Глобализация. Есть ли свет в конце тоннеля ? - 3

Apr 21, 2022 23:02

Предыдущая часть...

С одной стороны, взлет и падение римского папства, схематично показанный в предыдущей части, - это закономерный исход всякой монополии на власть. С другой стороны, в случае Европы появление монополии папства на духовную, а потом, и светскую власть была обусловлена конкретными историческими условиями. Более детально разберем влияние христианства на историю Западной Европы и на цепь событий, которые постепенно привели к тому, что к периоду Ренессанса (1417-1534) папа фактически становится светским правителем, который использует католическую церковь в первую очередь для увеличения доходов папской области и решения политических вопросов, что и привело к реформации западного христианства и религиозным войнам.
Ситуация поразительно напоминает нынешние проблемы с глобалистами, но сегодня глобальная Власть узурпировала финансовый (а не идеократический) коммуникационный контур социума. Глобальная власть, так же, спешит создать иерархические (а не распределенные) цифровые платформы и монополизировать их использование.

Итак приступим:

После победы готов в андрианопольской битве племена народов, теснимых с востока гуннами, захватывали римские земли и расселяться в западной части римской империи.

От первых готских королевств и до имперского папства.
Победы готов над римлянами показали народам, жившим за Рейном и Дунаем, что есть возможность завладеть римскими землями. В последующие годы франки, алеманны, бургунды, свевы, вандалы, сарматы и аланы стали в массовом порядке пересекать границы империи. Император Феодосий решил, что ему легче использовать готов в своей армии, чем римлян. Передвижные полевые наёмные армии могли быть более преданы империи и не бунтовать при приказе о передислокации в другой район. После 378 года регулярная армия перестаёт играть важную роль, а подвижные армии приобрели сходство с постоянными пограничными частями. В принципе дело обуславливалось и тем, что после гибели почти всей элитной пехоты Востока (кроме частей в Сирии) и узурпации Максимом Магном трона Грациана Феодосий просто не имел времени и возможностей подготовить из римлян (подданных империи) достаточно войск для победы над и готами и Магном, используя же готов он одновременно уводил их лучших воинов от мест их поселений (в любой момент готы могли быть уничтожены туземными частями, что добавляло лояльности) и ослаблял готов, особенно в войне с узурпатором Евгением - тогда Феодосий фактически использовал готов как пушечное мясо, одновременно сберегая собственные легионы и ослабляя опасных «союзников».
В процессе разделения единой римской империи на восточную и западную, стороны использовали наемные армии готов для борьбы друг с другом.Закончилось эти распри захватом и разграблением древнего Рима войском вестготов под предводительством короля Алариха I в августе 410 года.

Христианство спасло Рим от полного уничтожения варварами.

1) Длительное время столкновения готов с Римской империей носили исключительно военный характер и привели к появлению у готов большого количество пленных римлян.Принадлежа к более развитой культуре, они оказывали разнообразное влияние на победителей. Так, известно, что пленные римляне научили тервингов строить корабли. Считается, что именно через пленных христиан готы впервые познакомились с христианской религией. В 251 году готы Книвы увели в плен римских христиан, которых затем превратили в «своих господ и братьев».
О значительном распространении христианства у готов в начале IV века свидетельствует Афанасий Великий в своей датируемой 319-320 годами речи «De incarnatione Verbi». В ней он отмечает смягчающее воздействие учения Христа на нравы варварских народов, в числе которых он называет и готов. Война, которую между 322 и 332 годами император Константин Великий вёл с готами, несколько замедлила распространение среди них христианства, тем не менее именно 322 годом Сократ Схоластик датирует первое знакомство готов с Евангелием. Примерно в это же время образовывается Готская епархия, первым епископом которой с титулом митрополита был Феофил. О Феофиле, принявшем участие в Первом Никейском соборе в 325 году и осудившем арианство, упоминают Евсевий Кесарийский и Сократ Схоластик.

После завершения войны в 332 году Константин Великий последовательно демонстрировал намерение расположить к себе готов и сблизить их со своими подданными. По словам Евтропия, они всегда хранили о нём благодарную память, а среди святых, перечисленных в сохранившемся фрагменте готского календаря, значится и «царь Константин».

