У меня давно уже происходит что-то похожее на то, что рассказала
sofia_agacher в
САМОВАРНАЯ ИСТОРИЯ. Стоит задуматься о чём-то, чем-то глубоко заинтересоваться и вдруг с разных сторон начинается сыпаться информация. Лет 10-12 назад маленькая девочка, ехавшая с нами в машине, спросила, почему не делают жёлтые машины.
- Почему? Сколько угодно! - удивились мы и показали на ехавшие рядом такси. - Вон, смотри!
- Не такси, простые!
- Ну, простые... Сейчас увидим.
Но, как назло, жёлтенькие машины ближайшие минут десять не попадались. Наконец:
- Вон, смотри! - перед нами выруливал новенький "жук". Но девочку это не убедило - одна машина на город!
Но потом попалась ещё одна. Чуть позже - ещё две. А потом они хлынули потоком. Несколько дней они вились вокруг нас как буйволовые скворцы вокруг бегемота - пока мы не взвыли:
- Ну теперь-то ты видишь?
- Да, - гордо ответила девочка.
Какая связь между жёлтыми машинками и самоварами? В начале февраля просматривал фотографии наших поездок в Переславль-Залесский и вспоминаю, что мы так и не попали в один из музеев, где выставлены в том числе и самые разные самовары. И в музей утюга тоже. Вспомнили наш электрический, он был ещё со старым тэном - столбиком, а не спиралью... Искал одну информацию, да наткнулся на ноябрьский пост
"А как вы пьёте чай?..", там как раз иллюстрация - чаепитие с самоваром:
Так что всё один к одному, информация пошла, а что будет дальше, Бог весть! Потому и выкладываю пост Sofia Agacher, немного дополнив - двумя комментариями, моим и другого читателя и почитателя.
Последнее время мне кажется, что я живу внутри какой-то сферы, и стоит мне чем-то заинтересоваться, как со всех сторон начинают открываться дверцы или выдвигаться ящички, в которых лежит то, что меня интересует. Интернет открывается на той уникальной информации, которая мне нужна. По телефону звонят люди и приглашают меня в гости, где я нахожу интересующие меня предметы и сведения. И даже птицы и коты выводят меня к тому месту и к тем событиям, которые в настоящее время созвучны моим мыслям. Я нахожусь в состоянии музыканта, который слышит и видит музыку во всем окружающем его мире, и только записывает её на нотном стане, потому что ласточки, сидя на электрических проводах и перелетая с места на место, создают гармонию звуков, а шелест листьев и звон капели дают этой гармонии особые оттенки.
Удивительная история, которой мне хочется поделиться с вами, началась в Нью-Йорке в знаменитом ресторане "Russian Tea Room", расположенном рядышком с Корнеги-холлом.
В зале ресторана с красными диванами и такими же яркими стенами, разукрашенными золотыми узорами и золотым потолком, стояло несколько десяткой медных самоваров - маленьких и огромных, пузатых без труб и с длинными трубами, с узорными ручками и кранами. И все это излучало веселье и жар, столь необходимый в далекой, вечно заснеженной и такой загадочной России. Не знаю, так ли это на самом деле, но так видят русскую чайную комнату американцы. И мне захотелось, поговорить со своими друзьями о семейных преданиях, связанных с чаепитием и с самоварами. И к моему, великому сожалению, разговаривая со своими знакомыми, я слышала практически от всех одни и те же слова: "О каком семейном самоваре ты говоришь! Войны, ссылки, репрессии, здесь не то что самовар, даже фотографий предков почти не осталось. Почти все семейные истории скрывались от детей. Нет, ничего не знаем, и не помним!"
