"Садовых гномиков, или фламинго,
или каких-нибудь полководцев,
или все равно что- любой как частное лицо
может разместить
в своем личном садике или в своем доме".
Президент Латвии В. Вике-Фрейберга,
2.07.2002, по поводу открытия
восстановленного памятника Барклаю де Толли.
История рижского памятника Петру Великому многократно и подробно описана. Хотя мне за последние две недели и довелось вживую осмотреть всех трёх Петров, я бы не стал о них писать, если бы не мог добавить от себя к этой истории один маленький аспект.
![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000c1h3b/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000c4e18/s640x480)
Но, для полноты картины сначала позволю себе повториться об известном.
Начало 19 века. На волне патриотизма, охватившего российское общество после наполеоновских войн в Риге зарождается и активно обсуждается идея установки памятника Петру к минувшему столетию присоединения Лифляндии. Был сделан даже его эскиз: Пётр в римской одежде на колеснице в окружении аллегорических женских фигур, символизирующих Мир, Умеренность, Ригу, Двину а также богинь Минерву и Викторию, кроме того бегущие вражеские и победоносные русские войска и прочие подобающие атрибуты и символы. Этот проект не был осуществлён, но идея не была забыта.
1903 г. Рижская дума принимает решение об установке памятника. В короткий срок собрали 87236 рублей 89 копеек пожертвований. На конкурс были выставлены 58 проектов, победил берлинский профессор Густав Шмидт-Кассель.
![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000c33ek/s640x480)
1909 г. Начались работы по созданию памятника.
4 июля 1910 г. на Александровском бульваре в присутствии августейшего семейства в торжественной обстановке главный памятник Риги того времени был открыт.
Июль 1915 г. Всвязи с приближением германского фронта к городу наряду с промышленными предприятиями было принято небесспорное решение эвакуировать и памятник. Петра погрузили в трюм парохода "Сербино" и отправили в Петербург через Моонзунд. Стоя на якоре в Рижском заливе у о. Вормс в ожидании конвоя, судно было обнаружено германским эсминцем и потоплено торпедой. В последующих вихрях войн и революций о судьбе памятника никто особенно не интересовался.
![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000cp74t/s640x480)
11 июля 1928 г. Рижская управа приняла решение снести пустующий постамент в ходе работ по возведению памятника Свободы.
В том же 1928 г. осуществляя судоподъёмные работы затонувшего парохода "Сербино", эстонский водолаз обнаружил памятник Петру, лежащий в 30 метрах от судна. Эстонцы предложили рижанам его выкупить. Рижская городская управа начала изыскивать для этого средства.
10 июля 1934 г. Управа постановила выкупить у эстонского судоподъёмного общества статую за 15 тыс. эстонских крон. Интересно, что тогдашние городские мужи с латышскими фамилиями единогласно признали художественную и историческую ценность памятника российскому императору. То ли национализм тогда был цивилизованнее, то ли должность виновников всех бед латышского народа к тому времени была закреплена за немцами, но никаких следов про "символы империи и оккупации" в протоколах обсуждений этого вопроса не зафиксировано.
23 июля 1934 г. памятник в разобранном виде прибыл в Ригу в товарном вагоне. После подъёма по частям со дна моря он нуждался в серьёзной реставрации. Поскольку оригинальное место было занято, планировали установить статую в саду Виестура, бывшем Первом Царском парке города, основанным самим Петром. Новая мировая война опять помешала Петру занять достойное место в городе, который он так любил. Детали хранились сначала в Рижском замке, потом были перевезены в монастырский крестовый ход Домского собора.
В 1959 г. памятник попал на склад Управления благоустройства города. Снова начались дискуссии по поводу его установки.
25 сентября 1977 г. наконец-то было принято решение Рижского горисполкома восстановить памятник к 1990 году. На этот раз помешала не мировая война, а перестройка.
В 1989 году группа энтузиастов во главе со Станиславом Разумовским вывезла памятник буквально из-под носа охотников за цветметом из уже неохраняемого склада на территорию советской воинской части. Но позднее советские, вернее уже российские войска вывели, склад попал в руки латвийских военных. Голову памятника Станислав хранил у себя в гараже. Наконец, после многих перепетий и приключений статуя попала к предпринимателю Евгению Гомбергу, за свой счёт её восстановившему.
![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000c5czg/s640x480)
17 августа 2001 г. Пётр Великий спустя 86 лет вернулся в городской парк Кронвалда, но только на несколько дней. К тому времени понятия о культуре и об истории у власть предержащих уже были покрыты толстым слоем русофобии. За самоуправство Гомберга оштрафовали на 25 латов, после чего Пётр занял место на принадлежащей предпринимателю автостоянке, где и находится до настоящего времени.
![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000c60y3/s640x480)
Юридический статус памятника до сих пор не определён. Оригинальные детали - собственность Рижской думы. Восстановленные - собственность Евгения Гомберга. От принятия деталей и работы в дар дума воздерживается, акт о завершении работ не подписан. В том же 2001 году от "символа русского великодержавного шовинизма" латвийские власти пытались избавиться путём передачи его в подарок Санкт-Петербургу на 300-летие города. Питерской мерии хватило здравомыслия отказаться от такого подарка. Но сама скульптура понравилась. К тому же пришлись кстати слепки с оригинала, который восстанавливали в одной из мастерских северной столицы.
27 мая 2003 г. в Стрельне перед северным фасадом Константиновского дворца открылся памятник - точная копия рижского, установленная на пьедестале поскромнее, но оригинальной высоты.
![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000ck95f/s640x480)
Установленная на пьедестале доска о рижском прошлом оригинала не упоминает. И экскурсовод об этом почему-то не обмолвилась.
![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000chhq2/s640x480)
Если присмотреться, то кажется, что у рижского, оригинального Петра (у того, что сверху) выражение лица спокойнее и мудрее. А может, всё дело в освещении.
![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000c9743/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000cahza/s640x480)
Но у судьбы памятника существует и побочная линия - это история его авторской модели, на протяжении по крайней мере советской эпохи Латвии бывшей украшением Колонного зала Домского капитула, который занимает музей истории Риги и мореходства. Экспозиция этого зала была посвещена петровскому периоду Риги. На фото 60-х годов модель находится в дальнем конце зала, рядом с исторической фреской вокруг вмурованной в стену бомбы, которую якобы
послал по городу сам московский царь во время осады в 1709 году. ![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000cbyfs/s640x480)
Сейчас это место выглядит несколько прозаичнее.
![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000cc11e/s640x480)
Экспозиции, посвящённой "русскому" историческому периоду от взятия Риги в 1710 году до середины XIX века в музее в данный момент не существует вообще, а неполиткорректный экспонат сослан на полувыставку-полусклад в Крестовой галерее собора.
![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000cehdt/s640x480)
Для уже изрядно повреждённого и уже давно требующего реставрации гипсового артефакта это не самые хорошие условия хранения, но нынешние латвийские культурные приоритеты это допускают.
![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000cg21z/s640x480)
Не вызывает сомнения, что история по крайней мере двух из трёх Петров не закончена. Будущие поколения рижан, которые будут безусловно культурнее и мудрее нынешних, расставят всё по надлежащим местам.
![](http://pics.livejournal.com/grumblerr/pic/000cqh3t/s640x480)