Среди германских племён готы первые приняли христианство. Особенности христианизации готов, пришедшейся на разгар арианского спора, исследователи связывают с различными внешними и внутренними факторами. В силу исторических обстоятельств, готы приняли христианство в его арианской форме. Библия, переведённая епископом готов Вульфилой на готский язык (350 н.э.), использовалась и другими народами.

2)Захват Рима готами. 24 августа 410 года готы ворвались в Рим через Соляные ворота. Современник падения Рима, писатель из Константинополя Созомен сообщил только, что Аларих взял Рим изменой. Более поздние писатели передают уже легенды. Прокопий (середина VI века) привёл две версии событий. По одной из них Аларих подарил римским патрициям 300 доблестных юношей, выдав их за рабов, которые в условленный день перебили стражу и открыли ворота Рима. По другой версии ворота открыли рабы одной знатной женщины Пробы, которая «сжалилась над римлянами, погибавшими от голода и других бедствий: ибо они уже стали поедать друг друга».
Исидор Севильский (писатель VII века) передаёт весьма смягчённый вариант падения Рима. В его изложении «дикость врагов [готов] была достаточно сдержанной» и «те, кто находился вне церквей, но просто взывал к имени Христа и святых, получили от готов пощаду». Исидор подтвердил уважение Алариха к святилищу Апостола Петра - вождь варваров приказал вернуть все ценности в храм, «сказав, что он воюет с римлянами, а не апостолами».

Готы не имели причин истреблять жителей, варваров интересовали прежде всего их богатства и продовольствие, которого в Риме не было. Одно из надёжных свидетельств, описывающих падение Рима, содержится в письме известного богослова Иеронима от 412 года.
Иероним поведал историю римской женщины Марцеллы. Когда воины ворвались в её дом, она указала на своё грубое платье и пыталась убедить их в том, что у неё нет спрятанных ценностей (Марцелла пожертвовала все богатства на благотворительность). Варвары не поверили и стали избивать пожилую женщину бичами и палками. Однако затем всё же отправили Марцеллу в базилику апостола Павла, где спустя несколько дней она скончалась.

Жизнь в Риме быстро восстановилась, однако в провинциях, которые занимали готы, путешественники наблюдали такую разруху, что невозможно было совершать проезд через них. В путевых заметках, написанных в 417 году, некий Рутилий замечает, что в Этрурии (Тускании) после нашествия готов невозможно перемещаться из-за того, что дороги заросли, а мосты разрушились. В просвещённых кругах Западной Римской империи возрождалось язычество; падение Рима объясняли отступничеством от древних богов. Против этих настроений Блаженный Августин написал произведение «О Граде Божием» (De civitate Dei), в котором в числе прочего указал на христианство как высшую силу, спасшую жителей Рима от полного истребления.

Благодаря запрету Алариха готы не тронули церкви. Однако ценности, сохранённые там, стали добычей вандалов спустя 45 лет. В 455 году вандалы совершили морской набег на Рим из Карфагена, захватили без боя и грабили его не два дня, как готы, но целых две недели. Вандалы не пощадили христианских храмов, хотя и воздержались от убийств жителей.

3)Остготский период (493-537).
Папские выборы в марте 483 года были первыми, когда на них отсутствовал западный римский император. Папство находилось под сильным влиянием Королевства остготов, хотя Папа Римский напрямую не назначался королем остготов. Выбор и управление пап в этот период находились под сильным влиянием Теодориха Великого и его наследников: Аталариха и Теодахада .
Теодорих был терпим к католической церкви и не вмешивался в догматические вопросы. Он оставался настолько нейтральным, насколько это было возможным, по отношению к папе, хотя и оказывал значительное влияние на дела папства.

Возвращение имперской власти.

4)Византийский период (537-752).
Юстиниан I: Я вновь завоевал Рим и назначил следующих трех пап.
Византийский период был периодом возвращения к Имперскому владычеству в истории папства, когда при выборе пап требуется одобрение византийских императоров для архиерейской хиротонии, и многие папы были выбраны из числа апоксиариев (послов от папы к императору) или жителей византийской Греции[en], Сирии или Сицилии. Юстиниан I восстановил римское имперское правление на итальянском полуострове после готской войны (535-54) и назначил следующих трех пап- практика, которая будет продолжена его преемниками, а затем будет делегирована экзархату Равенны.


