Позавчера, возвращаясь из
похода к скалам шли мы через коллективный сад. Шли, шли. И вдруг... Я замечаю странного вида машину. Машина уже ржавая, изрядно заброшенная. Я обратил на эту машину внимание потому, что она показалась мне совершенно незнакомой.
Если б попалась мне неизвестная современная машина, я бы может, и внимания не обратил на неё. А тут заинтересовался.
Подхожу поближе. Странная машина оказалась помесью трактора и самосвала. Разные колёса. Задние большие, передние поменьше. Кузов клиновидной формы, небольшая кабина. Моторный отсек тоже небольшой.
Что тут делает эта машина? В коллективном саду.
Много машин, списанных откуда-нибудь, с каких-нибудь ликвидированных предприятий, стоит по разным задворкам. Но такой я не видел.
Обхожу странную машину кругом. Есть ли на ней табличка с названием завода-производителя? Самосвальный кузов стоит на каких-то круглых подставках. Зачем они?
Наконец нахожу такую табличку.
Оказался венгерский дизельный думпер D-5, выпущенный в 1972-м году. Слово "думпер" было мне совершенно незнакомо.
Я залез в Интернет и выяснил вот что.
Думпер - это небольшая и маневренная самосвальная машина. Хотя не обязательно небольшая. Встречаются думперы и довольно крупных размеров. Она может ездить как вперёд, так и назад. Кресло водителя может быть перевёрнуто, за спиной есть второй комплект педалей. А как же руль, подумал я, он что, тоже может быть повёрнут вместе с креслом? Такую технику применяют, если нужно перевезти груз на расстояние в 1-2 километра. На этих расстояниях думпер выгоднее классического самосвала.
В свои лучшие годы эта машина выглядела так.
Чуть подробнее о машинах такого типа читайте
здесь. А
здесь выложено даже небольшое видео с участием этого автомобиля.
Написано, что в СССР поставлялось довольно большое количество подобных машин. Но, как я думаю, до наших дней дожило очень мало. Во всяком случае я подобной техники не видел ни разу. Интересно было бы узнать, где использовались такие машины у нас на Урале.
А ещё думпер мог бы стать прекрасным экспонатом автомобильного музея. Если кто заинтересуется, то стоит он в коллективном саду возле станции Аять по дороге на Кырманские скалы.