Истребители-бомбардировщики над полем боя. ВВС Пустыни, сентябрь 1944 - январь 1945 гг. Часть 3.

Sep 08, 2018 18:09



Содержание и Часть 1. Организация тактической авиации союзников в Италии
Часть 2. Организация тактической авиации союзников в Италии (окончание)
Часть 4. Эволюция системы управления и методов непосредственной авиационной поддержки в ВВС Пустыни (продолжение)

Большим разочарованием, особенно для 239-го крыла, стал сегодняшний приказ ВВС Пустыни о временном прекращении вылетов на свободную охоту в глубокий тыл противника. В полдень был получен еще более строгий приказ, полностью запрещающий вылеты к северу от реки По. Армия должна получать как можно больше непосредственной поддержки на поле боя, а удары по коммуникациям должны производиться в непосредственной близости от линии фронта. Если сравнить исключительно скромные успехи, достигаемые свободной охотой в ближнем тылу противника с тем, чего удалось добиться на прошлой неделе в результате вылетов на большую дальность, можно прийти к выводу, что концентрированные удары по тыловому снабжению врага могли бы гораздо сильнее ухудшить его положение, чем десятки боевых вылетов, в результате которых получается уничтожить лишь один-другой случайный грузовик или локомотив.

(...)

Изменения, которые произошли за последние 6 месяцев в отношении оказания непосредственной авиационной поддержи сухопутным войскам, просто колоссальны. В прошлом году запросы на непосредственную поддержку тщательно изучались оперативным отделом ВВС Пустыни и только после этого принималось решение об их утверждении. А сейчас создается такое впечатление, что к исполнению принимаются все запросы без исключения. Нередко доходит до того, что нам приходится отказывать в нанесении удара по цели, уже утвержденной DAF - ввиду отсутствия свободных самолетов, или из-за того, что уже слишком поздно отправлять самолеты на задание. Сегодняшние ВВС Пустыни - это не более, чем очень мобильная тяжелая артиллерийская дивизия, которая находится в полном распоряжении армии, и все наши наступательные возможности полностью подчинены армейским требованиям. Происходит именно то, что предсказывал виконт Тренчард, и против чего он так долго и упорно боролся.

ЖБД No. 1 MORU "A" (Mobile Operations Room Unit - мобильный командный центр). Записи за 11 и 12 сентября 1944 г.

Эволюция системы управления и методов непосредственной авиационной поддержки в ВВС Пустыни

16 ноября 1941 года, за два дня до начала операции "Крусейдер", штаб британской 8-й армии выдвинулся в район Бир Хамса, расположенный в 35 км к югу от Сиди-Баррани. В тот же день, в непосредственной близости от него был развернут передовой штаб ВВС Западной пустыни (Advanced Air HQ Western Desert - предшественник Advanced HQ DAF). Впервые с начала войны штабы 8-й армии и поддерживающих ее ВВС находились в одном месте и могли осуществлять совместное планирование и управление боевыми действиями подчиненных им частей сухопутных войск и авиации. В дальнейшем совместное расположение двух штабов стало стандартной практикой, сохранившейся до конца войны. Выбор места для развертывания объединенного штаба осуществлялся таким образом, чтобы в наибольшей степени удовлетворить и армейским и авиационным требованиям, но поскольку география расположения подчиненных сухопутных и авиационных частей и соединений, как правило, заметно различалась, то и решение о месте расположения штаба достигалось на основе компромисса. Основным требованием к месту развертывания объединенного штаба было удобство создания надежной системы связи с подчиненными частями и соединениями, а также с тыловыми штабами 8-й армии и ВВС Пустыни. Дополнительным требованием со стороны ВВС Пустыни было размещение штаба в непосредственной близости от действующего аэродрома или посадочной площадки.


