Наконец-то решил написать о нашем новоуральском турклубе. Хотя прошло уже больше недели со времени той самой лекции, которую прочитал нам в турклубе Павел Анатольевич Исаков. Так что, лучше поздно, чем никогда. Начнём пожалуй.
Наш турклуб решил проявить полезную инициативу и организовать на своей базе школу туризма для всех желающих. Занятия этой школы проводятся раз в две недели. Там нас научат, что брать с собой в поход, что не брать, научат ориентироваться на местности и разжигать костёр одной спичкой. Первое же занятие нашей школы туризма было посвящено истории клуба и развития туризма в городе.
Новоуральские туристы на фоне горы Манарага на Северном Урале.
Турклуб наш находится на улице Гагарина сразу за бывшей 51-й школой. В том эе здании кстати расположен и зверинец Детского экологического центра. Поэтому при входе в турклуб довольно ощутимо пахнет зверями. А нам вот сюда.
Атмосфера туризма, дальних походов и романтики начинается прямо в коридоре. Тут лежат огромные узлы. Что в них? Катамараны, палатки? А на стенах фотки разных экзотических мест, в которых побывали наши туристы.
Сам турклуб невелик. Наверное, в нём только этот небольшой зал да кабинет начальника. Здесь, в зале и будут проходить наши занятия.
Птицы Среднего Урала. Вон снегрь, а это синица. Тут же и воробей. А что это за белая пичуга с жёлтым носом? Что-то не узнаю.
Слушатели уже собрались. Навострили ушки, раскрыли блокноты, достали из чехлов видеокамеры. Сейчас начнётся. Фотка маленькая, потому что получилась нечётко. Но наших видно даж е и на нечётком фото. В центре Элла Анатольевна, а сразу за ней Аля.
А вот и главный человек сегодняшнего действа - Павел Анатольевич. Только сегодня я узнал, какая у него должность в турклубе. Старший инструктор-методист.
-Что такое туризм? - спрашивает он нас, нижесидящих.
И сам же отвечает.
-Быть туристом - это значит бороться с природой и друзьями по команде.
Туризму в городе Новоуральске ровно 60 лет. Вернее пока ещё 59 с большим хвостиком. А 60 исполнится какого-то декабря. Кстати турклуб "Кедр" на десять лет старше городского спортивного клуба с тем же названием. По улицам Новоуральска ездит праздничная машина, поздравляет с юбилеем. А всё равно туристы на 10 лет древнее спортсменов.
Мы слушаем и записываем. Седой мужчина слева - нынешний председатель турклуба Н.Н. Лебедев.
В городе "Н" очень много чего называется "Кедр". Кроме упомянутых был ещё
спортпавильон "Кедр", есть Семейный клуб "Кедр", о котором я писал в блоге неоднократно. Почему у нас в городе так много всего "кедрового" вы сможете узнать, если пройдёте по той ссылке , где спортпавильон.
Турклуб в городе был организован в начале декабря 1956-го года. Первым его председателем стал Виктор Приловский. Павел Анатольевич показывает нам на экране слайды, а мы фотографируем уже с экрана. Качество конечно не очень.
Я записываю то, что успеваю, в свой блокнотик. И естественно, успеваю записать не всё. Так что вы уж меня простите, если я что-то упустил.
Инициатива создания турклуба исходила "снизу", то есть это была народная организация, созданная не по приказу начальства "для галочки". Турклуб придумали комсомольцы, вчерашние студенты. Народным наш турклуб остаётся и до сих пор.
Это один из отцов-основателей клуба по фамилии Лянгасов. Имя я к сожалению не расслышал.
А это Алина Колова. Трое этих людей стояли у основания турклуба "Кедр". Именно им клуб обязан своим существованием. Кстати Алина Кузьминична Колова работала школьным инспектором в те легендарные времена, когда коллектив школьной инспекции в городе был всего из пяти человек. Наверное, это так и должно быть - у истоков чего-нибудь хорошего всегда стоят энтузиасты, некоторая часть которых- педагоги.
