Лима и Кальяо
Via Expressa
После ужина решили съездить в центр - компанией безопаснее. Ехать надо было на маршрутке. Вышли на улицу, и Изабель принялась высматривать нужный номер. И хотя маршруток было много, но все они шли куда-то не туда. Наконец, остановилась наша. Было заметно, что даже Костя плохо ориентируется в местном транспорте и топографии, что уж говорить про меня - я сразу утонул даже в простой прямоугольной сетке улиц, так много их было, и так быстро наш водитель сворачивал с одной на другую.
Через 40 минут мы выгрузились в центре столицы, на углу Куско и Хирон де ла Унион. Унион - переполненная пешеходная улица в обрамлении больших и маленьких магазинов, связывающая две большие площади, Де Армас де Лима и Сен Мартен. Считается, что это один из самых опасных районов города в плане карманных краж. По дороге к Де Армас зашли в магазин с большим выбором CD с местной традиционной музыкой. Два самописных диска обошлись в 13 солей.
Самый центральный центр Лимы (вообще центров в городе несколько, но этот - самый), как почти любого перуанского города, образован большой прямоугольной Пласа де Армас, площадью Оружия, которая сформировалась на месте бывшего испанского военного лагеря, о чем говорит ее название. Традиционно ее обрамляют кафедральный собор, муниципалитет, а в Лиме еще и дворец правительства, над которым, помимо государственного флага Перу, развевается флаг с семью полосами цветов радуги, который принято считать символом империи инков. Прагматически перпендикулярная сеть улиц, начинаясь по сторонам площади, тянется на несколько километров в разные стороны - в горы и к Тихому океану. В этот вечер площадь была красиво иллюминирована и заполнена гуляющими. Изабель с возгласом «Матримония!» повела нас в один из соседних соборов. Там действительно в этот момент происходил красивый свадебный обряд.
На следующий день ребята заехали за мной, и мы отправились смотреть Кальяо. Столичный порт Кальяо, бывший некогда отдельным городом, с течением времени совершенно слился с Лимой, хотя административно продолжает оставаться отдельным микроскопическим регионом, одним из 26 в Перу. Мы долго ехали на маршрутках с пересадкой в центре, пока не приехали на пустую набережную. Собственно порта я так и не увидел, но в акватории, на разном расстоянии от берега, стоит множество судов. Большинство из них - ржавые и облезлые. Кажется, что здесь устроено кладбище кораблей. От набережной отходят маленькие прогулочные моторки. Изабель немного поторговалась с хозяином, остановились на 10$ за троих, и он повез нас кататься, прихватив еще одного пассажира. Мы натянули красные спасательные жилеты. В океане было ветрено и интересно, но виды здесь сильно проигрывают потому, что берег прямой, не изрезанный, и на нем нет заметных ориентиров.
Четвертый мужик, оказалось, был настоящим рейсовым пассажиром. Мы подошли к невидимому с берега огромному конгломерату рыбацких катеров, стоящих так плотно, что они образовали своеобразный остров. Мужик спрыгнул на один из них и по мосткам двинулся куда-то вглубь. Где только ни живут люди… Наверное, мое вчерашнее себиче происходит именно отсюда.
Прогулка заняла часа полтора. Мы проплыли под носом красного полярного исследовательского судна, посмотрели издалека на серый военный корабль и на несколько совершенно сгнивших танкеров и сухогрузов. Вернувшись на набережную зашли в музей, расположенный в крепости Форталеза де Реал Фелипе. Как раз перед нами в ворота крепости промаршировал взвод солдат в традиционной колониальной красно-синей форме. Поискав очередную маршрутку, мы поехали на встречу русских в школу имени Горького. По дороге Костя заметил, что недалеко от школы находится единственная православная церковь в Лиме, принадлежащая греческой общине.
Встреча прошла интересно. Мы были одними из первых и застали приготовления. Эта встреча - скорее благотворительный обед. Женщины-активистки диаспоры готовят разные угощения, которые по ходу обеда распродаются по явно завышенным ценам. Все об этом, конечно, знают, а вырученные деньги идут на школу и на выпуск русскоязычной газеты «Надежда». Костя - среди активистов, и сотрудничает в газете, в основном в качестве художника. Постепенно подтянулись все гости.
В Лиме живет много русских женщин разного возраста. Оказывается, множество перуанцев училось или учится в России. Почти все они из состоятельных семей. И высшим шиком среди такой молодежи считается привезти домой белую жену. То есть, если не женился в России за время учебы - зря съездил, сам дурак. Таким образом, Костя представляет собой редкое исключение. Есть и еще одно исключение: очень престарелая, далеко за семьдесят, графиня-эмигрантка. Не знаю, что она делала до войны, но в Перу она появилась уже после поражения Германии. Молодые же жены собраны из самых разных мест бывшего Союза, в основном с востока (Комсомольск, Хабаровск) и с Украины. Костя ушел поговорить с графиней, а мы с Изабель остались с двумя русско-перуанскими парами. Девушки представляли шустрое деятельное поколение, выдвинувшееся сейчас по самым разным направлениям. Без перерыва переходя с испанского на русский, они общались со всеми сразу, обменивались новостями, выспрашивали у меня о последних событиях дома, ухаживали за флегматичными мужьями, ели, пили и танцевали весь вечер.
Кроме русских и перуанцев в компании были еще две сестры-китаянки Эва и Фабиана, местные жительницы. Эва обещала завтра сводить нас с Костей на экскурсию по Лиме. Вообще, в Перу и особенно в Лиме много китайских иммигрантов.
В конце вечера мы помогли прибраться и на очередной маршрутке поехали в Мирафлорес за моим рюкзаком. Недалеко от хостела был супермаркет и я, не желая ехать в чужой дом с пустыми руками, предложил зайти купить что-нибудь поесть. Тогда мне показалось странным, что ребята ничего не захотели - я купил только коробку шоколада для изабелиной мамы. Только позже я понял, что поход в магазин для большинства населения - непозволительная роскошь, а вся семья закупает еду на рынке, где она значительно дешевле. Тут же я узнал, в какой район нам предстоит ехать: Вийя эль Сальвадор (Villa el Salvador). Мы поймали совсем маленькую маршрутку, в которой с рюкзаком было почти не разместиться, и поехали. Хорошо, что было темно, потому что для обычного жителя Москвы попадание в Сальвадор являет собой некоторый шок. Приехали мы поздно, встретили меня очень тепло и поселили на третьем этаже, то есть, как я потом понял, на крыше, в маленькой комнатке, которая обычно сдается внаем.
Читать дальше - Villa el Salvador