Два летчика-ветерана Первой Мировой войны на заслуженном отдыхе - начальник Воздушного штаба (высшая военная должность в Королевских ВВС) главный маршал авиации Чарльз Фредерик Алджернон Портал (вступил в Королевский Авиационный Корпус в 1915 г.) и командующий ВВС Пустыни вице-маршал авиации Уильям Форстер Диксон (вступил в Королевскую Морскую Воздушную Службу в 1916 г.), Передовой штаб ВВС Пустыни, район Монтериджони, Италия, вторая половина августа 1944 - за несколько дней до начала операции "Олива".
В апреле 1917 восемнадцатилетнему Уильяму Диксону была присвоена квалификация пилота гидросамолета, а через несколько месяцев он получил назначение на авианосец "Фьюриес". 19 июля 1918 г он участвовал в налете на базу цепеллинов Тённер - первой в истории ударной операции, выполненной самолетами, взлетевшими с палубы корабля. В последующие месяцы служил летчиком истребителя на линкорах, оборудованных взлетной платформой, а весной 1920 получил назначение во вновь сформированную 205-ю эскадрилью, вооруженную палубными разведчиками Пантер. В 1920-1921 Диксон входил в тройку наиболее активно летающих палубных летчиков RAF, он участвовал в испытательных полетах с недостроенного авианосца "Игл", проводил испытания опытных самолетов с палубы авианосца "Аргус", за которые был награжден переходящим кубком Даннинга за 1921 г. Его служба в палубной авиации закончилась в начале 1922-го, когда он был переведен летчиком-испытателем в испытательный отдел Королевского Авиационного Центра (RAE). В 1923 Диксон получил назначение в Министерство Авиации, где вскоре стал личным помощником заместителя начальника Воздушного штаба Джона Майлса Стила. После трех лет службы в министерстве, он год командовал отрядом в 56-й истребительной эскадрилье, а затем окончил курс Штабного колледжа RAF. Следующие пять лет, с 1929 по 1934, Диксон провел в Индии, где Королевские ВВС активно участвовали в полицейских операциях и подавлении антиколониальных выступлений. Сначала его направили в штаб 1-го Индийского крыла, действовавшего в Северо-западной пограничной провинции, а через год перевели в штаб командующего RAF в Индии, где он прослужил целых четыре года - большую часть из которых под руководством своего прежнего начальника по Министерству Авиации Джона Стила, назначенного командующим RAF в Индии в начале 1931 г. Вернувшись на родину, Диксон год командовал 25-й истребительной эскадрильей, после чего был направлен на преподавательскую работу в Штабной колледж RAF, а в начале 1939 г. поступил в Имперский колледж обороны. 3 сентября 1939, в день вступления Великобритании в войну, он был назначен в Управление планирования Министерства Авиации, а в марте 1941 стал начальником этого управления. В мае 1942 Диксон был назначен начальником штаба 9-й группы Истребительного командования, месяц спустя - командующим этой группой, а еще через несколько месяцев - командующим 10-й группой. В марте 1943 он стал командующим вновь формируемой 83-й группой, которая впоследствии вошла в состав 2-х Тактических ВВС и была предназначена для взаимодействия с британской 2-й армией во время высадки в Нормандии и дальнейших операций на континенте. В начале 1944 бывший командующий британской 8-й армией генерал Монтгомери был назначен на должность командующего 21-й группы армий, которая готовилась к высадке в Нормандии. Уезжая в метрополию он забрал с собой со средиземноморского ТВД многих высших британских офицеров, одним из которых был командующий ВВС Пустыни вице-маршал авиации Гарри Бродхерст, которого в марте 1944 назначили командующим 83-й группой. Уильям Диксон, в свою очередь, был назначен на освободившуюся должность командующего ВВС Пустыни. Этот пост он занимал до начала декабря 1944, когда его отозвали обратно в метрополию, в Министерство Авиации, для назначения на должность помощника начальника Воздушного штаба. В январе 1953 Уильям Диксон был назначен начальником Воздушного штаба Королевских ВВС, но это не означало, что вершина его карьеры уже достигнута. Три года спустя он стал председателем Комитета начальников штабов (в начале 1959 эта должность стала называться начальник Штаба Обороны), первым в британской истории заняв только что учрежденный высший военный пост в вооруженных силах Великобритании. (c) Imperial War Museums.