Теперь о том, зачем турклуб был нужен. Вот представьте, 56-й год. На атомное производство едут люди со всей страны. Наш уральский край ещё не стал для них родиной по-настоящему. Это были люди "атомного заповедника", которые по существу не видели здесь на Урале ничего, кроме своего рабочего места, да огромных дощатых коридоров, по которым гоняли заключённых на работу. К 56-му году коридоры, наверное, уже убрали, но в памяти народной они ещё были.
И вот для того, чтобы показать людям, что живут они не в пустоте, а на прекрасной уральской земле, и был организован турклуб. К тому же при Сталине и некоторое время после его смерти выходить за пределы города без особой необходимости было "не рекомендовано". Я где-то писал, что даже прибавку к отпускным платили, если в отпуск никуда не поедешь, а останешься в отдыхать в городе. Так что турклуб был ещё и неким веянием "оттепели".
Первые походы были "за калитку дома". Люди выходили в лес, на речку Бунарку, ходили на Чёрный мыс, на Семь Братьев. То есть те же самые походы выходного дня, в которые мы ходим и сегодня. На фотке ниже первые туристы города сидят на скалах в бывшем тальковом карьере
Чёрного мыса. На заднем плане - берег посёлка Верх-Нейвинска. Тогда тальковый карьер ещё не зарос деревьями, как сегодня, и с него открывался красивый вид.
Туристы на Чёрном мысу.
Кстати Павел Исаков лично знал почти всех отцов-основателей клуба кроме Приловского. И как-то спросил у Лянгасова.
-А на Бунар-гору вы не ходили?
Оказывается ходить походами в ту сторону было просто-напросто запрещено. Потому как ядерный комбинат был близко. Казалось бы, какой вред могли бы нанести атомному проекту туристы, которые пройдут в километре от...? Но компетентным органам было легче "всё запретить".
Постепенно городской туризм разветвлялся на разные течения. Появились альпинисты и водники. Расширялась и география походов. Это порог "Ревун" на реке Исеть.
Кстати во времена легендарные катамаранов надувных ещё не было. Сплавлялись на байдарках, что было гораздо труднее и опаснее. К тому же получить байдарку для турклуба было целой проблемой. Профсоюз писал заявку и только через 2 года приходили заказанные байдарки. Сплавлялись не только по уральским рекам, но и в Саянах, на Таймыре.
Лучшим туристом-водником Новоуральска стал Леонид Крюковский. Я тут подумал, что в разные годы я был знаком со многими из известных туристов города. Но не знал, что они известные, что они мастера. И о самом турклубе ничего не знал.
Например, Крюковский работал у нас в СЮТе преподавателем фотостудии. Помню, как он рассказывал о том, как в детстве жил в Литве. Он был из семьи военных. И был свидетелем того, как на их гарнизон нападали "лесные братья". Отец мой тоже служил в Литве, правда чуть позже, уже в то время, когда "лесных братьев" боялись больше по инерции. Рассказывал Леонид Сергеевич, как тайменя поймал на Северном Урале.
-Только вот на какой именно реке поймал -этого тебе не скажу. А то тайменей мало осталось. А они там плавают, простым глазом видно.
Говорят, что у Леонида Сергеевича был непростой, неуживчивый характер.
-А вот со мной он никогда не ругался - сказал Исаков.
Впрочем, и с нами тоже, могу добавить я.
Плавали туристы-новоуральцы и на плотах. Что тоже было довольно рискованным занятием. Катамаран, он как мячик, от скалы отскочит, а вот плот может и разбить о камень. Не зря в наше время на сплав ходят даже дети. А тогда это было дело исключительно для крепких мужчин.
Говорят, что когда на смену плотам пришли надувные катамараны, людям было очень трудно на них переучиваться. Катамаран надо направлять на скалу, а плот наоборот от скалы. Разница существенная.