За исключением папы Мартина I, ни один папа в этот период не подверг сомнению полномочия византийского монарха утверждать избрание епископа Рима до того, как произошло его освящение; однако богословские конфликты были обычным явлением между папой и императором в таких областях, как монофелитство и иконоборчество. Носители греческого языка из Греции, Сирии и византийской Сицилии заменили членов влиятельных римских дворян итальянского происхождения в папском кресле в этот период. Рим под греческими папами представлял собой «плавильный котел» западных и восточных христианских традиций, отраженных как в искусстве, так и в литургии. Папа Григорий I (590-604)был главной фигурой в утверждении первенства папы римского и дал толчок миссионерской деятельности в Северной Европе, включая Англию.

Римское герцогство было Византийским административно-территориальным образованием в Экзархате Равенны, которым управлял имперский функционер с титулом герцог. В пределах экзархата двумя главными районами были область около Равенны, где экзарх был центром византийской оппозиции к лангобардам, и герцогство Римское, которое охватывало земли Лациума к северу от Тибра и Кампании на юге до реки Гарильяно. Там сам папа был душой оппозиции.

Были предприняты усилия, чтобы как можно дольше сохранить контроль над промежуточными районами и связываться с ними через Апеннинские горы (прим. с Константинополем). В 728 году король-ломбард Лиутпранд взял замок Сутри по дороге в Перуджу, но вернул его папе Григорию II «в качестве подарка благословенным апостолам Петру и Павлу». Папы продолжали признавать имперское правительство. В 738 году ломбардский герцог Трансамунд из Сполето захватил замок Галлезе, который защищал дорогу в Перуджу. Большим платежом папа Григорий III заставил герцога отдать ему замок.

Папы клянутся в верности франкскому императору.

5) Франкский период (756-857).

В 751 году Айстульф взял Равенну и угрожал Риму. В ответ на эту угрозу папа Стефан II совершил необычное путешествие к северу от Альп, чтобы навестить франкского короля Пипина III в поисках помощи против вторгающихся лангобардов. Папские выборы были отмечены битвами между различными светскими и церковными группировками, часто запутавшимися в силовой политике Италии.

Папская область - отныне папа и светский правитель .

Папа помазал Пипина в аббатстве Сен-Дени под Парижем вместе с двумя маленькими сыновьями Пипина: Карлом и Карломаном. Пипин должным образом вторгся в северную Италию в 754 году и снова в 756. Пипин смог изгнать лангобардов с территории, принадлежащей Равенне, но он не передал ее законному владельцу, византийскому императору. Вместо этого он передал большие площади центральной Италии папе и его преемникам.

Земля, предоставленная папе Стефану в 756 году, в так называемом «Даре Пипина», наделило папство светской властью и впервые создало стимул для светских властителей вмешиваться в выборы папы. Эта территория станет основой Папской области, которыми правили папы, пока папская область не была включена в новое королевство Италии в 1870 году. В течение следующих одиннадцати веков история Рима будет почти синонимом истории папства.

После физического нападения врагов на папу Льва III на улицах Рима, он в 799 году пробился через Альпы, чтобы посетить Карла Великого в Падерборне.

Неизвестно, о чем они договорились, но Карл Великий отправился в Рим в 800 году, чтобы поддержать папу. На церемонии в базилике Святого Петра, на Рождество, Лев должен был провозгласить сына Карла Великого своим наследником. Но неожиданно (как это утверждается), когда Карл Великий встал после молитвы, папа возложил на его голову корону и провозгласил его императором. Сообщается, что Карл Великий выразил недовольство, но тем не менее принял такую честь.

Преемник Карла Великого, Людовик I Благочестивый, вмешался в папские выборы, поддержав требование папы Евгения II, отныне папы должны были клясться в верности франкскому императору. Папские подданные должны были присягать в верности Франкскому Императору, и посвящение Папы могло быть выполнено только в присутствии представителей Императора. Посвящение папы Григория IV (827-844), избранного римскими дворянами, было отложено на шесть месяцев, чтобы достичь согласия Людовика. Папа Сергий II (844-847), выбранный римским дворянством, был посвящен без упоминания Лотаря I, который послал своего сына Людовика с армией и только тогда, когда «Сергию удалось умиротворить Людовика, которого он короновал королем», Лотарь I принял сторону Сергия II.