Традиционно для британской системы военного управления, командующий ВВС Пустыни не был подчинен командующему 8-й Армии, точно так же, как командующий MATAF не подчинялся Командующему Союзными Армиями в Италии. Параллельные армейская и авиационная цепочки командования смыкались только на уровне верховного главнокомандующего союзными войсками на Средиземном море. (Однако сам пост верховного главнокомандующего союзными войсками на Средиземном море появился только в феврале 1943, а до этого боевыми действиями управляли три равноправных главнокомандующих - сухопутными войсками, авиацией и флотом.) Поэтому формирование политики применения авиации и планирование ее боевых действий производилось совместно двумя командующими и их штабами. При этом роль командующего 8-й армии заключалась в том, чтобы ознакомить командующего ВВС Пустыни с планом наземной операции и определить задачи, которые в рамках этой операции должны решать ВВС. На основе этой информации командующий ВВС Пустыни выбирал наиболее эффективный способ решения поставленных задач и выделял для их решения необходимые силы.

За несколько лет совместной работы взаимодействие и взаимопонимание между двумя штабами достигло очень высокого уровня. Кабинеты (точнее фургоны, трейлеры или палатки) командующих 8-й армией и ВВС Пустыни, как правило находились в непосредственной близости друг от друга. Точно также, рядом друг с другом располагались помещения начальников штабов, взаимодействующих отделов, а также боевые информационные пункты (Operation Rooms) двух штабов. Объединенный штаб был организован таким образом, чтобы офицеры каждого из штабов не только имели свободный доступ в смежные отделы другого штаба, но и проводили друг с другом как можно больше времени.

Другим новшеством, впервые испытанным в ходе операции "Крусейдер" стали специальные смешанные армейско-авиационные части связи, получившие наименование ASC (Air Support Control - центр управления авиационной поддержкой; в дальнейшем официальное наименование было изменено на Army Air Support Control - AASC). Первоначально предполагалось, что именно ASC, формировавшиеся из расчета один на корпус, будут осуществлять управление силами авиации, выделенными для поддержки сухопутных войск. Каждый ASC состоял из штаба, который размещался совместно с штабом соответствующего корпуса, семи так называемых щупальцев - армейских радиостанций, смонтированных на грузовике или бронеавтомобиле, они придавались тем дивизиям и бригадам, которым командование корпуса планировало оказывать авиационную поддержку, четырех мобильных авиационных радиостанций, размещавшихся на аэродромах приданных авиачастей и восьми FASL (Forward Air Support Link - передовая радиостанция авиационной поддержки) - мобильных авиационных радиостанций, предназначенных для управления самолетами в воздухе, а также для прослушивания сообщений, передаваемых разведывательными самолетами. Семь из восьми FASL должны были действовать совместно с щупальцами, а восьмая оставалась в штабе ASC. Кроме того, в штабе ASC было три радиостанции для связи с щупальцами и два RASL (Rear Air Support Link - тыловая станция авиационной поддержки) для связи с аэродромами. Во все приданные ASC авиационные крылья и отдельные эскадрильи назначались армейские офицеры связи (ALO - Air Liaison Officer). Их основной задачей было информировать командование и летный состав о наземной ситуации, расположении линии фронта и линии бомбометания (т.е. линии за которой была разрешена атака наземных целей), визуальных сигналах и знаках, используемых своими войсками, а также инструктировать экипажи перед полетом о назначенных им целях. С другой стороны, ALO информировал ASC о вылете ударных групп, их расчетном времени над целью, а после возвращения экипажей передавал полученные от них данные о результатах вылета. Через щупальца вся эта информация доводилась до сведения штабов соответствующих армейских соединений.

Однако еще до начала "Крусейдера" ASC лишили функции управления авиацией. Было решено, что управление авиационной поддержкой должно осуществляться централизовано командующим ВВС Западной пустыни совместно с отделом авиационной поддержки штаба 8-й армии. В результате, функции ASC сводились к тому, чтобы передавать в отдел авиационной поддержки (Direct Support Section - DSS) армии запросы на удары по целям, полученные от штабов бригад и дивизий через щупальца или напрямую от разведывательных самолетов. Работающие в той же сети радиостанции авиационных частей, выделенных для непосредственной поддержки, получали запросы ASC одновременно со штабом армии, что позволяло этим частям заблаговременно организовать подготовку к вылету и проведение предполетного инструктажа экипажей в ожидании окончательного решения командующего ВВС.

