Доклад Начальника Управления Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан на
той же недавней конференции в Душанбе.
***
Худоберди Холикназаров:
Соперничество мировых держав в ЦентрАзии и фактор безопасности. Доклад на Международной научной конференции "Проблемы модернизации и безопасности государств Центральной Азии и России в новых геополитических реалиях". Душанбе, ТРСУ, 09.11.2010. // ЦентрАзия. 11.11.2010.
16:19 11.11.2010
Международная научная конференция
"Проблемы модернизации и безопасности государств Центральной Азии и России в новых геополитических реалиях"
Центр геополитических исследований Российско-Таджикского Славянского университета при поддержке Посольства Российской Федерации в Республике Таджикистан.
Душанбе, Кохи Вахдат, 3-й этаж.
Вторник, 9 ноября 2010 года
Холикназаров Худоберди - Начальник Управления Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан
СОПЕРНИЧЕСТВО МИРОВЫХ ДЕРЖАВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ
Настоящая тема является весьма обширной и в силу своей актуальности имеет много спорных тенденций. Поэтому автор попытается очень кратко изложить основную суть самой темы и больше акцентировать внимание на раскрытие вопроса, касающегося проблем безопасности региона.
Общеизвестно, что военно-политическое соперничество мировых держав в любом регионе мира, как правило, является фактором риска для сохранения безопасности стран, находящихся в этом регионе, которое также создает колоссальные проблемы для соседних стран данной местности.
Соперничество мировых держав в Центральной Азии условно можно разделить на два этапа, первый этап охватывает начало 1992 года, сразу после развала СССР, образования независимых государств в Центральной Азии, установления дипломатических отношений этих стран с мировым сообществом и завершается в конце 2001 года, после вторжения американских войск в Афганистан.
На первом этапе мировые державы, в лице Китая, США, России и Европейского Союза, а также региональные державы как, Иран, Турция, Пакистан и Индия стали формировать свои геостратегические интересы в Центрально- Азиатском регионе Содружества независимых государств.
Анализ процесса формирования геополитических интересов мировых и региональных держав в Центральной Азии дает богатый материал для понимания и раскрытия степени соперничества мировых и региональных держав в ЦА и его влияние на систему безопасности в регионе. С этой целью необходимо рассмотреть формирование геополитических интересов новых акторов в центрально-азиатском регионе, таких как, Китай и США на этом этапе.
После установления официальных дипломатических отношений между Китайской Народной Республикой и Центрально-Азиатскими республиками в начале января 1992 года, цели этих стран в рамках межгосударственного взаимодействия существенно модифицировались. Китай, прежде всего, стремился решить значимые для него нижеследующие внешнеполитические и внешнеэкономические задачи в регионе ЦА:
а) - проблему границ;
б) - решение проблем безопасности в регионе в контексте ограничения влияния идеологии пантюркизма, политического ислама и этнического сепаратизма на приграничные с Центральной Азией регионы Китая;
в) - превращения стран Центральной Азии в рынок сбыта китайских товаров;
г) - поиск путей доступа к энергоресурсам региона.
Необходимо отметить, что Китаю удалось на первом же этапе решить проблему границ, как с приграничными странами Центральной Азии, так и с Россией весьма успешно. Подписанные главами государств в апреле 1996 года в Шанхае "Соглашение об укрепление доверия в военной области в районе границы" между Китаем, с одной стороны и Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, с другой стороны стало первым достижением в сфере безопасности границ этих стран (1). Далее стороны 25 апреля 1997 года в Москве подписали "Соглашение о взаимном сокращении военных сил в районе границы", которое стало важнейшим документом в деле обеспечения безопасности в районе границы на пространстве "Шанхайской пятерки".
Третья встреча в верхах состоялось 3-4 июля 1998 года в Алма-Ате на которой обозначился коренной перелом в развитии отношений государств-участников. В формальном плане, начиная с этого совещания, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан перестали представлять одну переговорную сторону во взаимоотношениях "пятерки" (2). Руководители всех государств заняли самостоятельные позиции. Китайская сторона с самого начало переговорного процесса ратовала за независимую позицию каждого государства и на каждой встрече в обязательном порядке отдельно встречалась с каждой делегацией государств Центральной Азии, констатируя, таким образом, важность суверенитета и независимости отдельной страны, а также мягко ограничивала геополитические амбиции России в регионе. Фактически после этой встречи началось скрытое соперничество между Россией и Китаем за влияние в регионе.