А это
Михаил Чернякин, человек для нашего турклуба легендарный. Легендарный настолько, что туристы звали его батей. Он был первым, кто начал осваивать катамараны. К сожалению я знаю о нём очень мало. К ещё большему сожалению о нём знает мало и Интернет, хотя газеты местные о Чернякине писали довольно много. С его именем связана установка знака "Европа-Азия". Того, который "Солнечные часы".
Налетевший на камень катамаран выглядит вот так.
В 1960-м году в турклуб пришел его нынешний руководитель Николай Николаевич Лебедев. Он служил в милиции.
Говорят, что в турклубе сохранилась его летопись. За все 60 лет. То есть можно открыть папку, а там отчёты полувековой и больше давности. Кто куда ходил, какие происшествия случались с туристами в далёких краях. Посмотреть бы на эту летопись. Будет ли она интересна для изложения в блоге?
А это Вячеслав Кубло. Если пересмотреть мои посты с меткой "походы", то его можно встретить не раз. Он первый в городе мастер спорта по туризму. Фото сделано на Семи Братьях.
Кстати в городе в советское время было несколько туристских клубов. Это когда люди жили "в отраслях". Был клуб для атомщиков, для автозаводцев, для работников строительной отрасли. "Атомный" турклуб кстати остался. Он существует параллельно городскому.
Турклуб УЭХК.
Зачем так было сделано, я уж не знаю. Люди занимались одним делом, почему бы их не объединить в одну мощную организацию? Но скорее всего начальству проще было поддерживать материально "своих", чем вносить свой вклад в общий котёл.
Виктор Михайлов, руководитель турклуба "Строитель".
Существовало в нашем городе и такое достаточно экзотическое направление как мототуризм. В 60-е годы мототуризм был подвигом. Потому что дорог в России тогда не было практически совсем. В каких условиях наши туристы совершали свои романтические путешествия можно понять, посмотрев на фото ниже.
В 1969-м году городской комитет комсомола направил, натолкнул наших туристов на то, чтобы они совершили путешествие в Москву. На мотоциклах. И вот на восьми "Явах" и двух "Уралах" они двинули через полстраны. Сколько процентов на их пути было асфальтовых дорог, история умалчивает. Предположительно не более четверти расстояния.
Как говорил Власов, руководитель этого похода:
-Мы не верили, что доедем. Но мы выполняли комсомольское поручение.
Получается, что если уж комсомол ответил "есть", то надо дойти любой ценой. И дошли.
Ну и конечно главным направлением нашего турклуба был и остаётся туризм пеший. Где только не были наши туристы. Северный Урал, Сибирь, Камчатка. Николай Гелеверов ходил на Камчатку пять раз. Кстати знаменит он ещё и тем, что отчёты о всех своих походах оформлял очень красиво. С фотографиями, в добротных переплётах. Где-то там, в архиве клуба они лежат, эти отчёты.
А это наши туристы на Денежкином камне у охотничьей избушки. Туда они ходят регулярно. Под буквой "К" в надписи "Кедр" - Павел Исаков. Про недавний поход в те края читайте
здесь.
Наши на "Пупах", то есть на Маньпупынёре. Теперь туда пускают к сожалению только за деньги. А во времена "бесплатные" Павел Анатольевич ходил туда девять раз.
А это наши на фоне горы Манарага на Северном Урале. Второй слева - Владимир Иванович Шишигин, а крайний справа - Гелеверов. Шишигин - ещё один человек, которого я знал не как туриста. Он был художником-графиком и педагогом. А ещё он был одним из авторов мемориала Победы, который стоит прямо под моими окнами. Помню его квартиру с большим, почти на полкомнаты, станком для печати гравюр. Помню его рассуждения о том, что стилю надо учиться у Куросавы, на примере его фильма "Семь самураев". Только вот связь между стилистикой фильма и вполне конкретным изобразительным искусством не была мне понятна.