На основании опыта, полученного в ходе этой операции, к весне 1942 организация ASC была изменена. Количество щупальцев было увеличено до девяти, однако придавать каждому щупальцу свою FASL было признано нецелесообразным. Вместо этого щупальца получили приемники для прослушивания разведывательных самолетов. Теперь осталось только одна радиостанция для управления разведывательными самолетами в штабе ASC и две FASL, которые вместе с авиационными офицерами связи придавались штабам дивизий. Эти офицеры должны были связываться с ударными группами на пути к целям для передачи им дополнительной информации, которая могла стать известна после отправки исходного запроса, а при возвращении групп после выполнения задания получать от них информацию о результатах удара. Кроме того, в штат ASC были добавлены мобильные авиационные радиостанции для размещения в объединенном штабе 8-й армии и ВВС Западной пустыни, а общее количество таких радиостанций, включая предназначенные для размещения на аэродромах приданных авиачастей, доведено до восьми.

Вполне логично, что следующим шагом стал перенос ASC из штаба корпуса непосредственно в объединенный штаб 8-й армии и ВВС Западной пустыни - это позволило исключить задержку на передачу запросов из ACS в DSS и оперативные отделы этих штабов, поскольку теперь они располагались в непосредственной близости друг от друга и были связаны прямыми телефонными линиями. Сначала в объединенном штабе просто разместили два существующих центра - No. 2 AASC и No. 5 AASC, каждый из которых обслуживал свои сети щупальцев и RASL, а через некоторое время они были объединены. Новый AASC, который обеспечивал связью всю армию и мог формировать до 24 щупальцев, был образован в июне 1943 и получил наименование No. 2/5 AASC. Последний за время войны этап реформирования системы связи авиационной поддержки наступил 31 октября 1944. В этот день No. 2/5 AASC, который, как мы помним был смешанной армейско-авиационной частью, был расформирован, а вместо него была сформирована чисто армейская No. 1 ASSU (Air Support Signal Unit - часть связи авиационной поддержки), непосредственно подчиненная авиационному отделу штаба 8-й армии.

Оперативное управление боевыми действиями ВВС Пустыни осуществляла специальная часть, называвшаяся No. 1 MORU (Mobile Operations Room Unit - мобильный командный центр). Эта часть была сформирована в Великобритании в октябре 1942 как мобильный аналог командного центра группы Истребительного командования и была предназначена для управления тактической авиацией в ходе планировавшейся кампании по освобождению Западной Европы. Однако, поскольку высадка во Франции постоянно откладывалась, летом 1943 было решено отправить 1 MORU на Средиземноморский ТВД - для проверки концепции в боевых условиях и наработки опыта применения. К этому времени в ВВС Пустыни уже существовал свой аналог MORU - 211-я группа. Она была значительно меньше по численности и хуже оснащена, но уже имела богатый опыт управления действиями тактической авиации и взаимодействия с авиачастями DAF. Поэтому во время высадки на Сицилии основную работу по управлению авиацией выполняла именно 211-я группа, высадившаяся на остров 13 июля, на 4-й день операции. 1 MORU был переброшен на Сицилию только 19 июля после чего на него было возложено управление оборонительными действиями истребительной авиации, тогда как 211-я группа сохранила за собой управление всеми наступательными операциями тактической авиации, включая непосредственную авиационную поддержку. Существование двух аналогичных частей в составе ВВС Пустыни было явно избыточным, поэтому 22 августа 1943, после того, как 1 MORU достаточно освоился в новых для себя условиях, оперативное управление боевыми действиями ВВС Пустыни было полностью передано ему, а вскоре после этого 211-я группа была расформирована.

