На нём - такие же кирпичные узоры, как и на тех фасадах, что остались внизу.
От барабана осталась лишь передняя стенка. Граница оштукатуренной и неоштукатуренной области видна хорошо. Именно здесь была старая крыша храма.
Стенки боковые были срублены под 45 градусов, чтобы над ними прошла крыша. От барабана второго купола, купола колокольни осталось ещё меньше.
Эти кирпичные стенки - всё, что осталось от колокольни.
Все стропила и крыша были сделаны уже в советское время. От старой крыши, которая была на храме, не осталось ничего.
И где-то здесь же, рядом с главным барабаном виден полукруглый кирпичный свод. А если выглянуть в чердачное окошко, то можно увидеть здание школы имени Арапова. Хотелось бы выглянуть в это окошко и побольше, вылезти на крышу. Но не хочется задерживать экскурсию.
А тут видно Волостное правление.
Ладно. Пока заканчиваю свои писания. Боюсь, что фоток много, всё не загрузится. Про комнату звонаря и всё остальное расскажу завтра.
А сейчас мне хочется от всей души поблагодарить Ксению Александровну и всех сотрудников музея за увлекательную экскурсию, открывшую нам неожиданные стороны совершенно привычного нам сооружения. Было очень интересно. Если что, заглядывайте на страничку музея в ВК
https://vk.com/club213607623