Последний тёплый день лета. Чёрный мыс.

Aug 31, 2015 16:33



Позавчера, в субботу был солнечный и тёплый день. Как оказалось, последний солнечный день этого лета. Я ещё не знал, что он последний. Просто решил прокатиться до Чёрного мыса.





Наш Верх-Нейвинский пруд, как известно, образовался после того, как предки насыпали довольно мощную плотину, перегородившую русло Нейвы. Вода постепенно заполнила низменное место и получился красивый, извилистый водоём, соединённый на юге с озером Таватуй.
      Все горки затопленной местности стали стали мысами и "настоящими"островами, а болота стали островами плавучими. Когда воды в пруду много, плавучие острова отрываются от грунта и ветер таскает их туда-сюда по огромной водной глади. А когда воды мало, плавучие острова "становятся на якорь" в тех местах, где застало их безветрие или зима.
      Мысов на пруду несколько. Чёрный, Зелёный, Слюдяной, Коровий, Пашенка. Чёрный мыс - самый ближний к городу и самый известный. Туда люди ездят рыбачить или отдыхать. Почему он назван именно так, все новоуральцы знают. Мыс чёрный из-за множества лип, растущих на нём. Стволы у лип тёмно-серые или чёрные. Зимой на фоне льда и снега длинная чёрная гора особенно заметна.
       Сел я на свой велосипед и поехал. Это городской пляж. Песочек. Пусто. Была ли хоть неделя этим летом, когда на нём купались? Наверное, была. Но мы тогда были заняты. Зелёная гора на том берегу - это и есть Чёрный мыс.




Отсюда нужно идти по дамбе около километра.У самого начала дамбы база наших, сютовских водно-моторников. И "запорожец" на крыше гаража. Раньше он стоял перед СЮТом в городе, играя роль музейного экспоната, но потом его решили превезти сюда, пока любознательные дети машинку не раскурочили.




У причала полощутся катера и яхты.



Здесь же плавучая беседка для распития спиртных напитков. Со шпилем. На нижнем уровне наливают, на верхнем(вокруг крыши) - загорают.  Романтический уголок, жаль только, редко бывал востребованным нашим малоснежным летом




А я еду тихонечко по дамбе.



Дамбу эту построили годах в пятидесятых или шестидесятых. Все новоуральцы, наверное, знают, что "товарищ Лаврентьев", то есть Берия, приехав в наши места, положил глаз на то место, где сейчас стоит санаторий "Зелёный мыс". Может быть и с мысом Чёрным произошла подобная же история. Увидели отцы-основатели хорошее место для отдыха и решили построить туда дорогу. Чтоб трудящиеся без задержки могли двигаться к месту отдыха. Решили, да и насыпали её прямо посреди воды.  В те годы дамбы активно строили как на Верх-Нейвинском, так и на Рудянском пруду. Дамба - это самая коротка дорога на мыс. Не будь дамбы, ехать пришлось бы в три раза дальше.
     Правда дамба эта отрезала от пруда довольно большой заливчик, который постепенно заболотился.Теперь всё здесь заросло высоким мохнатым камышом.




Говорят, что раньше вместо дамбы была деревянная дорожка на сваях. И был выстроен для трудящихся ресторан-поплавок с подачей пива. Фотоархив Анатолия Яремко предоставляет нам вот такую фотку. Здесь ресторан снят уже в процессе разрушения. По-моему на дамбе и на самом мысе было три подобных точки. В детстве я видел останки двух.
      Надо же, в начале пятидесятых общепит был более мобильным, чем потом. Ведь все три торговые точки нужно было снабжать продуктами, забирать мусор. А они были расположены достаточно далеко от города, в таком месте, куда хороших дорог не было. Сначала городские власти с этой задачей успешно справлялись. Но потом все три павильона были заброшены. Этот "поплавок" демонтировали первым, так что его я не застал.  А два остальных ржавели и разрушались ещё долго.




Отсюда Чёрный мыс ближе и темнее. Он справа. А напротив него со стороны посёлка Верх-Нейвинска- мыс Слюдяной.




