Клод Дебюсси - один из моих любимых композиторов. У меня с его музыкой особенные отношения.
Поэтому писать коротко и по делу мне сложно, но я постараюсь.
Дебюсси был очень вдохновлен там новым, что открыл и пробовал Вагнер, и искал новые идеи, чтобы пойти дальше по пути музыкального новаторства.
В результате он создал новое направление в музыке, которое получило название "музыкальный импрессионизм".
Название было заимствовано у аналогичного направления в живописи.
Музыка формально пока подчиняется основным законам функциональной гармонии и тональности, однако в ней много необычного и непривычного.
Например, изменчивые и нерегулярные ритмы.
Отсутствие четкого деления на мелодию и сопровождение.
Использование параллельных тональностей
Большой оркестр и новые приемы оркестровки
Самый яркий пример такой "новой" для того времени музыки - следующий ролик. Послушайте, кому интересно, хотя бы первые пару минут.
Как сказал дирижер Пьер Булез, с самых первых мгновений в этой Прелюдии к Послеполуденному отдыху Фавна, мы можем слышать ни много ни мало - зарождение модернизма в музыке.
Click to view
Интересно, что сам Дебюсси, ставший основателем этого нового музыкального течения, резко отрицал такое название, и считал что его музыка не имеет ничего общего с импрессионизмом в живописи. Но название закрепилось.
Влияние музыки Дебюсси было огромным. Во Франции самым ярким представителем музыкального импрессионизма стал Равель.
Элементы этого стиля можно наблюдать у Сибелиуса, Делиуса, Яначека, Рахманинова, Лядова.
Интересно, кстати. отметить и то, каким образом Дебюсси пришел к своему открытию.
Дебюсси был воспитан как романтический композитор, прошел "немецкую школу" в консерватории, испытал влияние французского романтизма, интересовался старинными жанрами. Очень хорошо он знал русскую музыку, особенно уважал творчество Мусоргского.
Но у него была цель - вырваться из привычных рамок, и найти новые пути, экспериментировать.
А как известно, для того чтобы создать что-то новое, в науке ли, в искусстве, в сознании создателя должна сместиться парадигма.
Он ждал какого-то опыта, события, которое поддтолкнуло бы его к этому.
И для него этот момент случился во время посещения Всемирной выставки в Париже, где он познакомился с экзотическим звучанием гамелана - национального оркестра с острова Явы.
Эта музыка его потрясла. "Вся эта ваша привязанность каденций к тонике и доминанте стала вдруг казаться мне по детски смешной".
Как хорошо что есть ютьтюб, простейший поиск выдает нам кучу вариантов, можно послушать как звучит оркестр гамелан с острова Ява, открывший Клоду Дебюсси иные музыкальные миры.
Click to view
Влияние музыки Востока на современную музыку - огромная и очень интересная тема.
Это как-нибудь потом я бы с удовольствием для себя побольше изучила и обсудила с теми, кому тоже интересно.