Глобализация. Есть ли свет в конце тоннеля ? - 2

Apr 18, 2022 11:25

Предыдущая часть...

Итак, в предыдущей части этого цикла опираясь на работу Олега Григорьева мы показали что финансовый капитал и есть та сила, которая толкает процесс глобализации вперед. Это не вся картина, а только та ее часть, которая связана с выстраиванием глобального воспроизводственного контура, вторая ее важнейшая часть связана с денежным контуром глобализации, эта часть и задает сегодня направление развитие глобального воспроизводственного контура. Вторая часть важнейшая в этой картине и понимание как она работает, легко объясняет всю абсурдность социальных и политических процессов в сегодняшнем мире, но мы рассмотрим ее детально в следующих частях.

**Прим: Воспроизводственный контур - это такой набор производств, технологий и ресурсов (в том числе трудовых и природных) в рамках фиксированной в географических рамках экономической системы, который позволяет ей, во-первых, самовоспроизводиться, а во-вторых, обеспечивать более или менее стабильный уровень жизни для большей части населения.

Монополия на власть - взлет и падение римского папства.

В этой части на примере римского папства мы схематично покажем к чему приводит узурпация идеократического контур социума. В одном посте показать многовековую историю католичества невозможно, мы покажем ключевые моменты его истории, демонстрирующие его взлет и падение.

Вводные:

1) Любой социум на начальном этапе своей сборки (будь-то родоплеменные союзы или остатки рухнувшей империи) представляет из-себя локальные воспроизводственные контуры (русская община, немецкая марка, иудейский кибуц и др.) и существует в нормах мирского самоуправление.
**См. например: Копное право у славян и германцев.

2) По мере роста плотности населения (если продуктивность территории и воспроизводственного контура этому способствует) возникает необходимость в централизованной власти и праве (например Русская правда). Обосновывается такая централизованная власть через ту или иную форму идеократии.
**Прим: Идеократия - разновидность государственного устройства, где властно-политическое регулирование осуществляется на базе единственной официальной идеологии и во имя воплощения ее основных постулатов.

На данном уровне развития коммуникации и торговля развиты слабо и возникший государственный аппарат практически не вмешивается в хозяйственную деятельность локальных воспроизводственных контуров, довольствуясь налогами с результата деятельности (например десятина) или с активов (например с дыма).

3) Для осуществления идеократического регулирования в социум либо вводятся "новые" религия и нормы, либо модифицируются традиционные, при этом старые религиозные авторитеты (которые в общине выполняли роль учителей, воспитателей, психологов и врачей) уничтожаются или уходят в тень, а вводятся новые, одной из важнейших функций которых является обеспечение власти идеологией. Что, впрочем, не отрицает появление среди деятелей новой церкви и великих духовных деятелей.

Из истории католичества:

4) До VIII века, несмотря на мистические убеждения что апостол Петр родоначальник римской кафедры, а через нее всех остальных епископских кафедр (а значит папа глава всех Церквей), никто эти претензии Рима всерьез не воспринимал.
Когда в VIII в. папы искали защиты против лангобардов у франков, они не считали союз с ними для себя опасным. Франки были далеко, и их помощью можно было пользоваться, не теряя своей самостоятельности. Пипин Короткий сразу освободил папу и от лангобардов, и от Византии и сделал его светским государем. Но при Карле Великом отношения между франкским государством и папством изменились. Лангобардское королевство пало и вошло в состав франкской монархии, а её государь сделался императором Запада, т. е. наследником всех прав прежних римских императоров. Папы вследствие этого должны были попасть в зависимость от его власти. Не даром Лев III, коронуя Карла императорской короною, поклонился ему до земли. Империя Карла Великого сильно содействовала распространению духовной власти пап на всем Западе, потому что и сам он признавал в папах преемников апостола Петра и обладателей духовного главенства в церкви, хотя это отнюдь не мешало ему считать себя государем и в делах церковных. Он издавал своею властью разные правила церковной жизни, созывал духовные соборы, замещал епископские кафедры, назначал в монастыри аббатов и. т. д. Карл Великий не был расположен к иконопочитанию и сильна содействовал распространению на Западе еще раньше возникшего прибавления к Символу веры слов об исхождении Св. Духа «и от Сына» (Filioque).

5) Первый папа, осуществивший на деле идею папского главенства, был Николай I (858-867). Архиепископ равеннский хотел быть самостоятельным патриархом в своей епархии, но Николай I отлучил его от церкви и заставил смириться. Архиепископ реймский (Гинкмар) осудил на местном соборе одного епископа, но папа потребовал дело на пересмотр себе и, оправдав этого епископа, заставил смириться других франкских епископов, когда они стали было протестовать. Он вмешался также в дело развода и вторичного брака лотарингского короля и лишил сана архиепископов трирского и кельнского, стоявших в главе соборов, которые признали развод и новый брак короля законным. Не ограничиваясь утверждением своего господства на Западе, Николай I властно вмешался и в дела церкви греческой. С этой стороны он встретил, однако, сильный отпор, и его распря с константинопольским патриархом Фотием повлекла за собою разделение церквей.