Четвертая встреча прошла 25 августа 1999 года в Бишкеке и ознаменовалась тем, что на ней китайская сторона внесла в пункт 4 текста декларации поправку, в которой выражалась решимость сторон, "не допускать использования территорий стран для организации деятельности, наносящий ущерб суверенитету, безопасности и общественному порядку любого из пяти государств" (3). В тексте декларации также констатировалась, что права человека не должны использоваться в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела государств. Эти намеки явно были направлены в сторону США.
Пятая душанбинская встреча состоялась 5 июля 2000 года, на которой, в качестве гостя "пятерки" впервые участвовал президент Республики Узбекистан. В первом пункте "Душанбинской декларации" стороны констатировали, что "будут прилагать усилия по превращению "Шанхайской пятерки" в региональную структуру многостороннего сотрудничества в различных сферах"(4). В пятом пункте декларации была выражена поддержка инициативы Кыргызской Республики о создании региональной антитеррористической структуры с месторасположением в г. Бишкеке.
В целом Душанбинский саммит сыграл важную роль в деле трансформации "Шанхайской пятерки" в полноценную международную организацию под названием ШОС.
Пять саммитов "Шанхайской пятерки" за пять лет, дали возможность Китаю лучше узнать соседние страны региона, их слабые и сильные стороны и определить пути решения своих внешнеполитических и внешнеэкономических задач в регионе на постоянной, многосторонней основе. На наш взгляд, за этот период Китаю также удалось разузнать и прослеживать основные геополитические цели и амбиции США в регионе и принять адекватные меры по их блокированию. Озвученное Китаем предложение по трансформации "Шанхайской пятерки" в полноценную региональную организацию под названием "Шанхайской организации сотрудничества" (ШОС) нашло полную поддержку со стороны руководства стран региона и таким образом, 15 июня 2001 года главы Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана декларировали образование ШОС, тем самим официально заявив о ее создании.
По инициативы китайской стороны, одним из первых документов подписанной на этой встрече была "Конвенция по борьбе против терроризма, религиозного экстремизма и сепаратизма" в рамках ШОС, которая также являлась весьма актуальной для всех стран региона из-за резкого ухудшения военно-политической ситуации в Афганистане. Китайская сторона также сделала акцент на экономическое сотрудничество в регионе.
Необходимо отметить, что параллельно с началом переговорного процесса по "шанхайской пятерке" крупные китайские нефтяные компании, такие как, Китайская национальная нефтяная компания (КННК) и другие уже с 1995 года пришли на казахстанский нефтяной рынок, составив солидную конкуренцию американским и западноевропейским нефтяным компаниям. В конце 1995 г. было создано АО "CNPC-Актобемунайгаз", до сих пор занимающее серьезные позиции на энергетическом рынке сырья. Тем не менее, товарооборот между Китаем и Казахстаном в 1995 году был ничтожно мал и составил всего 391 млн. долларов США. Однако после урегулирования пограничных вопросов между КНР и Казахстаном, а также тщательного изучения энергетических возможностей рынка Казахстана к 2000 году товарооборот между ними резко возрос до 1,9 миллиарда долларов США (5). Следует отметить, что в указанный период Китай стал активно инвестировать в нефтяную отрасль Казахстана солидные по тем временам инвестиции, прежде всего с целью строительство нефтепровода Западный Казахстан-Китай, дабы избавиться от зависимости от российских нефтепроводов.
Таким образом, на первом этапе, Китаю удалось за сравнительно короткий срок, путем эффективного использования своих экономических, политических и дипломатических возможностей укрепить и расширить свое экономическое и политическое присутствие в регионе Центральной Азии, притеснив тем самим, интересы своего партнера Россию и соперника США.
Одновременно Китай смог решить следующие важные для него задачи в регионе:
1. Подготовил солидную договорно-правовую базу для решения пограничных вопросов по формуле 4+1 на многосторонней основе и в свою пользу решил пограничные проблемы.
2. На двусторонней основе подписал основополагающие документы по укреплению и расширению торгово-экономических отношений со всеми странами Центральной Азии и приступил к их реализации только после решения пограничных вопросов.