1 MORU был достаточно большой частью. На 30 июня 1944 его личный состав насчитывал 414 человек, в том числе 53 офицера, а к концу марта 1945 увеличился до 543 человек, 67 из которых были офицерами. В состав MORU входили следующие подразделения:

- Отдел планирования, осуществлявший планирование боевых действий авиации в течение дня на основе ежедневной директивы, выпускаемой штабом ВВС Пустыни. Итогом работы этого отдела были так называемые формы "D" - формализованные распоряжения на выполнение боевого задания в которых указывались учетный номер задания и его приоритет, номер эскадрильи и необходимое количество самолетов, тип задания, координаты и описание цели, время прибытия в район цели, номер используемого радиоканала и т.п.

- Отдел руководства полетами, осуществлявший непосредственное управление действиями подчиненными силами авиации. Офицеры боевого управления этого отдела отдавали распоряженя на вылет групп для выполнения боевых заданий и управляли этими группами в воздухе. Единственным средством для определения местоположения самолета в воздухе, которым располагал собственно 1 MORU был УКВ пеленгатор, позволявший определять направление на самолет по излучению его бортовой радиостанции. Зато в оперативном отношении MORU были подчинены все радиолокационные станции ВВС, действующие в полосе ВВС Пустыни, информация от которых передавалась на командный пункт MORU, что позволяло отображать общую воздушную обстановку на прокладочном столе. Кроме того, практически на постоянной основе полтора-два десятка офицеров боевого управления MORU придавались отдельным РЛС (как правило, по 2-4 человека на станцию), часть из которых была дооборудована для выполнения функций передового командного пункта истребительной авиации. Часто одна из РЛС развертывалась в непосредственной близости от MORU.

- Разведывательный отдел, который занимался сбором и систематизацией информации из всех доступных источников о воздушной обстановке, силах и действиях противника, результатах боевых вылетов собственной авиации и т.д. Эта информация была предназначена для использования отделом планирования MORU, а также передавалась в разведывательный отдел штаба ВВС Пустыни.

- Группа армейских офицеров связи, основными задачами которых было предоставление другим отделам MORU необходимой информации о боевых действиях и потребностях сухопутных войск, участие в планировании боевой работы авиации, а также передача информации о планируемых вылетах и результатах произведенных вылетов заинтересованным наземным штабам.

- Отдел "Y" (радиоразведки), предназначенный для сбора информации о боевых действиях и намерениях авиации противника. Полученная отделом информация могла использоваться как для непосредственного управления находящимися в воздухе самолетами, наведения истребителей и т.п., так и для получения данных о боевом и численном составе действующей на данном участке фронта авиации противника, ее передислокациях, прибытии новых частей и другой информации представляющей интерес для командования союзной авиацией.

- Отделы связи и шифрования. За всю проводную связь в полевых условиях в британских вооруженных силах отвечал Королевский корпус связи, входивший в состав армии. Для обеспечения проводной связью ВВС в Королевском корпусе связи были сформированы специальные части, получившие название Air Formation Signals (AFS - связь авиационных частей), которые придавались авиационным соединениям и объединениям. Как правило, MORU был обеспечен телефонной и телетайпной связью с объединенным штабом 8-й Армии/ВВС Пустыни, аэродромами подчиненных крыльев и эскадрилий, радиолокационными станциями. Собственная служба связи MORU отвечала за радиотелеграфную и радиотелефонную связь как с другими наземными частями, так и самолетами в воздухе и имела несколько десятков КВ и УКВ радиостанций.