6)Столкновение папы Николая I с патриархом Фотием повлекло за собою и другие споры между восточным и западным духовенством, продолжавшиеся около двух столетий. Окончательный разрыв между церквами совершился при папе Льве IX и патриархе Михаиле Керуларии в 1054 г., когда папские легаты, явившиеся в Константинополь, положили на престол храма св. Софии папскую грамоту, налагавшую проклятие на всех, кто не соглашается с римскою церковью. На это патриарх ответил созванием собора, предавшего легатов папы проклятию, и особым окружным посланием, в котором предостерегала весь Восток от церковного общения с Римом. В эпоху разделения церквей происходило обращение в христианство новых народов, преимущественно славян, и одни из них с самого начала примкнули к Римской церкви (скандинавы, из славян моравы, чехи, поляки и хорваты, позднее и венгры), другие - к греческой (болгары, сербы, русские). Одною из особенностей римского католицизма сделалось недопущение народных языков в богослужение: оно во всех церквах Запада должно было происходить по‑латыни.

7) И в эпоху крестовых походов папы не оставляли намерения подчинить своей власти восточную церковь. Первый крестовый поход произошел лишь через полвека после церковного разрыва между Западом и Востоком. С основания Иерусалимского королевства на Востоке появились католические религиозные учреждения, и духовно рыцарские ордена сделались могущественным орудием в руках пап. Превращение крестоносцами четвертого похода Византийской империи в Латинскую было настоящими торжеством папства над столицею православия. В эпоху Латинской империи патриарх константинопольский рассматривался в Риме, как папский делегат, а латинское духовенство стремилось завладеть имениями и доходами греческой церкви и монастырей. Сами папы обращались тогда к государям православных славянских народов с приглашением признать их власть и вместе с тем разрабатывали вопрос об унии между церквами. Между прочим, они обратили внимание и на тогдашнюю Русь. В середине XIII в. Даниил Романович, князь галицкий, получил от папы королевскую корону за обещание вступить с Римом в церковную унию за крестовый поход против татар, который, впрочем, не состоялся. Еще раньше, при папе Иннокентии III для обращения в христианство язычников на востоке Балтийского моря (в Ливонии) образовался немецкий духовно‑рыцарский орден меченосцев (1202), устроивший здесь особое, зависимое от папы владение. Он начал наступательное движение на соседнюю Русь (на Псковское княжество), в одно время со шведами, тоже нападавшими на русскую землю (на Новгород). Борьба Новгорода и Пскова со шведами и немцами в середине XIII в. получила вследствие этого характер защиты православия от католицизма, так как папа объявил против русских крестовый поход. Оба нашествия были отражены новгородским князем Александром Невским (в 1240 и 1242 г.). В конце концов папам но удалось достигнуть своей заветной цели на Востоке, но, несмотря на все неудачи, они все‑таки не теряли надежды на подчинение себе греческой церкви.

8)Иннокентий III занимал папский престол в самом конце XII и начале XIII в. (1198 - 1216). После Григория VII это был самый замечательный средневековый папа. Иннокентий III происходил из одной графской семьи, учился юриспруденции в Болонье и богословию в Париже и папою сделался, не имея еще сорока лет от роду. Его правление было сплошным рядом успехов папской власти, которую Иннокентий Ш в теории поставил на недосягаемую высоту. Презирая мир, о чем он заявил в своем сочинении «О презрении к миру и о людских бедствиях», он с этим самым миром и боролся, чтобы его себе подчинить. Его идеалом была всемирная теократия папы, и он даже прямо ввел в каноническое право учение о том, что папская власть выше светской, и что папе принадлежит право распоряжаться коронами государей и вмешиваться во все политические дела. Он не довольствовался титулом викария ап. Петра и стал называть себя наместником Христа.

9) Победа Филиппа IV Красивого над папством выразилась главным образом в том, что один из преемников Бонифация VIII, Климент V, по желанию этого короля переселился во Францию и выбрал для жительства южнофранцузский город Авиньон, перешедший к папскому престолу. Продолжая заявлять прежние папские притязания по отношению к другим государям, Климент V надолго подчинил папство французской политике, что, конечно, заставило многих из этих государей стать в неприязненные отношения к папству. В Авиньоне паны прожили около семидесяти лет, и это время получило название вавилонского пленения католической церкви. Авиньон сделался для церкви «Вавилоном» и в том отношении, что папский двор (курия) превратился в вертеп самой порочной жизни. Авиньонские папы XIV в. более всего хлопотали об умножении своих доходов, ради чего придумывали новые поборы и даже открыто занимались торговлею церковными местами. Это роняло папство и в нравственном отношении и, конечно, усилило оппозицию, вызывавшуюся притязаниями пап: их недостойное поведение возмущало всех порядочных людей.

