Музей изобразительных искусств в Нижнем Тагиле..

Nov 14, 2013 17:10



Выполняя первую часть нашей культурной программы, мы поехали сначала в Нижнетагильский Музей изобразительного искусства. Картинная галерея в Тагиле довольно богатая. Как нам сказал Владимир nepoymikto , что если б не знаменитый Чугунный павильон, то Екатеринбургский музей на Плотинке смотрелся бы довольно бедно рядом с ней.
     Надо сказать, что музеи в городе Нижнем Тагиле начали формироваться ещё чуть ли не в демидовские времена. Именно тогда начал свою историю Краеведческий музей. Заводовладельцы, стремясь приобщить "диких" тагильчан к европейскому искусству нередко присылали в Тагил картины, купленные или заказанные ими в Европе. Они и стали основой экспозиции музея. А уже в советское время часть картин из его собрания передали во вновь построенную галерею. А если учесть, что Музей открыли в 1944-м году, то можно предположить. что многие картины  были эвакуированы в Тагил из центра во время войны, да так здесь и остались.
        Новоуральские блогеры осматривают экспозицию.



Посмотреть на Яндекс.Фотках


Само здание Музея было построено в шестидесятых годах специально для размещения произведений искусства. Его можно узнать даже сзади по стеклянной крыше. Именно стеклянная крыша даёт наилучший свет, подходящий для живописи.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Перед музеем стоит вот такая скульптура, созданная методом художественной сварки. При первом же взгляде на неё можно узнать руку скульптора Андрея Барахвостова. Один из образцов его творчества уже встречался в моём ЖЖ. Вот здесь.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

С первого взгляда  это человек с портфельчиком, тростью и собакой. Но присмотревшись повнимательнее, можно понять, что это ангел. За спиной его видны крылья, а руке копьё. Я бы назвал эту скульптуру "Ангел на самофинансировании". Или на самоокупаемости. В общем как-то так. Какой-то он слишком деловой. Творит добро и борется со злом, но  без энтузиазма, исключительно за почасовую оплату.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
А мы входим в музей. Здесь нам, гостям из недалёкого Новоуральска  предоставили экскурсовода Ксению. В сопровождении Ксении мы поднимаемся на второй этаж в зал классического искусства.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Зал классики выдержан в приятных для глаза розовых тонах. Везде скамейки. В общем красота.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А вот это портрет Ивана Грозного - самое старое из произведений искусства, выставленных в галерее. Он относится к 17-му веку и представляет из себя парсуну, как бы переход от условного иконописного изображения к реалистическому светскому портрету. Сам бы я о таких вещах никогда б не вспомнил, просто вспомнил объяснения Ксении.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

А эти портреты чуть более позднего времени. 18-й век. Они удивительно похожи друг на друга.
-Они не родственники? - спросила Аля.
Как выяснилось, даже не однофамильцы. Тот, что потолще губернатор Соймонов, а тот, что чуть более тощ - Николай Демидов.


Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Оба написаны в слегка неестественной парадной манере. Явно с целью подавить своим величием потомков.
     Ангел с мечом. Это копия с европейского подлинника, сделанная кем-то из Худояровых, столпов промысла уральской росписи подносов.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Извините меня за возможные ошибки. Я могу и переврать что-нибудь. Назвать не ту фамилию автора. Или даже вовсе не назвать. Был бы у музея сайт, я бы справился там. Но что-то сайта такого подробного  я не увидел. Поэтому что запомнил, то и выкладываю. А запомнил я, надо сказать, не так и много. Кто чего знает об этих картинах более, чем я. пишите в комментарии.
      Вот картина "Исцеление слепорождённого" на евангельский сюжет. Спаситель исцеляет человека, бывшего слепым от рождения. Тут всё построено по академическим канонам. Композиция делится на планы. Герои первого плана прописаны лучше. Потом следующий план. Там уже более обобщённая живопись. А ещё дальше стены, горы, небеса. Стены совершенно условные, они больше напоминают итальянские крепости, нежели Иерусалим. Все люди скомпонованы по принципу треугольника. В общем "самая классическая классика".