Порнократия или униженное состояние папства.

6)Период, начинающийся с периода правления Папы Сергия III в 904 году и продолжающийся в течение шестидесяти лет до смерти Папы Иоанна XII в 964 году, иногда называют порнократией или «темным веком». Историк Уильям Дюрант называет период с 867 по 1049 год «надиром папства».

В этот период папы контролировались могущественной и коррумпированной аристократической семьей Теофилактов и их родственниками.
Взяв в начале X века контроль над властью в Риме, графы Тускулумские создали формулу, которая разрешила дуализм гражданской и религиозной власти в Святом городе: один из членов семьи становился папой (религиозный лидер), а второй консулом (гражданский лидер). При этом было общепринято, чтобы папа выбирался из знати Рима (noble-papacy).

Придерживались провизантийской и антигерманской политики. Власть этого рода была чрезвычайно велика, в частности, представительницы первого и второго поколения этой семьи - Феодора и Марозия - ответственны за целый период в истории папства, называемый порнократия (владычество блудниц), так как назначали папами своих фаворитов и родственников. По окончании этого периода контроль над Римом выскользнул из их рук и перешёл к извечным соперникам - клану Кресцентиев.

Имперское папство.

6)Имперское папство (1048-1257).
За императорскую корону, некогда принадлежавшую Каролингским императорам, боролись их свергнутые наследники и местные властители; никто не мог победить, пока Оттон I, император Священной Римской империи, не вторгся в Италию. Италия стала составной частью в Священной Римской империи в 962 году, а императоры стали немецкими. По мере того как императоры укрепляли свои позиции, северные итальянские города-государства разделялись на гвельфов и гибеллинов. Генрих III (император Священной Римской империи), обнаружил трех противоборствующих пап во время посещения Рима в 1048 году из-за беспрецедентных действий Папы Римского Бенедикта IX. Он сверг всех троих и назначил своего предпочтительного кандидата: папу Климента II.

История папства с 1048 по 1257 гг. будет по-прежнему отмечаться конфликтами между папами и императорами Священной Римской империи, в первую очередь борьбой за инвеституру, спором о том, кто - папа или император - мог назначать епископов в Империи. Хождение Генриха IV в Каноссу в 1077 году, чтобы встретиться с папой Григорием VII (1073-85), хотя и не вызвала подвижек в контексте более крупного спора, стала легендарной. Хотя император отказался от любого права вмешиваться в духовную инвеституру Вормсский конкордат (1122), проблема вновь обострилась.

Давние разногласия между Востоком и Западом также стали во главу церковного раскола между Востоком и Западом и крестовых походов. В первых семи Вселенских Соборах приняли участие как западные, так и восточные прелаты, но растущие доктринные, теологические, языковые, политические и географические различия в конечном итоге привели к взаимным обвинениям и отлучению. Папа Урбан II (1088-99) созвал совет в Клермоне, в ноябре 1096 с надеждой на воссоединение и оказывая поддержку византийцам, которые хотели вернуть свои земли утерянные в борьбе с сельджуками, После 10-дневного Собора Папа Римский Урбан II выступил с оживленной речью перед огромной толпой, когда он «подчеркнул обязанность христианского Запада идти на помощь христианскому Востоку» ." Спустя девять месяцев выступление Папы Урбана II (1088-99) на Клермонском соборе в августе 1096 года стало объединяющим призывом Первого крестового похода.

В отличие от предыдущего тысячелетия[en] , процесс выбора пап в этот период стал несколько более регламентированным. Папа Николай II обнародовал In nomine Domini в 1059 году, которая наделила правом избирать папу на выборах Коллегию кардиналов. Правила и процедуры папских выборов развивались в течение этого периода, закладывая основу для современного папского конклава . Движущей силой этих реформ был кардинал Хильдебранд, который впоследствии стал Григорием VII.

третья мировая

Previous post Next post
Up