Крестьянка Прасковья и её вязальная машина.

Feb 22, 2018 14:18



Вчера был в Музее Напёрстков Ольги Малышкиной. Видел новые экспонаты, которые принёс в музей Юрий Георгиевич Коровин. Экспонаты из своей коллекции он оставляет музею на время, чтобы посетители смогли их увидеть. Это документы начала 20-го века, относящиеся к швейным машинкам "Зингер". Наверное, швейных машинок других фирм в то время в России и не было. Напомню, что Музей Ольги Малышкиной - это не только напёрстки, но и всё, касающееся швейной темы.
    А это общий вид экспонатов музея. Карта на стене как бы показывает нам, что тут собраны напёрстки со всего мира.









Первый документ - это прокатная расписка. Швейная машинка в 1911-м году была достаточно дорогим товаром. Кто был побогаче, тот мог себе позволить её купить, а люди победнее брали напрокат. И вот, 29-го сентября 1911-го года Невьянского завода крестьянка Прасковья Добрынина пришла к местному купцу господину Нестерову брать швейную машинку напрокат.
     А у того были напечатаны бланки таких вот расписок, а по сути целых договоров, подробно описывающих права и обязанности сторон. Прасковья должна была лишь вписать в бланк какие-то свои данные и расписаться внизу. Но так как сама Прасковья была малограмотна, то эти данные писал кто-то другой. То ли сам господин Нестеров, то ли его приказчик. Сама же Прасковья написала внизу документа только своё имя.




Прошу извинить за плохое качество снимка. Написано в расписке вот что.
" 1911-го года сентября 29-го дня. Я, нижеподписавшаяся крестьянка Парасковия Васильева Добрынина (Мы в наше время сказали бы Васильевна, но тогда полноценные отчества - Иванович, Васильевич, Кузьмич - полагались только дворянам. Людям попроще писали Иван Васильев Такой-то вместо Иван Васильевич) проживающая в заводе Невьянском Екатеринбургского уезда Пермской губернии взяла напркат от екатеринбургского купца Ивана Викторовича Нестерова швейную машину под названием "вязальная машина Ж. Блон" за номером 15037 стоимостью в сто сорок пять руб. сер. (рублей серебром) сроком на два года с 1-го октября 1911-го по 1 октября 1913-го года на следующих условиях:
1. При получении машины я, Добрынина, имею внести в залог двадцать пять руб. сер. и пркатные деньги обязуюсь уплачивать за каждый месяц по пяти рублей (5 руб.)
2 Первый срок уплаты прокатных денег 1 числа октября месяца 1911-го года. (получается уже на следующий день). Все взносы должны производиться в магазин Г. Нестерова или уплачиваться тому лицу, кому от него будет поручено. В случае неисправного платежа прокатных денег волен Г. Нестеров немедленно нарушить  эту расписку и отобрать машину, а залог и уплаченные по день отобрания прокатные деньги остаются в пользу Г. Нестерова..




Интересно, самой Прасковье нужно было ездить в Екатеринбург для уплаты прокатных денег или в Невьянске был человек, который собирал их на месте?

3. Я, Добрынина, ни в коем случае не имею права продать машину, заложить или вывезти из квартиры, а в случае нарушения сих условий Нестеров может привлечь меня к ответственности как за растрату чужой собственности и если я пожелаю выехать с машиною из Невьянска, тогда я обязана это письменно заявить Нестерову, чтобы получить от него письменное разрешение.




4. Когда я, Добрынина, переезжаю на новую квартиру, то я обязана немедленно заявить об этом Г. Нестерову, в противном случае предоставляется  Господину Нестерову право нарушить эту расписку и отобрать машину.
5. Я, Добрынина, обязуюсь взятую мною на прокат швейную машину содержать в порядке и исправности , при чём отвечаю как за утрату при пожаре, так ив случае кражи оной и за каждую порчу.
6.В случае если я, Добрынина, пожелаю приобрести машину в свою собственность, то я обязана уплатить полную стоимость машины, означенную выше, при чём залог и уплаченные прокатные деньги принимаются в уплату оной.

Если по сей прокатной расписке собственник вынужден будет обратиться в суд, то я согласна, чтобы дело - если он, собственник, пожелает, разбиралось в Невьянске согласно 37 и 227 ст. уст.гражд. суд. (Устава Гражданского Судопроизводства) в чём и подписуюсь.

Крестьянка Невьянской волости и завода Екат. у.(Екатеринбургского уезда)
Парасковья Добрынина




Сбоку написано "Получены деньги сполна" и подписано "Нестеров".




Внизу и на оборотной стороне написано "Собственноручную подпись кр. Парасковьи Васильевой Добрыниной Невьянского Волостного правления свидетельствует сентября 29 дня 1911-года волостной старшина (подпись не очень разборчива), писарь В. Обыдённов". (не тот ли самый, что был сфотографирован в военной форме?) 
     И скорее всего все рукописные строчки, написанные каллиграфическим почерком, внесены в документ рукою Обыдённова.




Документ скреплён печатью Невьянского волостного правления. А что там на печати? Герб Невьянска?




Да уж. Серьёзно относились наши предки к прокату швейных машин. Заключали договоры в присутствии местного чиновника с писарем. Одно радует - договор всего лишь из шести пунктов и все они понятны. В наше время написали бы на шести страницах и так, что без юриста на разберёшься.
     Кстати зря я сказал, что кроме "Зингера" никаких швейных машин больше не было. Были и вязальные машины "Ж. Блон". Наверное, в наше время подобные вязальные машины стали страшной редкостью.
      А это счёт за проданную швейную машину "Зингер". Продано госпоже Большаковой из Екатеринбурга. И тоже после того, как она брала машину напрокат. Тут писаря с хорошим почерком не было, поэтому надписи разбираю с трудом.




Название разобрать не могу. Что-то типа "Вейбринг Шетль"(что бы это значило?) Понял только слова "№3 Ручная с колпаком". Заплачено было за машину 58 рублей.




Красивый фирменный бланк. А что обозначает номер 18 в левом верхнем углу? И ещё, неужели швейных машинок на всю Россию было так много, более 25 миллионов? В это мало верится. Население Российской империи в те годы было около 178 миллионов человек.  И что же, каждый седьмой имел швейную машину? Если семьи были большие, то чуть ли не каждая семья? Или каждая вторая? Наверное, 25 миллионов - это некое рекламное преувеличение.




Фабричное клеймо компании "Зингер". Вероятно в городе Екатеринбурге к таким вещам относились попроще. И покупка машины уже не требовала присутствия чиновника. Номер счёта никто не ставил.  Хотя прокатная расписка была пронумерована. Видимо те, кто брал машину в прокат были для магазинов людьми сомнительными, ненадёжными. А кто покупал машину после проката, тот уже "свой", проверенный.







О других экспонатах расскажу после.

музей, история, СЮТ, Новоуральск

Previous post Next post
Up