3. Решил вопросы безопасности и экономического сотрудничества в регионе на многосторонней основе путем создания новой региональной организации под названием ШОС.
4. Используя успешную дипломатию смог привлечь руководство Республики Узбекистан вступить в ШОС, тем самим, уменьшив влияние США на эту Республику.
Соединенные Штаты Америки также внимательно следили за ситуацией в Центральной Азии сразу после обретения странами ЦА независимости. На первом этапе (1992-2001) они преследовали в регионе нижеследующие основные цели:
а) усиление проникновения США и ослабление влияния России в ЦА;
б) активизация присутствия США в ключевых странах ЦА, Казахстане и Узбекистане, получения доступа к энергоресурсам этих стран и нахождения новых путей транспортировки энергоресурсов в обход России.
в) противодействие влиянию Ирана в регионе;
г) демократизация Центрально-Азиатских сообществ;
д) оказание гуманитарной помощи населению стран ЦА и т.д.
На этом этапе США своим основным соперником в регионе считали Россию и пользуясь ее слабостью в этот период, смогли обеспечить себе активное присутствие в Центральной Азии, в особенности в Узбекистане и Казахстане. Относительно конфликтов, вспыхнувшим на территории СНГ, и в особенности в Центральной Азии, администрация Б. Клинтона, пришедшая к власти после выборов 1992 года, заявила о своем намерении активно включиться в процесс по их урегулированию. Для эффективности этих усилий в августе 1993 года был назначен специальный координатор от США по урегулированию конфликтов в СНГ - Джеймс Коллинз, основная задача которого заключалась в замене "внутреннего" миротворчества в СНГ, осуществляемого силами самих государств Содружества, на "интернациональное" миротворчество, в рамках которого Россия не имела бы значительного влияния.
По геополитическому раскладу, в этот период, одним из главных геополитических задач для США в Центральной Азии, была обеспечение как можно более дистанцированной от России внешнеполитической линии со стороны двух наиболее значимых республик Центральной Азии - Казахстана и Узбекистана. Необходимо отметить, что, Казахстан, на который США питались сделать ставку, не занял, подчеркнуто антироссийскую позицию в своей внешней политике. Тогда Вашингтон стал активно работать с Узбекистаном и невзирая на натянутые отношения с руководство Узбекистана, связанные с критикой в адрес посольства США в Ташкенте в 1992-93 годы за контакты с политической оппозицией, смог поэтапно повернуть внешнеполитическую симпатию Узбекистана к США. Одновременно, к 1995 году после появления режима "Талибан" в Афганистане, а также других геополитических факторов, ситуация в Центральной Азии изменилась и Узбекистан стал стратегическим партнером США в центрально-азиатском регионе и одним из активных участников натовской программы " Партнерство ради мира". С 1996 года США ежегодно выделяли определенную финансовую поддержку на развитие узбекской армии (6). В апреле 1999 года в ходе Вашингтонского саммита НАТО Узбекистан присоединился к антироссийскому блоку ГУАМ, после чего аббревиатура ГУАМ была заменена на труднопроизносимую ГУУАМ. Между тем, постепенно, США предприняли действия по привлечению и других стран Центральной Азии к расширению сотрудничества, как в военной, так и в политической сфере. В 1999 году США включили центрально-азиатские республики в " зону ответственности" командования Центральной группировки вооруженных сил США (CENTCOM), которая осуществляет американские военные акции на Среднем Востоке.
Таким образом, активная военно-политическая деятельность США в Центральной Азии резко активизировала сотрудничество России и Китая в плане усиления соперничества с США в регионе. В ответ на активизацию США, Россия и Китай стали форсировать процесс по формированию "Шанхайской пятерки" и ее трансформации в крупную региональную организацию под названием ШОС, а также смогли вовлечь Республику Узбекистан в эту организацию, в результате чего США почувствовали серьезную угрозу своим геополитическим интересам в Центральной Азии. Поэтому они активно искали случай для того, чтобы любой ценой закрепить свое военно-политическое присутствие в центрально-азиатском регионе.
