Его экспедиция и реализовала в ходе похода основную часть этой задачи. Что в этот раз бросилось в глаза:
1. Решение о выселении черкесов на Лабу-Кубань или в Турцию было принято под влиянием восстания в Польше 1863 года и связанной с этим восстанием угрозы новой большой войны с западными державами по примеру Крымской войны. Заведомо провальное восстание привело к ичезновению крайне оригинальной обширной горской культуры на весьма отдаленном от Польши Кавказе. Ирония судьбы: слабые авантюристы привели к уничтожению еще более слабых, как выяснилось, и вполне себе наивных горцев, продержавшихся, правда, независимыми дольше шляхетского государства, .
2. Горцы, как и шляхта надеялись только на войну западных держав (и Турции) против России. Как только надежда исчезла - покорились всему.
3. В столкновении с имперской воинской машиной даже на своей земле, в труднодоступных горах, горцы оказались потрясающе бессильными. Не породили ни своих оригинальных полководцев, способных к реальным решительным целенаправленным действиям. Не провели воинских реформ, как это сделала Япония по европеизации воинских сил. И даже не приняли прибывших с целью построения европейского типа подразделений европейских военных специалистов всерьез.
Если бы не угроза новой Крымской войны и не наивность черкесов, веривших пропаганде со стороны Британии и Турции, Российская империя, похоже, вряд ли бы их выселяла. Жили бы они на месте, как ногие иные кавказские народы. А с их абречеством и набегами империя бы справилась полицейскими мерами.
Видимо, ключик к пониманию причины коллапса черкесов - в том, что кажется их наивностью, верой в приход Британии и Турции. Причем геополитчисекая наивность тут лишь одна сторона горской рефлексии. Неверная оценка силы Британии и Турции имела и вторую сторону, более негативную. В ожидании очередных войн этих держав с Россией горцы останавливали собственные, как мы бы сейчас сказали, реформы, опираясь на которые они могли бы создать силу, способную сопротивляться России. Имамат возник на севере Кавказа вдали от Черного моря скорее всего именно потому, что там надежд на Британию и Турцию было меньше. Общество на севере Кавказа искало ресурсы внутри себя для сохранения независимости. И, в общем, пройдя через имамат, оно оказалось более приспособлено к подчинению Российской империи после военного разгрома Шамиля. Обошлось без выселений. Черкесы же на такие внутренние преобразования не пошли...
Напоминает реально наивную надежду черкесской культуры на то, что в тени войны западных держав и Турции против России они смогут сохранить в неприкосновенности свой образ жизни и ценности даже от внутренних преобразований. А, ведь стоит представить себе, что было бы, если бы у черкесов нашлось понимание необходимости встать над племенными авторитетами, сломать границы племенных идентичностей во имя, например, своего имамата или более светской гсоударственности. Если бы таки черкесы сумели за короткое время создать с помощью европейских авантюристов, каковых было на Кавказе немало, более менее вооруженную артиллерией, воюющую хотя бы отчасти по-европейски армию. Если бы они смогли удержаться от набегов на Россию и начать дипломатию, как это сделали многие закавказские государства, создали бы порт для большой торговли, создали бы хотя бы один крупный город с системой образования, чтобы не допускать столь наивного представления о мире, каковое у них было... Они бы, все равно скорее всего, были бы покорены Российской империей. Но они бы могли сохраниться на месте... А при идеальном течении геополитики для них, могли бы стать и чем-то вроде маленькой Японии или Сиама.
А если бы выбор черкесов для государствообразующей религии пал на возврат к христианству, тогда их вполне могла ждать в 20-м ст. судьба Грузии и грузинской культуры с ее высоким местом в России\СССР. Проблема коллапса черкесов - скорее всего, где-то в религиозном моменте. В моменте истории, когда традиционная религия не была реформирована до развитой церковной организации, а принятие ислама или христианства оказалось поверхностным. Кстати, в этом плане, заложенное ладиславом Ардзинбой в Абхазии относительно традиционной религии выглядит сознательной попыткой применительно к абхазам этот момент бифуркации учесть. Впрочем, абхазы в целом оказались в черкесском или как его лучше назвать - Большом Адыгском? - судя по резульаттам, одной из наиболее разумных частей. Вообще, странно, что черкесский мир, та его часть, которая коллапсировала в 1864 году, не сориентировалась в своем развитии на Абахазию или Кабарду. Вполне может быть, тот культурный регресс, который охватил сколлапсировавшую в 1864 году его часть, - это следствие ослабления потенциала Кабарды, Абхазии и еще каких-то его частей выступить консолидаторами черкесского мира в ходе событий 18-го - может быть, также начала 19-го ст. ст. Если так, значит, Российская империя во время Кавказской войны столкнулась с раздробленным еще в 18-м ст. культурно-политическим пространством, разные части которого в ходе войны развивались по-разному и западные черкесы в этом развитии развились в роковом направлении.
Прошу не бросаться в эмоциональные споры. Это просто размышления историка вслух в поисках закономерностей исторического процесса и геополитики, выходящих за рамки Кавказа. Но действительно, почему все таки черкесский мир не объединился ни до Кавказской войны ни в ее ходе, хотя предпосылки к тому были? Почему до самого коллапса не находилось нравственных сил у выселяемых народов к объединению и "неимпульсивному" типу поведения даже на войне? Почему западные черкесы коллапсировали, почему не нашелся иной выход, кроме исхода? Это проблемы не только черкесской исторической памяти. Черкесы - были вполне крупной европейской культурой. Как бы ни была она периферийна по отношению к крупным европейским культурам - Германии, Франции, России и т.д., она для европейской идентичности и истории, думаю, как ни странно, неотъемлема. Просто после коллапса 1864 года она ушла по понятным причинам для Европы в тень. Но нынешний затяжной кризис на Кавказе, появление Абхазии, зримейшая европеизации Грузии эту тему актуализирует.
ДУХОВСКОЙ, С.
(1864) Даховский отряд на южном склоне гор
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Карты