С этой семьей я знакома больше 25 лет, еще в 1996 году мы учреждали общественную организацию для защиты интересов бизнеса, с тех пор и началось наше общение. Но я напишу просто о семье, потому что почти все события происходили на мох глазах.
Часть первая. Как все начиналось
Они познакомились в электричке. Этот процесс знакомства занял всю зиму. Студентами были, общежития тем, кто живет неподалеку, не давали. Вот и ездили каждый день на занятия во Владивосток. Электричка из Артема отходила в 6ч. 37 мин, время в пути - около часа. Смартфонов не было, поэтому можно было досыпать, читать или смотреть в окно или на соседей по вагону. Вот в вагоне и увидели друг друга, сначала садились в один вагон и встречались взглядами, потом так же молча старались сесть на скамейки в третьем ряду. К весне парень наконец заговорил, а она ответила. Теперь уже весь час сидели на деревянных скамейках вместе, а если пары в его политехе и ее торговом институтах заканчивались в одно и то же время, то и возвращались вместе.
Оба учились на дневном, но парень на два или три курса старше. Когда пришла пора получать диплом, В. предложил руку и сердце. Прямо в утренней электричке, при всех. Их совершенно незнакомые люди поздравляли, даже песни пели. Мама нашей девушки растила двух девочек одна. Муж ушел к любовнице, которая родила ему сына. Так и заявил: «Я хочу растить сыновей, а не девок». Мама возражала против замужества дочки- зачем, дескать, в 20 лет выходить замуж, этих женихов их еще столько будет. Но М. ответила, что такого хорошего больше не встретит.
Такие электрички ходили в пригороды Владивостока и рядом лежащие города
Поженились они в те самые «святые девяностые». В. работал в шахте горным инженером, жена - заведующей производством в кафе. Родилась дочь, а они снимают комнатку в бараке. Туалет на улице, печка и т.д. Однажды В. не вышел из шахты и выдвинул требование: «Дайте квартиру». Трое суток провел под землей, туда ему и принесли гарантийное письмо о предоставлении квартиры в строящемся доме. В это же самое время шахтеры на Красной площади касками стучали. Не знаю, добились ли они чего-нибудь коллективными забастовками, а В. индивидуальной вот добился.
Часть вторая. Как становились предпринимателями в девяностые.
А вскоре шахты начали закрываться. В. был заядлым охотником, на охоту мужики ездили в охотугодья. Почти все друзья по охоте были силовиками: милицейские, прокурорские, фсб-шные. Они и рассказали В., что на окраине города есть лесопилка, там делали крепи для шахт, а шахт в Артеме было 8. Заказов нет, лесопилка загибается, а люди разбегаются. Шахтоуправление продавало имущество. Такой моды - делать оценку - тогда не было. По какой цене имущество стояло на балансе, по той и продали. А те, социалистические цены уже давно не соответствовали рыночным. Насколько не соответствовали покажу на своем примере. В 2011 году я продавала двухкомнатную квартиру в Уссурийске, которая мне по наследству досталась. Ее стоимость в выписке из Росреестра была 167 тыс. рублей, а покупатель дпл 2 млн. Жена В. участвовала в приватизации кафе, где работала по распределению. Брать на себя ярмо с финансовой деятельностью и рисками захотели всего два человека, остальные остались наемными работниками, только теперь уже у ООО. М. стала директором, потому что прежней директрисе было под 60, она не понимала как это работать рентабельно, ведь раньше все проблемы кафе решал ОРС.
Примерно к 95 году оба супруга стали директорами ООО, у каждого свой бизнес. Муж к началу 21 века еще один бизнес открыл - окна пластиковые ставить. И как-то ловко так выигрывал конкурсы (тогда еще не было этих законов 44- ФЗ и 228-ФЗ), его фирма заменяла окна в школах, больницах, городской администрации. А жена купила магазин на первом этаже жилого и кафешку небольшую, все это в хороших проходных местах. При этом она помнила, что муж может в любой момент уйти - за сыном. Так ей мама внушала каждый день. Вторая беременность, уже в возрасте за 30, далась сложно. Месяцев 6 пришлось отлежать в больницах. Но сын появился.
К этому времени у семьи появился стабильный доход, они прикупили еще одну квартиру на своей лестничной клетке и объединили со своей. Сделали хороший ремонт, тогда говорили «евроремонт». Квартирка получилась удобная: два туалета, две ванных комнаты. У каждого ребенка отдельная комната, а у родителей спальня как в кино - 24 кв. метра.
Дети хорошо учились. Дочка еще и в музыкальной школе делала успехи, ее за оперный вокал награждали грамотами и дипломами. Родители думали, что будущее дочери определено. Но в выпускном классе девочка влюбилась и пошла туда же, куда ее первая любовь - в медицинский институт. Родители и тут девочку поддержали, купили ей малогабаритную квартирку неподалеку от института. Любовь прошла на втором курсе, а вместе с ней и любовь к медицине. Дочь поступила в другой вуз, но родители и тут не перечили. Сын занимался борьбой, и тоже не без наград. В бизнесе наняли управляющих, поэтому зимние холода семья проводила в теплых странах, размещая красивые фотоотчеты в соцсетях.
Рухнуло все за два присеста. Но об этом я напишу в следующем посте.