Люблю водонапорные башни. В наших краях это почти всегда довольно древние и красивые архитектурные сооружения. В моём блоге я уже писал про одну такую
башню, которая стоит на моей малой Родине в Нейво-Рудянке. Теперь расскажу о ещё одной. Она стоит на станции Таватуй. Кто не знает, это километров пятьдесят к северу от Екатеринбурга.
Водонапорные башни на станциях привлекали меня с детства. Мощные шестигранные, из настоящего камня и потемневшего от времени дерева. Они казались мне чем-то вроде древних кремлей. Настоящий-то кремль у нас на Урале всего один, да и тот был продан верхотурским обывателям
за семь рублей. Так что за отсутствием кремлей именно водонапорные башни на станциях были для меня олицетворением седой древности.
По нашей Горнозаводской дороге они стоят везде. На участке от Невьянска до Таватуя их четыре. Башни эти были построены в наших краях в начале прошлого века. А до этого на месте привычных нам шестиугольных башен стояли небольшие башенки-водокачки вот такого вида. Единственная в наших краях подобная башенка сохранилась на станции Исеть.
Вероятно, движение на нашей дороге стало оживлённее, и поэтому старые водокачки снесли и построили башни. В них воды помещалось гораздо больше. Башни эти служили паровозам верой и правдой, заправляя их водой, до самого наступления эпохи электровозов, которое случилось в наших краях в 1935-м году. Они были связаны подземными водопроводами с колонками, которые стояли возле путей. Иногда труба, из которой заправлялись водой паровозы торчала прямо из стены башни.
А потом, когда паровозы постепенно исчезли с нашей дороги, башни законсервировали. В них наглухо закрыли двери, заколотили досками окна.
Помню в детстве я спрашивал у отца, а зачем они нужны, эти башни, зачем их так заботливо сохраняют. Он мне отвечал, что если начнётся война, то электростанции и нефтепромыслы враги непременно разбомбят. И вот тогда на сцену снова выйдут паровозы. А для них как раз и пригодятся водонапорные башни.
Паровозы во времена моего детства тоже сохранялись. И, проезжая по железной дороге, можно было кое-где встретить огромные их скопления. Как мы говорили "кладбища". На самом же деле конечно не кладбища, а базы запаса. В девяностых годах все эти базы стремительно опустели, а паровозы порезали на металлолом.
И в связи с этим у меня возник вопрос. А зачем же железнодорожники сохраняют водонапорные башни и в наше время? Ведь паровозов-то уже нет. А башни всё так же стоят с закрытыми дверями и заколоченными окнами. И никого в них не пускают. У нас на станции Верх-Нейвинск в башне недавно дверь поменяли. Поставили такую блестящую, вроде даже "сейфовую". Что за тайны, что за ценности хранятся за закрытыми дверями давно уж неиспользуемых водонапорных бащен?
И когда мы узнали, что на станции Таватуй дверь в башню открыта, мы с Алей поехали туда. Что ж там, в башне? Сказал нам об этом Павел Исаков, человек, который знает в нашей округе буквально всё. Он не раз упоминался на страницах моего журнала.
Приехали.
Заходим внутрь. Мусора внутри к счастью немного. Я ожидал, что там будет сплошная свалка. Но Таватуй - не город, а посёлок, и довольно маленький. Мусорить некому.
Лестница идёт вдоль граней стены, круто поднимаясь. Обычно во всех заброшенных водонапорных башнях всё примерно одинаковое. Лестница вдоль стены, наверху резервуар для воды, трубы, вентили.
А здесь должен быть ещё и паровой
котёл, и насос. Башня-то древняя. Лезем к побелённому дощатому потолку.
С потолка спускаются трубы. Наверное, именно там, наверху, всё самое интересное.
Нам туда.
Наверху тьма и круглый огромный бок чего-то железного в заклёпках.
Вокруг него тянутся по кругу и уходят в темноту узенькие проходы.
Вот он. Выкрашено красным суриком ещё наверное, при царе Горохе. Краска до сих пор какая-то липкая на ощупь.
А вот дно этого железного монстра. Неужели это и есть котёл?
Потом я конечно сообразил, что это не котёл, а резервуар для воды. По центру сквозь резервуар идёт дымовая труба. Трубы по краям - для воды. По одной из них вода поступала в эту огромную железную ёмкость, по другой самотёком текла вниз, в тендер паровоза. Видите колено трубы, которое идёт прямо в стену? За стеной труба продолжалась прямо над рельсами. Именно к ней подъезжали паровозы заправляться водой.
Здесь же выход на балкон, который идёт вокруг всей башни. Для чего нужен этот балкон - я не знаю. Но подобные балкончики есть и на других башнях, например, у нас в Верх-Нейвинске. Доски довольно гнилые. Поэтому идём вокруг башни с опаской, страясь ступать только там, где под досками есть железо.
Вид в сторону Екатеринбурга. По платформе слоняется местный житель, которому явно спешить некуда. Пока мы были в Таватуе, он всё время так и ходил вдоль вокзала туда-сюда.
Со стороны Верх-Нейвинска показался поезд "Путеец".
Наверное, это единственная и последняя в наших уральских краях "рижская" электричка.
Маленький станционный посёлок живёт какой-то почти неприметной для постороннего глаза жизнью. Мне кажется, что здесь все кроме пенсионеров - железнодорожники. Все работают или на подстанции или просто на дороге.
А мы лезем дальше по деревянной лесенке. Сверху можно спуститься внутрь резервуара. Но там темно, тесно и наверняка грязно. Мы уж не полезли. Даже фотки этого места не получились. Просто тьма, над которой старинный, может даже демидовский рельс.
Лезем ещё выше. Вот и всё. Мы на самом верху. Это облепленный птичьим помётом шестигранный чердак.
Через весь чердак идёт и выходит наружу дымовая труба. Она тянется снизу, проходит сквозь резервуар с водой, сквозь перекрытия и крышу.
Ну вот и всё. Пора вниз.
Самого интересного - котла и парового насоса - мы в этой башне так и не увидели. Судя по длине труб, котёл должен был находиться на первом этаже, на уровне земли. Может быть, паровой котёл и насос порезали на металл давно, ещё в советское время. А потом тут стояли обычные электрические насосы?
Перед нами немного приоткрылась "тайна" - а что же там, внутри водонапорных башен. Приоткрылась, но не открылась совсем. Непонятно, почему именно эту башню люди забросили, а остальные стоят себе в полной сохранности.
И в конце поста у меня ко всем будет просьба. Если знаете, где найти фото интерьеров и оборудования старинных железнодорожных водонапорных башен, киньте ссылку в комментарии.
А я, ползая по Интернету в поисках подобных фото набрёл на блог Александра Лунёва
http://lunev.livejournal.com/ из Томска. Он купил заброшенную водонапорную башню и теперь переделывает её под жильё. Работа огромная. Я восхищаюсь мужеством и решимостью этого человека. Если хотите, загляните в его блог.