На том берегу - демидовский завод и башня, тот самый дом-графин, история которого была описана в рассказе писателя Бориса Рябинина, выложенном здесь.




Мостик. Отсюда до мыса уже рукой подать. Что характерно, рыбаков нет даже здесь. Хотя тут глубоко, есть течение и обычно они тут стоят. Не поверили, наверное,  последний тёплый день.







С другой стороны - город.




Вот я и на мысе. Дорожка бежит уже под пологом леса.




Помню, как мы с отцом ходили сюда на рыбалку. Нам редко везло на нашем пруду. Вот и в тот раз мы возвращались домой без рыбы. Идём и вдруг посредине этой дорожки увидели огромный белый гриб. Если рыбы не наловили, то хоть грибов наберём, подумали мы, и пошли рыскать по лесу в поисках грибов. Но ничего не отыскали. И тот гриб так и остался единственным нашим трофеем.
    А вот и липы. Много лип в одном месте встречается на Урале нечасто. У нас вообще лип мало.




Две волнушки, которые кто-то срезал непонятно для чего.




А я еду дальше к самому кончику мыса. Конец мыса где-то здесь. Именно тут стоял ржавый железный ларёк, один из тех трёх павильонов, о которых я писал ранее.




Отсюда открывается вид уже не на город, а на таватуйскую сторону. Где-то там, дальше за водой и островами находится протока, соединяющая наш пруд с Тватуем.




Вокруг довольно много, спиленных или поваленных ветром стволов лип. Нужно прийти сюда с бензопилой и нарезать себе деревянных заготовок. Если дети будут резать ложки в таком темпе, как на трёх прошедших мастер-классах, то моих запасов древесины хватит ненадолго. Поваленные стволы лип на вид совершенно не гнилые. Но даже и из чуть подгнивших стволов можно делать ложки. На них древесина мягче, детям легче будет. Однажды, а это было больше десяти лет назад, мы с Алей сюда уже ходили за деревом. С тележкой и двуручной пилой. Вот приключение было, когда мы пилили такой срубленный кем-то ствол вручную, а потом везли дерево на тележке через весь город.




Вода потихонечку плещется у мощных камней, из которых сложен Чёрный мыс.







Здесь же, недалеко есть и скалы. Они конечно не большие и не величественные. Но всё же скалы есть скалы. На "Викимапии" написано, что это бывший тальковый карьер.



Зачем нужен тальк? Потом посмотрю в Интернете.




На берегу потихоньку темнеет, а за островом виднеется красивый алый парус.




К вечеру катера начинают сниматься со своих стоянок на живописных островах и подтягиваются к городу.




Впрочем, кому-то и в другую сторону.




Посёлок повёрнут к мысу своей "сокровенной" стороной. Здесь стоят дворцы разных богачей, незаметные со стороны города.




А алый парус, выйдя из-за острова, начинает плавно приближаться.



Как называется этот кораблик? Конечно кроме "Ассоль" никакое другое имя в голову не приходит. Если не Ассоль, то вообще зачем алые паруса? Кораблик подходит ближе, и я вижу имя на его борту. Но это имя не "Ассоль" , а "Алиса". Алиса должна быть с рыжими парусами, имя-то лисье.
     "Алиса" идёт на моторе, ведь ветра нет совсем. Двигатель еле слышно гудит, а ещё слышно как хлопают паруса и переговариваются на палубе люди.
-Нас "Ветер" догоняет.
-Да не трамвай, объедет.




А вот и "Ветер". На нём все паруса спущены.




А его в свою очередь обгоняет некто шустрый на моторке. Все спешат домой засветло.




Даже люди без мотора, и те спешат.



А из-за горы неправдоподобно быстро поднимается большая, белая, пятнистая и круглая луна.




Вот и всё. Последний погожий день лета закончился. После него лето длилось ещё два дня, но во все эти дни был страшный дождь, а потом хмуро и холодно.




Ещё про Чёрный мыс здесь.

походы, природа, Новоуральск

Previous post Next post
Up