Продолжим рассуждения по поводу возможно учета фактора язычников-балтов при планировании удара Батыя по южной Руси и Европе.
Тут хорошая тема для отдельного исследования. Какие-то источники будут точно. У литовцев эта тема должна быть хорошо разработана исходя из литовского исторического нарратива: битва при Сауле и ее последствия.
В пользу прямой координации удара Батыя с действиями язычников-балтов на первый взгляд говорят косвенные факторы:
1. Татары не пошли вверх по Днепру от Киева по Припяти. Хотя Турово-Пинские княжества традиционно относились к Киевскому княжеству и логично было бы покорить одновременно с Киевом. Галицко-Волынское княжество тогда же покоряли именно таким образом: по западному Бугу татары перешли Полесье в сторону входившего в княжество Бреста.
Значит, военной необходимости отвлекаться на Припять и княжества по среднему и верхнему течению Днепра не было. Оттуда своего Евпатия Коловрата с ударом по флангам и тылам Батый не ожидал.
Военная добыча в княжествах в верховьях Днепра и по Припяти его тоже не интересовала. А это заметный кусок Руси.
Логично предположить, что дело в гарантированном движении на территории севернее Полесья литовцев, точнее балтов-язычников. которые постепенно именно в это время становились литовцами.
Военные силы у литовцев для этого. как показала победа над крестоносцами в 1236 году под Сауле, уже были. Хотя и странно, откуда. Но предположим как обычно делается для объяснения этого феномена: балтские народы стали объединяться для противостояния крестоносцам.
2. Был ли у литовцев - язычников мотив для удара по русским княжествам в этот момент? Почему не сосредоточились на крестоносцах? Тем более, что в Пруссии и на территории современной Латвии после победы под Сауле вспыхнуло восстание. а орден Меченосцев в этой битве был фактически уничтожен. Его остатки в 1237 году объединились с Тевтонским орденом.
Мотив виден: битва при Сауле - это отражение Первого крестового похода против язычников - литовцев. Но в нем приняла участие дружина из Пскова. Она там и погибла: считается 180 человек из 200.
То есть как минимум одно русское княжество - Псковское - участник первого крестового похода. Удар по русским княжествам со стороны язычников выглядит обычным продолжением успеха при Сауле по отражению крестового похода. Тем более,что крестовый поход важным, но все таки элементом в уже известном давлении католического мира на языческий с конца 12го ст. Теперь к этому давлению начали присоединяться православные русские.
3. Батый отправил на Польшу в 1241 году отдельный рейдовый корпус. Этот корпус не задерживался на крепостях. А прошел по Польше веером, обходя балтские земли с запада. На балтских же землях шло повторюсь восстание против крестоносцев по итогам битвы при Сауле.
Татары далее в Польше разгромил возле Легницы объединенное войско поляков. крестоносцев и их союзников. Теперь уже был резко ослаблен Тевтонский орден.
То есть после Батыя, литовцы и прочие язычники балты получили:
- два разгромленных католических Ордена.
- Восстание язычников повсеместно против крестоносцев,
- Опустошенные тылы крестоносцев в Польше.
- И некое сильное организационное ядро в своих рядах, способное к успеху еще при Сауле. И, скорее всего. способное к большой дипломатической комбинации с Батыем.
Перед нами зарождение большого балтского, литовского в основе сильного языческого государства. Чьи интересы надолго совпадали с интересами татар в восточной Европе относительно католического мира и русских княжестве севернее болот Полесья.
Конечно,это только анализ. Надо бы пройтись по прямым источникам. Но углубляться далее в эту тему я пока не стану. Для становления Орды - это вопрос боковой и третьестепенный. Просто штрих к походу татар на Европу. Но любопытно.