События 11 сентября 2001 года как раз стали таким случаем, после которых, американские войска вошли в Афганистан и прибрели две военные базы в Узбекистане и Кыргызстане. Эти события резко изменили геополитическую архитектуру Центральной Азии и усилили соперничество между мировыми державами в регионе. 14 сентября главы правительств государств-участников ШОС в своем заявлении резко осудили эти террористические акты в США и выразили солидарность с американским народом. Россия дала согласие США на использование территории СНГ для вторжения в Афганистан и ликвидации режима "Талибан". После вторжения американских войск в Афганистан, быстрой победы над движением "Талибан", а также Боннского соглашения от 5 декабря 2001 года, страны ШОС, поддерживая антитеррористическую направленность этой акции, одновременно выразили глубокую озабоченность присутствием в ней тенденциозности и "двойных стандартов"(7). Появление двух военных баз США на территории Узбекистана и Кыргызии, по выражению исследователя Бориса Руммера - "разрушила систему сдержек и противовесов, которую Россия и Китай создали в рамках ШОС" (8). Китайская пресса тоже в резких выражениях высказалась по этому поводу: "- волк зашел в задний двор…. Целю США является то, чтобы использовать афганскую войну для доминирования в Центральной Азии" (9).
Таким образом, постепенно военные базы США в ЦА стали предметом геополитического торга между странами-членами Шанхайской Организации Сотрудничество с одной стороны и США с другой. Некоторые страны-члены ШОС на территории, которых размещались военные базы США, из-за накала соперничества, а порой и открытой конфронтации, между ведущими мировыми державами попали в зону "геополитической турбулентности" в которой борьба доходила до апогея, и существовал риск потери национальной безопасности и даже угроза распада этих стран.
К 2005 году всем стало ясно, что американцы застряли в Афганистане надолго, борьба с терроризмом приняла вялотекущую форму, но основная цель США была направлена в страны Центральной Азии. К этому времени ШОС превратилась в солидную, авторитетную региональную организацию. В этом смысле весьма показателен юбилейный 10-й саммит глав государств-членов ШОС, прошедший в Астане 5 июля 2005 г. В утвержденной государствами-членами ШОС Концепции сотруд¬ничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом подчеркивается: "Государства-члены организации исходят из того, что борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на пространстве ШОС своими собственными силами имеет для них приоритетное значение". Не менее существенно и то, что на саммите снята и вторая неопределенность в деятельности ШОС, связанная с иностранным военным присутствием в Центральной Азии. Несмотря на все усилия со стороны США и Запада в целом, им не удалось "вбить клин" в отношения между Китаем и Россией как главных составляющих этого объединения, а также "оторвать" от этого тандема центрально-азиатские государства. (10).
В принятой по итогам саммита Декларации содержит два любопытных абзаца. В первом говорится о том, что страны ШОС поддерживали, и будут впредь поддерживать усилия международной коалиции, проводящей антитеррористическую операцию в Афганистане, но одновременно с этим они отмечают позитивную динамику стабилизации внутриполитической ситуации в Афганистане. Второй абзац подводит итог: "Учитывая завершение активной военной фазы антитеррористической операции в Афга¬нистане, государства-члены Шанхайской организации сотрудни¬чества считают необходимым, чтобы соответствующие участники антитеррористической коалиции определились с конечными сроками временного использования упомянутых объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территориях стран-членов ШОС". (11).
Таким образом, Россия и Китай открыто выразили свое негодование относительно политики одно¬стороннего доминирования США в Центральной Азии за счет военно-политического присутствия в Афганистане.
Тем не менее, новый виток соперничество между основными военно-политическими соперниками в регионе Центральной Азии, США и России, которые имели свои военные базы в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане за монопольное геополитическое влияние в Кыргызстане, в том числе, стало одной из причин событий 2005 и 2010 годов в этой стране.
Внешнеполитическая активность Китая же на втором этапе соперничество мировых держав в Центральной Азии в основном заключалась в решении нижеследующих задач:
- во-первых, с ликвидацией режима "Талибан" в Афганистане КНР укрепила антитеррористическое сотрудничество с США с целью резкого уменьшения террористических атак на Синьцзян-Уйгурский Автономний Район Китая со стороны уйгурских сторонников "Исламского движения Восточный Туркистан", находящихся на территории Афганистана;
- во- вторых, глобальная война США против террора давала полезную возможность Китаю активизировать борьбу против "Исламского движения Восточный Туркистан" и уйгурских сепаратистов, штаб квартиры которых находились в США и стран Запада.
