Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге является одним из старейших мест захоронения известных исторических личностей и существует с середины 18 века. Находится оно на Васильевском острове и представляет собой большую территорию, на которой расположились Православное, Лютеранское и Армянское части. Были закреплены участки, принадлежащие Павловскому военному училищу, Первому и Второму кадетским корпусам, Морскому кадетскому корпусу, Горному институту Екатерины Второй. Кроме того, впоследствии были выделены площади под захоронения павших героев Первой Мировой войны. Так, имеется достаточно обширное захоронение офицерских и нижних чинов Лейб-Гвардии Финляндского полка. Знаменито это кладбище и отдельными захоронениями известных и почитаемых людей: русского исследователя и путешественника, Почетного члена Российской Академии наук и Академии художеств Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, поэт и ученый Василий Кириллович Тредиаковский, великий малороссийский поэт Тарас Григорьевич Шевченко (впоследствии перезахороненный на Украине), няня А.С. Пушкина Арина Родионова, вице-адмирал, командир Владивостокского портаЕрмолаев Платон Иванович, основоположник русской авиации Александр Федорович Можайский, Православная Святая Ксения Петербужская (на ее могиле установлена часовня) и другие.
Но для уссурийских и амурских казаков, Смоленское кладбище еще интересно тем, что на нем покоится прах двух известных людей, оставивших свой яркий след в жизни Дальнего Востока. Это генерал-губернаторы Николай Иванович Гродеков и Чичагов Николай Михайлович.
Николай Михайлович Чичагов родился и вырос в одной из самых богатых семей Нечерноземной России. Его предки были известны Екатерине Великой, а отец дослужился до звания генерал-майора. Всестороннее образование он получил в привилегированном Пажеском корпусе, где наряду с другими предметами, большое внимание уделялось военной составляющей. О высокой степени специальной подготовки в этом учреждении, говорит тот факт, что именно камер-пажам выпускникам корпуса доверяли охрану семьи российских императоров.
Наряду с внешним лоском этот выпускник Академии Генерального Штаба обладал сильной харизмой, смелостью, острой наблюдательностью, в совершенстве владел несколькими языками. В 33 года он начинает карьеру военного атташе (легального разведчика) в ряде европейских стран.
В 1893 году его назначают командиром драгунского полка, а вскоре он становится одним из самых молодых генерал-майоров того времени. В 1897 году Николай Михайлович получает новый ответственный пост - начальника штаба Приамурского военного округа. Через два года получив погоны генерал-лейтенанта, он становиться военным губернатором Приморской области(4.01.1899-9.01.1903). Наиболее боеспособное и организованное воинское формирование того периода здесь на дальневосточной окраине России избирает его наказным атаманом Уссурийского казачьего войска.
Крайне озаботившись проблемами защиты Российской границы, он прикладывает максимум усилий для организации ее защиты, успешно совмещая приданные ему силы: корпус пограничной стражи и уссурийских казаков, разрабатывая методику их взаимодействия и согласованность действий. В последствии это сыграло свою роль при подавлении Боксерского восстания в Китае (ихэтуаней) и в ходе Русской-Японской войны.
Острое понимание того, что на сопредельной территории может проводить разведывательную и диверсионную деятельность враг, заставили разработать методики и правила охраны границы, которые актуальны и поныне. Он активно применял внезапные ночные маневры как подразделений пограничной стражи, так и казачьих формирований, практикуя широкомасштабные учения.
Похоронен Николай Михайлович в Петербурге, в семейном склепе, вместе со своими родителями: генерал-майором Михаилом Никифоровичем и Марией Николаевной. Кстати говоря, родной брат Николая Михайловича - Митрополит Серафим Чичагов (в миру Леонид Михайлович), расстрелянный 11 декабря 1937 года. Канонизирован 23 февраля 1997 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Москве.
Место захоронения другого выдающегося деятеля России, генерал-лейтенанта Николая Ивановича Гродекова до недавнего времени считалось безвозвратно утраченным.
Воссоздала историческую справедливость инициативная группа по восстановлению памяти легендарного Приамурского генерал-губернатора, Члена Государственного Совета, генерала от инфантерии Гродекова Н.И. Она была создана в начале 2013 года. В нее вошли: прямой потомок генерал-губернатора Лев Вержбицкий; житель Москвы, но в прошлом уроженец поселка Пограничный Андрей Абрамов; директор хабаровского музея имени Гродекова Николай Рубан; патриот Приморского Края Максим Зубрилов, я, как представитель Уссурийского казачьего Войска и другие. Как я уже упоминал выше, место захоронения Н.И. Гродекова было утрачено, тем более ценна помощь специалистов из различных архивов и библиотек бывшей столицы Российской Империи. Именно с их помощью была найдена в одном из архивов точная карта участков захоронений этого участка кладбища, на котором достаточно точно была отмечена его могила.
Многие добровольные помощники из числа чиновников пожелали остаться неизвестными. Что ж, это вполне по-христиански. Деньги поступали со всех концов нашей огромной страны, и конечно же, большое количество добровольных пожертвований сделали жители поселка Пограничный. А это не может не радовать: люди остаются небезразличными к своей собственной истории. Определенную административную и информационную поддержку оказали губернатор Приморского Края Владимир Миклушевский и представитель Приморского Края в Совете Федерации Татьяна Заболотная, за что им огромное спасибо. И в день рождения генерал-губернатора, 22 сентября 2013 года, был установлен бюст в поселке Пограничный, который изготовил приморский архитектор Георгий Шароглазов.
А 3 декабря этого же года было проведено мероприятие по открытию обелиска Гродекову Николаю Ивановичу на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Сам по себе Гродеков Николай Иванович был уникальной личностью - географ, этнограф, историк, ученый, писатель, грамотный административный руководитель и военный деятель.
Помимо Приамурского генерал-губернаторства, он руководил Туркестаном, был в составе штаба генерала Скобелева на русско-турецкой войне за освобождение Балкан от турецкого ига. В одиночку с двумя казаками он совершил разведывательный рейд по Персии и северному Афганистану, протяженностью в две с половиной тысячи верст, по достоинству оцененный Государем. В конце жизни Николай Иванович занимал пост члена Государственного Совета Российской Империи.
Потомки дальневосточных казаков, ныне живущие в Санкт-Петербурге не забывают о своих Атаманах и каждый год собираются на Смоленском кладбище, чтобы прибраться на могилах, прочитать молитвы и почтить Память своих великих государственных деятелей, которым волею Господа Нашего и Государя Императора довелось жить и служить на благо России в этом далеком крае.
Проживающие в Петербурге уссурийские казаки почтили память Дальневосточных генерал-губернаторов и наказных Атаманов Гродекова Николая Ивановича и Чичагова Николая Михайловича.
Кроме потомков казаков, участие принял внук Николая Михайловича Чичагова.
12 декабря была очередная годовщина смерти Гродекова Н.И. Кроме того, 11 декабря 1937 года, был расстрелян родной брат Николая Михайловича Чичагова, Митрополит Серафим, канонизированный в 1937 году как Святой Новомученик.
На месте захоронения Гродекова.
На семейном захоронении Чичаговых
Првнук Н.М. Чичагова на месте захоронения своего великого предка.