Когда Аля недолго работала в художественной школе, она делила с Шишигиным один кабинет. Который кстати был бывшим туалетом и считался опасной зоной, потому что там могла отваливаться штукатурка с потолка. Но это было конечно ещё до реконструкции ДХШ. Помню, как в день Большого взрыва на Сортировке мы ехали вместе на электричке в Тагил и разговаривали в числе прочего о том, что между старым летоисчислением "от сотворения мира" и нынешним 5508 лет. А непосредственно о Большом взрыве даже и не упоминали, потому что сами не знали, что именно там взорвалось.
Помню его опять же в электричке, едущего на Север в одиночный поход. Потом рассказывал Але:
-Шишигина встретил. На груди у него кинжал, за поясом - пистолет, в рюкзаке- ружьё.
Так и было, только пистолет был "резинострельный", травматический.
Вот так, причудливо переплетаясь с разными другими событиями и входит туризм в нашу обычную жизнь.
А ещё, я сам узнал об этом только сейчас, оказывается в апреле, когда все туристы-сплавщики ещё готовятся к моменту, когда с рек сойдёт лёд, у нас проводится как бы "предварительный сплав". Спортсмены сплавляются по нашей "речке-вонючке", которая впадает в Рудянский пруд. По той самой, куда мы ходим на рыбалку. Речка эта зимой не замерзает, а когда начинает таять снег, она становится довольно бурной.
Я пишу и чувствую, что пропускаю большие куски из того, что говорил нам Павел Анатольевич. Потому что туризм - это целый мир. И в одном посте его охватить невозможно. Нужно этим жить. И я прекрасно осознаю, что жить этим у меня не получится. Я могу ещё конечно ходить по окрестностям, но пойти на сплав или в совсем дальние края - это уже не для меня.
Под конец выложу вот эти фотографии. Михаил Чернякин в своих походах по окрестностям Новоуральска нашёл несколько межевых камней, которые разделяли владения Строгановых и Демидовых. Он очень любил место, где раньше стояла деревня Воробьи. И похоронить себя завещал там же, в Воробьях. Туристы решили поставить в качестве памятника Чернякину тот самый межевой камень.
Только вот оторвать его от земли, чтобы перенести на новое место зимой было очень трудно. Захват погрузчика на лесовозе с этой задачей не справился. Силы гидроцилиндров не хватило.
Тогда решили действовать средневековым методом. Соорудили импровизированный таран из бревна на верёвках. Раз ударили, другой, третий. И после долгой серии ударов оторвали-таки от земли упрямый демидовский камень.
На его основе и построили памятник, в который была вмурована урна с прахом Михаила Викторовича. И установили его на кладбище бывшей деревни Воробьи. Не стали туристы писать имя и фамилию. И вот почему. Чернякин был охотником. А охотники частенько враждуют друг с другом. И увидев на памятнике знакомую фамилию своего конкурента, могли напакостить. Написали только инициалы МВЧ и девиз Чернякина. Почему-то по-английски. "Не останавливайся".
И теперь туристы приходят иногда на это место, чтобы поклониться своему бате. А Павел Анатольевич посадил там, у могилы дубки и время от времени косит траву, чтоб трава эти дубки не заглушила.
А однажды приехали к бывшей деревне люди из Первоуральска. И была среди них одна женщина, которая там, в Воробьях, родилась. Женщина эта была непьющая. А тут, увидев памятник, попросила стопочку водки, чтоб помянуть родную деревню. Она подумала, что это памятник её родине. Деревне, которая была в конце семидесятых подчистую срыта бульдозерами.
Вот пожалуй и всё. Написал, как мог. Если кого не упомянул - извините. Потом буду ещё про туризм писать - напишу обязательно. Больно уж тема обширная. А это вот - эдельвейс. Цветок, который растёт высоко в горах. И ещё раз пожелаю себе и всем, кто меня читает. Знакомыми словами с гранитного обелиска.
-Не останавливайтесь.