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Бронзовый бюст. Извините, не помню чей. А на примере вон той картины со спящей девушкой Ксения объясняла нам, сиволапым, что такое лессировка. Это такой приём в живописи, когда пишут сильно разбавленной краской, накладывают друг на друга много слоёв краски. Цвет плавно перетекает в цвет, создавая нежные воздушные переходы.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Слушая проникновенный голос Ксении, мы идём от одной картины к другой. Живопись становится всё реалистичнее, сюжеты потихоньку приближаются от идеальных к бытовым. Владимир долго рассматривал чугунную этажерку каслинского литья.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вся прелесть этого литья в том, что, оказывается, это очень и очень трудно - передать в металле все мелкие подробности, детали, которых очень много на каслинских изделиях. Не приспособлен чугун для этого, тут надобно исхитриться. Или досконально знать свойства металла. Раньше Володя занимался художественным литьём из бронзы (кажется, что практически каждый тагильчанин так или иначе связан с искусством) и он знаком с этими проблемами не по наслышке.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Пейзажи сначала всё больше итальянские. Как вот этот вид окрестностей Рима. Живописцы наши ведь ездили после окончания академии в Италию. Закреплять полученные знания на "родине изящных искусств". Ласковое солнце, райская земля, воздушные нежно-сиреневые горы на горизонте. И рыжие античные развалины среди крошечных домиков простых итальянцев.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Но потихоньку среди живописцев русских начали преобладать настроения, которые спустя годы выразил одной фразой писатель Борис Шергин. "Тот не художник, кому за сказкой нужно ехать в Персию, Шираз или Багдад". И художники стали искать и находить красоту среди родных и суровых русских пейзажей.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Батальная сцена. Битва народов под Лейпцигом. Сизый пороховой дым покрывает всё.И в дыму едет кто-то на белом коне и в треуголке. Наверное это и есть самый главный победитель. Кто это? Я не знаю. Но ощущение дымной зари победы, ощущение торжества передано потрясающе.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Айвазовский и его живое, вечно меняющееся море. То грозное, то ласковое. И не помню чья Венеция. Арка,а за ней Дворец Дожей и колонна. Венеция без солнца и моря, серая, будто Петербург.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
      Ксения рассказывает, что живописцы раньше трудились только в мастерских. Сходят на натуру, напишут этюдик, а потом обратно. И весь их творческий процесс протекал исключительно в закрытом помещении. Но с какого-то момента в 19- м веке они вдруг переместились на свежий воздух. Захотели стать ближе к природе. С тех пор и возник привычный нам образ живописца, который ходит по полям и лесам с этюдником. 
   Ночь на Ивана Купалу. Волнующий, чувственный праздник, более языческий, чем христианский. И почти совсем неразличимые, призрачные  в предрассветном сумраке виднеются вдалеке крылья ветряных мельниц.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
А потом  русские художники стали рассматривать своё искусство как служение униженным  и оскорблённым. Как попытку исправить мир, где слишком много зла и несправедливости. Так родился критический реализм. Ярчайшим примером такого искусства стали портреты людей из народа. Например вот этот "Продавец яблок". Серьёзный мальчик, которому поручили недетскую и довольно неприятную работу. Чем-то похож на меня самого в детстве. Только у меня в детстве конечно же не была написана на лице такая решимость перенести всё: и непогоду, и усталость, и оскорбления для того, чтобы принести домой заработанную копеечку.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Ещё живопись. По правде говоря, я уж утомился о ней писать.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
А это картина Левитана "Железная дорога". Мы-то привыкли к Плёсу, к величественным пейзажам. К Волге привыкли на его картинах. А тут всё мрачное, коричневое, серое. Вечер, железная дорога. И безысходность. Говорят, он был болен и одинок, когда писал эту картину. Говорят, что в 19-м веке железную дорогу люди недолюбливали, считая её чем-то зловещим. Похоже, так оно и было.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вот опять пример критического реализма. Странник. Но какой-то не слишком несчастный. Не похоже, чтоб он шёл и побирался. А может это старообрядец, который двинул в Гималаи искать таинственное Беловодье? Вот и пейзаж вокруг него горный.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Рано постаревшая женщина с картины Мешкова.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Весь вид её говорит о тяжелой борьбе за жизнь. Человек сражается с судьбой, климатом и обстоятельствами, редко выходя победителем из этой битвы.
Здесь уже нет никаких лессировок. Более густые, плотные, местами даже рельефные мазки.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
У этой картины кстати не совсем обычная рама. Не привычный глазу золочёный гипсовый багет, а суровая резьба по дереву.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

В начале 20-го века мастеров кисти резко качнуло назад. Они перестали замечать язвы окружающей жизни. Кстати, наверное и язв этих стало существенно меньше с развитием цивилизации. В картинах появились яркие краски, лёгкость. В общем, сплошной праздник жизни.
Фальшивый блеск ресторанов на фоне чего-то страшного, что маячит на горизонте.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
 Зато натюрморты того времени светлые сочные..


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Творцы погнались за неуловимым, попытались постичь, например, что такое женское обаяние, в чём его секрет. Как вонна том портрете "серебристой" женщины.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Серебрякова в своём портрете дочери увидела в чём-то бытовом  и обыденном величественную красоту и свежесть, присущую эпохе Возрождения.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

И завершают зал русской классики туманная и грустная волшебная сказка Судейкина. Дворцы, каналы, гондолы и изящные костюмы 17-го века в дымке ушедших безвозвратно счастливых времён.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

И одна из самых знаменитых картин тагильского музея. Натюрморт Коровина с цветами и фруктами на берегу моря. Гимн жизни, цветущей и торжествующей.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

На этом экспозиция  русской живописи замирает как перед краем пропасти. Впереди война, революция. Впереди  искусство совершенно другое. Уже советское. Которого, наверное, в музее тоже очень много. Только оно пока спрятано в запасниках.
А я закончу свой рассказ о музее. Про Тагильскую Мадонну расскажу потом.

музей, Нижний Тагил

Previous post Next post
Up