И вот вернувшись во Флориду, окончательно отчаявшись получить какую либо информацию о самоварах от своих друзей, я случайно в магазине встретила небольшого роста пожилую женщину, которая услышав, как я говорю по телефону по-русски, подошла ко мне и сказала по-английски:
- Здравствуйте, меня зовут Рона, моя семья приехала в Америку в начале прошлого века из небольшого белорусского местечка или штеттеля. Мои прабабушка и прадедушка вместе со своими девятью детьми пересекли океан в трюме корабля, практически без еды и воды. Самой большой ценностью, которую они привезли с собою, был самовар. Я хорошо помню, как моя бабушка рассказывала мне, что они сидели очень голодные в тёмном трюме корабля и слышали, как пищат крысы. И что бабушка начала просить свою маму, мою прабабушку, чтобы та поменяла самое ценное, что у них было, самовар на хлеб и накормила детей, а прабабушка ответила ей, что голод пройдёт, а самое ценное надо беречь, и что её внучка, когда-то тоже будет прикасаться к этому самовару и будет вспоминать о своих предках и их далекой родине.
И тогда моя бабушка пообещала своей матери беречь этот самовар. И с тех пор в нашей семье хранится старинный русский самовар из Тулы.
Меня поразила история этой американской семьи, хранящей у себя больше века самовар, как символ далекой родины своих предков. Видя мой неподдельный интерес Рона пригласила меня к себе домой, где и показала своё сокровище - самовар. Я, конечно, сделала его фотографии и очень надеюсь на вашу помощь, дорогие мои друзья, в установлении истории этого самовара. Почему на самоваре написано имя ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ БАГАЩЕВ? Были ли самовары именные? Дарили ли их при рождении или на памятные даты? Что это за Тульская самоварная фабрика? Возможно найдутся предки человека, фамилия которого написана на самоваре?
Я буду очень признательна за репост этой страницы и за любую информацию об этом конкретном самоваре, или любой иной семейной самоварной истории.
Рона оказалась замечательной художницей. Вот портреты её бабушки и дедушки, нарисованные ею самой.
Все девять детей её прабабушки переплыли океан, остались живы, получили в Америке образование. Рона не знает, как и почему столь ценная вещь, как самовар, оказалась в очень бедной семье, где прабабушка убиралась в домах, а дедушка был садовником.
Надеюсь, что данная история продолжится в небольшом исследовании, о продвижении которого, я конечно, буду держать вас в курсе.
Комментарии
1.
- Помню, в детские годы, как разжигал у бабушки завалявшийся в сарае самовар... нагревался моментально, и чай казался из него каким то особенным.
- А как разжигал, расскажи подробно! И чем вкус особенный?
- Внизу открывал поддувало, в отверстие для угля наложил деревянных чурочек и поджег :)
Чай имел привкус дыма, что придавало какой то шарм, специфический вкус... очень кстати приятный
Самовар был Тульский, там это было указано внизу, и год выпуска - что то около 1950-х
Материал - вроде нержавейка, покрытая хромом снаружи...
2.
Вряд ли нержавейка, слишком дорога она тогда была. Да и упоминание хрома... улыбнуло.
Самые-самые первые самовары были из меди и были очень дороги - медь есть медь. Поэтому позже стали делать из латуни (или томпака - та же латунь, но со значительно более высоким содержанием меди, из томпака делали "золотые" самовары, они были и дороже).
Потом появились мельхиоровые - тоже медь в основе. Из-за схожести с серебром их называли "серебряными" (были и настоящие серебряные, но их было мало, такое могли позволить себе очень обеспеченные люди; кажется, в царской семье были), а чтобы придать ещё большую схожесть, делали накладки из серебра. Кроме того, были "серебряные" самовары из меди, катанной с серебром (делали из биметаллическкого листа с тонким слоем глубоко въевшегося серебра;
на толстый лист меди клали тонкий серебряный и прокатывали).
А ещё были самовары из бронзы (это и понятно - медь), чугуна и даже тульской оружейной стали.
В конце XIX века самовары стали никелировать. Такие самовары в чистке не нуждались. А "классические" надо было чистить регулярно. Говорят, чистили чуть ли не раз в неделю. До зеркального блеска! Естественно, кто чем, своими смесями: соль с уксусом, керосином с порошком толчёного кирпича (лесковского Левшу помните?). Пятна окисления (медь же!) помимо прочего чистили, например, хлебным квасом, настойкой бузины (т.е. слабыми растворами органических кислот).