- Передовой командный пункт истребительной авиации. Первоначально это было небольшое подразделение, включающее несколько офицеров боевого управления, подразделение связи, пару шифровальщиков и вспомогательный персонал, которое было предназначено для управления истребителями в отдельном секторе. В случае маневренных боевых действий, аэродромы тактической авиации могли располагаться достаточно глубоко в тылу. В этом случае передовой командный пункт истребительной авиации предполагалось развертывать в непосредственной близости от линии фронта, чтобы, совместно с основным MORU, обеспечить непрерывное управления самолетами в воздухе на всем протяжении полета - при подлете группы к линии фронта управление ею должно было передаваться от MORU передовому командному пункту. В Италии, в условиях малоподвижного фронта, аэродромы авиации, находящейся под управлением MORU, как правило, располагались достаточно близко от зоны боевых действий, что позволяло поддерживать с ними связь из одного места. Поэтому для выполнения своих исходных функций передовой командный пункт истребительной авиации в Италии, как правило, не использовался и базировался совместно с основным MORU - до тех пор, пока для него не нашлась другая задача. В конце мая 1944 на основе передового командного пункта истребительной авиации, численность которого был значительно увеличена за счет передачи личного состава и техники из других подразделений MORU, был сформирован полноценный командный центр - уменьшенный аналог основного MORU. Необходимость в выделении второго MORU (получившего обозначение No. 1 MORU "B") возникла в связи с тем, что в этот период ВВС Пустыни действовали на двух удаленных друг от друга направлениях. 18 августа 1944 штат MORU был официально изменен и вместо передового командного пункта истребительной авиации в нем появился так называемый дочерний отдел (Subsidiary section), который сохранялся до апреля 1945 несмотря на то, что уже с конца сентября 1944 No. 1 MORU снова действовал как единая часть.

Кроме вышеперечисленных подразделений, в состав 1 MORU входили различные вспомогательные службы, обеспечивающие его повседневную деятельность. Мобильность MORU обеспечивалась автопарком, который насчитывал более сотни единиц транспорта - от грузовиков и спецфургонов до мотоциклов. Помещения всех основных отделов размещались в специально оборудованных фургонах и трейлерах. Несколько автофургонов, установленных рядом и соединенных переходами, образовывали единый командный центр. Для обеспечения непрерывности управления авиацией при передислокации, в штате MORU была заложена некоторая избыточность. Сначала на новое место отправлялась передовая партия, состав которой позволял осуществлять полноценное управление авиацией в течение нескольких дней. Когда передовая партия развертывалась на новом месте и организовывала необходимые каналы связи с штабом ВВС Пустыни и подчиненными частями, тыловая партия передавала ей управление и только после этого сворачивалась и покидала старое место базирования.

Основным средством связи офицеров боевого управления с самолетами в воздухе являлись УКВ радиостанции, дальность действия которых ограничивается условием прямой видимости, что предъявляло определенные требования к выбору места для развертывания MORU. Как правило, выбиралось такое место, которое обеспечивало возможность поддержания радиосвязи с самолетами в течение всего полета от момента набора высоты после взлета с аэродромов базирования до линии соприкосновения с противником и его ближних тылов на всем протяжении того участка фронта, на котором действовали подчиненные MORU авиачасти. Именно дальность радиосвязи с самолетами ограничивала размеры района, который мог обслуживать один MORU. Кроме того, именно по этой причине MORU, как правило, располагался на значительном удалении от передового штаба ВВС Пустыни. Как мы помним, место для размещения объединенного армейского и авиационного штаба выбиралось с учетом требований армейского штаба и в большинстве случаев не было оптимальным с точки зрения обеспечения радиосвязи с самолетами.

Весной 1944 основные силы американской 5-й и британской 8-й армий были сосредоточены в западной части Италии на участке о побережья до района Кассино для проведения операции "Диадема". Поскольку обе армии должны были действовать на ограниченном участке фронта, было решено, что непосредственную авиационную поддержку обеим армиям будет оказывать американское XII TAC. ВВС Пустыни в это время оставались на адриатическом побережье, отвечая за авиационную поддержку и ПВО британского V-го корпуса, временно выведенного из состава 8-й армии, а также проведение операций над побережьем Югославии. Здесь же, на восточном побережье, остались передовой штаб ВВС Пустыни, 1 MORU и подразделение 2/5 AASC с четырьмя щупальцами. Основная же часть 2/5 AASC была развернута на западе, совместно с штабом 8-й Армии. Оперативное управление непосредственной авиационной поддержкой в составе XII TAC осуществляло американское 64-е истребительное крыло. Для обеспечения взаимодействия штаба 8-й Армии с 64-м истребительным крылом и штабом XII TAC, последний должен был сформировать специальное подразделение, получившее наименование "Ops. B", которое размещалось совместно с штабом 8-й армии. Большая часть личного состава для формирования Ops. B была выделена передовым штабом ВВС Пустыни. Для взаимодействия с штабом 5-й армии, XII TAC сформировало аналогичное подразделение, названное "Ops. A".