- в-третьих, Китай, используя удобный момент, стал форсировать свою программу по обустройству своих западных территорий, направив в СУАР несколько сот тысяч строителей ханской национальности, из других провинций страны и завершил строительство железной дороги из Урумчи до Кашгара;
- в-четвертых, КНР в этой американской военной операции, прежде всего, разглядела геополитическое соперничество между НАТО и ОДКБ и была уверена в том, что ее интересы в регионе не будут ущемлены;
- в -пятых, пока США занимались проблемами Афганистана, КНР резко увеличила объем инвестиций в энергетическую отрасль стран Центральной Азии, для удовлетворения потребности своей быстрорастущей экономики энергоресурсами из стран Центральной Азии, в результате чего торговый оборот с этими странами к 2003г., по сравнению с 2001 годом удвоился с 7 миллиардов долларов США до 14 миллиардов.
Таким образом, Китай смог извлечь выгоду даже из американской военной кампании в Афганистане. США же, по мнению многих западных экспертов, "не смогли заполнить тот вакуум в Центральной Азии, который образовался после распада СССР"(12).
Второй этап соперничество мировых держав в Центральной Азии, который фактически начинается с конца 2001 года до настоящего времени проходит с преимуществом Китая и стран-членов ШОС, которым удалось сохранить и укрепить свои политические, торгово-экономические и дружественные отношения, как на многосторонней, так и на двусторонней основе.
Тем не менее, на наш взгляд, в ближайшей перспективе соперничество между Китаем, США и Россией усилится не только в регионе Центральной Азии, но и по всему миру из-за энергоресурсов, что естественным образом отразиться на проблеме сохранения безопасности в странах Центральной Азии. Необходимо также отметить, что в будущем соперничестве между США и КНР самим уязвимым местом Китая станет проблема доставки энергоресурсов в Поднебесную. По прогнозам китайских экспертов, в 2020 году потребность Китая в нефти будет составлять от 380 до 400 миллионов тонн, при собственной нефтедобычи - только в 170-180 миллионов тонн (13). Известно, что львиную долю нефтепродуктов Китай, доставляет в страну через мировой океан, который фактически контролируется военно-морскими силами США. В случае, когда соперничество США и Китая гипотетически превратится во вражду или же дойдет до военного столкновения, США немедленно перекроют морские пути для китайских нефтяных танкеров. Без нефти же китайская экономика долго непродержится. Поэтому в настоящее время, Китай планирует создание материковой магистральной сети скоростного транспорта по трем направлениям: Центральноазиатское, Восточноазиатское и Российское направления. Основная цель этих проектов создания мощной наземной транспортной инфраструктуры для доставки энергоресурсов в Китай со всего мира.
Между тем, в настоящее время, Китай в геополитическом плане осознает нежелательность и преждевременность демонстрации своих амбиций в регионе Центральной Азии и в отношениях со своим главным соперником США ведет корректную геополитическую игру в Центральной Азии, считая своей главной задачей сохранения стабильности и безопасности в регионе для решения своих экономических задач.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Усиления соперничества мировых держав в Центральной Азии может в дальнейшем подорвать безопасность в регионе и притормозить их устойчивое развитие.
2. Главным игрокам на геополитическом поле Центральной Азии необходимо признавать взаимные интересы, и договорится друг с другом во благо экономического развития и процветания стран региона.
3. Динамичное и устойчивое развитие Центральной Азии, возрастание ее роли для мирового сообщества могут происходить только в условиях сохранения стабильности и геополитического равновесия в регионе.
(1). Чжао Хуашэн. Китай, Центральная Азия и Шанхайская Организация Сотрудничества-М., 2005.-с.5.-(раб. материалы Москв.Центр Карнеги; Вып.5)
(2). Там.же
(3). Избранные документы о ШОС. Пекин, 2002.-с.63.
(4). Там.же.-с.73.
(5). Краткий статистический ежегодник Казахстана. Алматы, 1992-1999. С. 149,157.
(6). Сидоров О. Политика США в Центральной Азии: реалии и перспективы. "Gazeta.kz", 27.01.2005. Постоянный адрес в интернете: http\archiv.muslimuzbekistan.comrusrusnews2005