Верх-Нейвинск в книге Немировича-Данченко "Кама и Урал".

Sep 09, 2015 21:57



Начало здесь  и ранее.
   Начинаю выкладывать тексты про Верх-Нейвинск. Про него написано гораздо больше, чем про Рудянку, целых 16 страниц.

Верх-Нейвинск, современное фото.





Поначалу автор говорит нам, какое хорошее железо делали  в Верх-Нейвинске. Настолько красивое, что его даже не красили. Как это? Ведь некрашенное железо быстро заржавеет.




Тухло было здесь, на Верх-Нейвинском золоте. Старатели-мужички, которые работали на арендованной земле, копаясь в породе, где мало золота, умудрялись ещё и нанимать на тяжёлые земляные работы женщин. Вовсе за копейки. Хотя, если судить по приведённым ниже расценкам на пуд хлеба (муки) можно было заработать за четыре дня.
      Если сравнить с сегодняшними ценами, то выйдет вот что. Килограмм муки стоит 40р, пуд муки - 640. Если человек заработает 640р за четыре дня, то по нашим меркам он более чем нищий.




Воистину жуткая доля уральских женщин. Справедливо сказано "золото моем- голосом воем".







Главная улица Верх-Нейвинска 19-й век. Вдали белое здание, где сейчас музыкальная школа, ещё дальше Минихова горка.




Почему тараканы в доме  - к счастью? Потому что они живут только в тех домах, где тепло. Нужны какие-то промыслы, чтоб кормиться. Но какие? Даже туесок из бересты не сделаешь. Леса нет.
     Интересно, что это за деревня, о которой идёт речь ниже? Деревня, в которой людей не осталось. Это Воробьи? Тарасково? Пальники? Почему ж автор не спросил её название?







Золото - бесовский клад, который не делает человека богатым. Зато железо - металл строгий.




Автор описывает "железных" людей Урала, а мне вспомнились поэтические строчки:

Здесь как огонь сердца людские чисты,
И крепостью похожи на руду.

Кстати железо сюда везли из Нижнего Тагила. На лошадях. Своей руды, равно как и золота в Верх-Нейвинске не было уже тогда. Судьба у него такая - работать на привозном сырье. Сейчас то же самое.




Сплав по Чусовой, единственный путь для сбыта железа с уральских заводов - сплошное стихийное бедствие. Сколько ж этого железа утонуло в своенравной реке.




Здесь автор обращается к истории Урала. Помните, в отрывке про Невьянск было упомянуто, что Пётр отдал Невьянск Демидову в 1698-м году. Здесь называется другая дата - 1702-й год. Эта дата стала годом основания Невьянска.
     Тут у нас первая "нескладушка". На 637-й странице скалы, вдвигающиеся в реку, на следующей 638-й уже скелеты. Простите, дамы и господа, "наборщикъ былъ пьянъ  и страницы перепуталъ".




Тут приводится рассказ о разных там подземельях демидовских, где плавили серебро. Верится в эти сказки с трудом. Ибо везти с Алтая черновую медь, чтобы здесь её плавить - глупо. И для сохранения тайны серебряного промысла лучше было бы плавить серебро прямо там, на Алтае. Никакой Татищев так далеко бы не забрался, чтоб ухватить Демидова за хвост.




В общем," тут он устроил тоже хи...." А дальше текст обрывается. На следующей странице речь идёт совсем о другом. Это вторая "нескладушка" на наших Верх-Нейвинских страницах. Кстати, где в городе Невьянске в 1875-м году находилась полиция? Там-то и надо рыть. Именно там была одна из химических лабораторий "чёрного комиссара". Демидов же был комиссаром, о чём металлическими буквами написано на плите, которая хранится в музее. В каком - не помню. То ли в Невьянске, то ли в Тагиле.
     Вид центра Невьянска с крыши заброшенного детского сада. Вдруг здание полиции находилось где-то тут?



Ну а я с вами пока прощаюсь. Остальной Верх-Нейвинск выложу потом.

история, родина, Верх-Нейвинск, Чусовая

Previous post Next post
Up