После того, как в результате успешного развития операции "Диадема" был захвачен Рим, наступление 5-й и 8-й армий должно было развиваться в разных направлениях - американская армия продолжала движение на северо-запад, а британская поворачивала на северо-восток. В связи с этим вновь возникла необходимость разделить управление тактической авиацией. Начиная с 6 июня зона ответственности XII TAC была ограничена фронтом 5-й армии, а ВВС Пустыни стали отвечать за поддержку 8-й армии и британского V-го корпуса. Одновременно с этим значительное количество авиачастей из состава XII TAC были переподчинены DAF. Поскольку 8-я армия и V-й корпус действовали на далеко отстоящих друг от друга направлениях, один MORU не мог обеспечить управление авиацией в интересах двух объединений. Поэтому, как уже было упомянуто, его разделили на два - основная часть получила название No. 1 MORU "A" и еще 31 мая начала передислокацию в район Роккасекки на западе Италии, а сформированный на базе передового командного пункта истребительной авиации No. 1 MORU "B" остался на восточном побережье поддерживать V-й корпус.

В июле 1944, когда в связи с переброской XII TAC на Корсику ВВС Пустыни стали отвечать за поддержку обеих действовавших в Италии союзных армий, 1 MORU "B" был передислоцирован в Чечину, на западное побережье страны. Функции управления тактической авиацией на адриатическом побережье были переданы британскому 287-му крылу, ранее входившему в состав союзных Береговых ВВС.

Очередное изменение зон ответственности командных центров ВВС Пустыни было произведено накануне операции "Олива". Поскольку главный удар должен был наноситься на восточном участке фронта, то теперь на побережье Адриатического моря перебрасывался 1 MORU "A". Первой в Фальконару, где в это время находилось 287-е крыло, отправилась маленькая передовая партия в составе двух офицеров боевого управления, двух офицеров разведки и нескольких солдат и сержантов, прибывшая на место вечером 23 августа. Начиная с вечера 25 августа передовая партия 1 MORU "A" совместно с 287-м крылом приняла на себя управление авиационными частями ВВС Пустыни, действующими на восточном участке фронта. Этот импровизированный командный центр получил полуофициальное наименование MORU 287. Тем временем, 1 MORU "B" был поделен примерно пополам. Одна половина, получившая название No. 1 MORU (FCU "B") (Forward Control Unit - передовой командный пункт) осталась на месте, а вторая, сохранившая прежнее название, утром 24 августа отправилась в Крети (3 км восточнее Фояно-делла-Кьяна), место базирования 1 MORU "A". Вечером 25 августа 1 MORU "B", пополненный личным составом из 1 MORU "A" принял на себя управление авиационными частями ВВС Пустыни, действующими на центральном участке фронта, а утром 28 августа основная партия 1 MORU "A" начала перебазирование на восточное побережье. К следующему утру эта часть в полном составе была сосредоточена на временной площадке около Сенигаллии, а 30 августа переехала на 20 километров к северо-западу и развернулась на вершине холма рядом с аэродромом Фано. Интересно отметить, что еще более двух недель управление авиацией на направлении главного удара 8-й армии продолжал осуществлять импровизированный MORU 287, тогда как жизнь многочисленного персонала 1 MORU "A", словами ЖБД, "проходила в полном спокойствии, не нарушаемая никакой работой, кроме необходимости забираться в машину, чтобы поехать на пляж купаться." Только вечером 16 сентября MORU 287 был наконец закрыт и управление авиацией на восточном участке фронта перешло к 1 MORU "A". Через несколько дней после этого, вечером 21 сентября, 1 MORU "B" передал центральный участок фронта американскому 62-му истребительному крылу XII-го истребительного командования, которое теперь отвечало за авиационную поддержку 5-й армии, а сам через несколько дней объединился с 1 MORU "A". Что касается 1 MORU (FCU "B"), то он просуществовала всего неделю, после чего передал свои функции одной из американских частей управления авиацией, а сам еще в первых числах сентября отправился на соединение с 1 MORU "A". Таким образом, к концу сентября 1944-го 1 MORU вновь стал единой частью и в таком виде просуществовал до конца войны.