Вообще про самовары можно много написать.
У нас у деда в Жуковском был самовар.Раскочегаривали как печь-буржуйку, да и самовар, по большому счёту был такой печкой, только с водяным "бластером" (кожухом) и из меди (или сплавов). Был и сапог, которым, как мехами, раздували уголья. Но насчёт "чурочек" - это круто. Сначала клали щепу или лучины, чтобы разгорелось лучше, и только потом - мелкие чурочки, их специально готовили, как и лучины.
Современных кубиков прессованного сахара-рафинада не было, был кусковой. И пили вприкуску - да, из блюдечка! - хотя иногда, по праздникам появлялись карамельки. Но чаще всего бабушка выкладывала варенье, которое варила сама - из чёрной смородины, вишни, крыжовника или клубники (всё своё, из палисадника).
Для сахара были щипчики (у нас разные сохранились), но дед и отец иногда кололи крупные куски тупой стороной ножа на руке.
Так, попутное воспоминание: у дяди (в честь которого меня назвали Анатолием) зять - чех. Это в те-то годы! Приехал он с женой в Москву, пошли в гости к подруге Лены (двоюродная сестра моя, старшая). Та поставила чай, тортик, всё как положено. И сахар. Вполне современный, кубиками, прессованный. Культурно - в сахарнице. Ян сидит, хочет положить себе сахар, а не может. Дипломатично молчал, пока Лена не догадалась - нет щипчиков для сахара! Ведь брать сахар из сахарницы ложечкой или руками неприлично!
И вот ещё про сахар: первоначально лимон в чай клали не для вкуса, а для того, чтобы кусковой сахар лучше растворялся, а не как "источник витамина С". Поэтому лимон всегда клали в горячий чай, а не в остывший, - к сахару!
Так вот про самовар. Он потом долго стоял в дровяном сарае, когда провели в квартиры газ и стало проще кипятить воду в простых чайниках на плите. Примерно то же самое случилось и у нас в Томске. Правда, самовара там не было, не успели. А потом везде дровяные печи разом заменили на электроплиты. Поэтому вскоре в семье появился электрический самовар. Всё с ним было хорошо, но ставили его, когда собирались за столом все вместе или приходили гости - его надо было заливать полностью, чтобы вода покрывала ТЭН. По-моему, он где-то ещё лежит, пылится...
P.S.
О фабрике Василия Степановича БАТАШЕВА:
Самоварные фабрики возникали в форме капиталистической мануфактуры с вольнонаемными рабочими. Выделяются крупные самоварные фабриканты, "самоварные короли" - Ломовы, Баташевы, Тейле, Ваныкины, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью. В конце XIX века в Туле существовало более 10 фабрик однофамильцев Баташевых. Самая ранняя из них основана И.Г. Баташевым в 1825 году, а самая крупная фабрика В.С. Баташева - возникла в 1840 году.
В 1898 году утвержден устав "Товарищества паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле". Новая фабрика была выстроена в конце XIX века в Туле на Грязевской улице (теперь улица Лейтейзена, дом № 12). Это была первая паровая самоварная фабрика в России. В начале XX века фабрика наследников В.С. Баташева выпускала 54 различных фасона самоваров. Самовары фабрики Баташевых особенно ценились. Прославленные баташевские самовары, лучшие по качеству и отделке, быстро раскупались, принося большой доход фабриканту. Ни одна русская выставка в России и за границей не обходилась без тульского самовара, без продукции фабрики Баташева. Желающие участвовать в выставках должны были представить несколькими образцами все разновидности своих изделий. Фабриканты, которые примут участие в выставках, должны на случай получения наград снабдить свои самовары фабричными клеймами.
Высшей наградой на всероссийских выставках считался государственный герб, утвержденный министерством финансов за лучшие фабричные изделия. На Всероссийской Нижегородской выставке в 1896 году за производство самоваров наследники Баташева получили эту высшую награду. Оттиск герба и других наград можно увидеть на рекламах и самоварах наследников В.С. Баташева и других фабрикантов.