Красноуфимский вокзал.

Dec 06, 2012 21:05



В детстве я каждый год ездил с родителями к тётке в Москву, Другие дети были побогаче, они могли ездить в Сочи, в Ташкент, а кто-то и в Гагры. А для меня все контакты с цивилизованным миром ограничивались только столицей. Там, в Москве у родителей бывал, как бы мы сегодня сказали, "шоппинг". Я как примерный ученик английской школы это слово в те времена (конец 70-х, начало 80-х) уже знал. Но для меня, мальчишки, этот их "шоппинг" был сущей пыткой. С тех пор я не то чтобы ненавижу магазины, но терплю их с трудом.
     А вот когда все пластмассовые люстры, все спортивные костюмчики, все туфельки, шапки и шампунь "Крапива" по заказам всех родных и знакомых уже закуплены, мы грузились в поезд и ехали домой, на Урал.
      Через Киров ехать было быстрее, через Казань подольше. И я помню один солнечный апрельский вечер. Мы ехали от Янаула к Красноуфимску. Ещё лежал снег, но было удивительно тепло. Я ехал и думал, почему мы находимся уже так далеко на Урале, а железная дорога всё ещё Горьковская. Не Свердловская. Как же так?
     И тут поезд остановился. Я выглянул и увидел красивое голубое здание с башенкой и куполом. Так это и запомнилось мне с детства. Бирюзовое вечернее небо, кое-где снег и небольшой голубой дворец с белыми колоннами. Он разительно отличался от всех вокзалов, мимо которых я проезжал. Те были в основном деревянными, немножко облупленными и слегка неряшливыми. А отец, заметив мой интерес к красивому зданию, сказал , что красноуфимский вокзал был построен по проекту  великого русского архитектора Щусева.
        Второй раз я встретился с этим зданием в январе этого года, когда мы ездили в Красноуфимск на мастер-класс. Была ночь и тридцать градусов мороза. Участники мастер-класса разошлись по домам довольно поздно. А мы пошли гулять.





Вот таким его видят люди, проезжающие в поездах.



И действительно, есть в нём что-то петровское или демидовское. Это здание слегка напоминает и Кунсткамеру в Петербурге, и демидовскую башню в Верх-Нейвинске. И в то же время какое-то совершенно особенное. Лаконизм и почти полное отсутствие украшений. И огромные окна, за которыми вполне могут привидеться свечи и тени париков петровских ассамблей.
     Вход в вокзал со стороны путей. Диковинные колонны, украшенные грубыми и шершавыми декоративными поясками. Интересно, это природный камень или имитация.



А вот мемореальная доска, говорящая об авторстве Щусева. Кроме Казанского вокзала в Москве и этого, в Красноуфимске, Щусев построил для этой дороги ещё два вокзала. В Сергаче и Муроме. Правда есть мнение, что муромский вокзал построен по проекту другого архитектора.



Холод разогнал всех прохожих и проезжих. Все прячутся в тёплом здании вокзала. Только Аля сидит как царица на зелёных ступенях своего дворца. То, что ступени зелёные я заметил только сейчас. А почему они зелёные? Намёк на уральский малахит.



Потолки вокзала. Купол стянут железными скрепами по-старинному. Точно такие же железные стяжки можно встретить в храмах. Большие и ровные пространства идеально подошли бы под роспись. А может быть, она здесь и была раньше.
     Температура внутри плюс семнадцать. Тепло, да не больно припекло - как говорила моя бабушка.



Зал ожидания.


А снаружи морозные дымы, яркие ночные огни. Электровозы, перевалившие Уральский хребет, ждут, когда им разрешат отправиться дальше в сторону Дружинино. Это последний участок на переменном токе, последний участок Горьковской железной дороги.
       Тот электровоз, что ближе к нам это ВЛ60к. Наверное, толкач. Его подцепляют в хвост поезда, который идёт на запад. Без толкача перетащить вагоны через Урал будет трудно.



Подходит скорый на Москву. Даже в Москву некому ехать в такой холод. Только два человека сиротливо стоят на платформе.



Поезд стоит две минуты, а потом плавно набирает скорость.Только вот название у поезда какое-то странное. "Соловей". Почему соловей?


А мы переулками-переулками возвращаемся назад. В бывший интернат, свой временный дом. Замёрзли. По пути встречаем освещённые окна. За ними детали железнодорожной жизни.
    Вот какой-то демонстрационный стенд, на котором заботливо развешаны разные гаечные ключи, молотки и ещё какие-то инструменты. Каждый инструмент снабжён табличкой, объясняющей его назначение.



А это сушилка для валенок, ботинок и унтов. В такую стужу вещь крайне необходимая. Порядок везде образцовый, как и положено на железной дороге.



Проходим мимо водонапорной башни и вагона, который почему-то стоит под прямым углом к путям. Зачем его так поставили?



Вот и всё наше недолгое путешествие на красноуфимский вокзал. Приедем ли мы когда-нибудь сюда снова. Под конец ещё один снимок. Это тот же красноуфимский вокзал, представленный в виде.... головного убора. В 2006 году красноуфимские школьники и их преподаватели  создали коллекцию таких вот своеобразных костюмов и головных уборов к 270-летию родного города. Головными уборами стали несколько интересных зданий родного города.



А вот ещё одно здание-шляпа. "Уралтрансбанк".



Ещё с меткой "Железная дорога".
Рудянка. Железная дорога и Хрен-камень.
Дождь, вороны, утки и люди Верх-Нейвинского вокзала.

железная дорога, Красноуфимск, родина

Previous post Next post
Up