Каждый вечер в объединенном штабе 8-й Армии и ВВС Пустыни проводилось оперативное совещание для выработки плана непосредственной авиационной поддержки на следующие сутки. Как правило председательствовал на нем начальник штаба ВВС Пустыни, кроме него в совещании участвовали начальники оперативного и разведывательного отделов штаба ВВС Пустыни, начальник штаба, начальники оперативного, разведывательного и авиационного отделов штаба 8-й армии. К участию в совещании могли привлекаться и другие офицеры армии и ВВС, имевшие отношение к обсуждаемым на нем вопросам. В соответствии со стандартной процедурой, совещание начиналось с докладов начальников оперативного и разведывательного отделов армии, первый из которых кратко описывал результаты боевых действий 8-й армии за прошедшие сутки и текущее положение своих войск, а второй сообщал известную информацию о силах и действиях противника. После них с аналогичными докладами о действиях своей и вражеской авиации выступали начальники оперативного и разведывательного отделов штаба ВВС Пустыни. Затем начальник штаба армии, или начальник ее оперативного отдела описывали планы армии на ближайшие дни и требуемые действия авиации по разведке противника, непосредственной поддержке и воздушному прикрытию войск, необходимые для успешной реализации этих планов. После анализа представленных армией заявок начальник штаба ВВС Пустыни принимал решение о принятии к исполнению или отказе по каждой из них, а также знакомил присутствующих с общим планом боевой работы авиации на предстоящие сутки, включая операции, непосредственно не связанные с обеспечением боевых действий сухопутных войск.

По результатам совещания штаб ВВС Пустыни выпускал директиву с подробным описанием задач на сутки и их приоритета, перечнем запланированных вылетов с указанием времени и необходимого наряда сил, количеством и степенью боеготовности сил, выделенных в резерв для решения задач, которые могут возникнуть в течение дня и т.п. Эта директива посылалась в 1 MORU, а также передавалась в штаб 8-й армии, а оттуда - в штабы частей и соединений, которым планировалось оказывать авиационную поддержку. Тем же вечером отдел планирования MORU выпускал формы "D" на первые вылеты, запланированные на следующее утро, которые телетайпом передавались в штабы соответствующих крыльев, а их копии - в штаб ВВС Пустыни, подчиненным MORU РЛС, а также в смежные отделы самого MORU. Параллельно армейские офицеры связи в MORU, крыльях и отдельных эскадрильях получали из штаба 8-й армии данные о запланированных целях, линии бомбометания и общей наземной обстановке, на основании которой готовили информацию для предполетного инструктажа экипажей. На следующий день MORU продолжал планирование боевых вылетов в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки, результатами предыдущих вылетов, установленными директивой задачами и приоритетами, а также осуществлял оперативное управление вылетающими на задание самолетами. Все время от взлета до посадки каждая группа была на связи либо со своим аэродромом, либо с MORU, либо с передовым пунктом управления/РЛС (за исключением, разве что, вылетов в глубокий тыл противника). Текущее положение группы показывалось на прокладочном столе по данным, получаемым от РЛС или УКВ пеленгатора. В случае необходимости - например при плохой видимости или облачности, затрудняющей ведение детальной ориентировки - офицеры боевого управления MORU могли указать экипажам точное местоположение группы либо векторением вывести ее в район цели, а по завершении задания помочь вернуться на свой аэродром. Кроме того, группу информировали об обнаруженных вблизи от ее маршрута отметках вражеских или неидентифированных самолетов. После посадки и опроса экипажей результат вылета передавался в MORU, а через щупальца - в армейские штабы.
Часть 4. Эволюция системы управления и методов непосредственной авиационной поддержки в ВВС Пустыни (продолжение)

raf, daf

Previous post Next post
Up