10)Папство времен Ренессанса (1417-1534). Согласно Имону Даффи, «папство времени Ренессанса вызывает образы голливудского зрелища, декаданса и притяжения. Современники смотрели на „Рим эпохи Возрождения“ так же, как мы теперь смотрим на Вашингтон времен Никсона, город шлюх с расходными счетами и политического взяточничества, где все и каждый имели цену, где ничему и никому нельзя было верить. Казалось, сами папы задают тон». Например, Лев X сказал: «Давайте наслаждаться папством, поскольку Бог дал его нам». Некоторые из этих пап завели себе любовниц и стали отцами детей и занимались интригами или даже убийствами. У Александра VI было четверо признанных детей: Чезаре Борджиа, Лукреция Борджиа, Джоффре Борджиа и Джованни Борджиа, прежде чем он стал папой.

11)Предтечи Реформации.Экономическое давление, умноженное на ущемление национальных интересов, вызвало ещё в XIV веке протест против авиньонских пап в Англии. Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета, провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли. Виклиф с отвращением относился к «пленению» и расколу и после 1379 года начал выступать против догматизма римской церкви с революционными идеями. В 1379 году он посягнул на авторитет папы римского, выразив в своих сочинениях идею о том, что Христос, а не папа римский, является главой церкви. Он утверждал, что Библия, а не церковь, является единственным авторитетом верующего и что церковь должна строиться по образу Нового Завета. Чтобы подкрепить свои взгляды, Виклиф сделал Библию доступной людям на их родном языке. К 1382 году был закончен первый полный перевод Нового Завета на английский язык. Николай Герфордский закончил перевод большей части Ветхого Завета на английский язык в 1384 году. Таким образом, впервые англичане имели полный текст Библии на своём родном языке. Виклиф пошёл ещё дальше и в 1382 году выступил против догмата о пресуществлении, хотя римская церковь полагала, что сущность элементов изменяется при неизменной внешней форме. Виклиф утверждал, что вещество элементов остаётся неизменным, что Христос является духовно присутствующим во время этого таинства и ощущается верой. Принять взгляд Виклифа значило признать, что священник не в состоянии влиять на спасение человека путём запрета ему принимать тело и кровь Христа при евхаристии. И хотя взгляды Виклифа были осуждены в Лондоне и в Риме, его учение о равенстве в церкви было применено к экономической жизни крестьянами и способствовало крестьянскому восстанию 1381 года. Студенты из Чехии, обучавшиеся в Англии, принесли его учение к себе на родину, где оно стало почвой для идей Яна Гуса.

12)Начало Реформации в Германии.
В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздроблённым государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников. Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера, доктора богословия Виттенбергского университета, который сформулировал свои «95 тезисов» и 31 октября 1517 года отправил их письмом к архиепископу Майнцскому (по легенде: прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви). В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.
Также Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию
10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую буллу, где осуждались его взгляды. Здесь в дело вмешалась светская власть. Вновь избранный император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов - подобно тому, как сто лет назад подобную попытку предпринял Император Сигизмунд в отношении Гуса. Лютеру дали два дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься. В конце второго дня Лютер, стоя перед императором, окружённым верховными светскими и духовными правителями Германии, ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Пути назад больше не было. Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона на территории Священной Римской империи.

13)Второй этап Реформации. После Вормсского эдикта начались первые репрессии против сторонников Лютера. Так, папский легат Джироламо Алеандер, который и способствовал принятию императором этого решения, после сейма направился в Нидерланды, где по его наущению были сожжены два монаха, которые стали первыми мучениками Реформации.
Фридрих Мудрый решил не оставлять своего профессора без защиты. Для этого Лютер по пути из Вормса был похищен группой людей курфюрста, причём сам Фридрих не знал, где находится Лютер, дабы не лгать, если император Карл V его спросит об этом. Лютер был помещён в отдалённый замок Вартбург, где о его нахождении знал только секретарь курфюрста Георг Спалатин. В Вартбурге Лютер занялся переводом сначала Нового Завета, а затем и всей Библии на немецкий язык.
Крестьянская война стала следствием толкования крестьянскими массами идей Реформации как призыва к социальным преобразованиям. Во многом этим настроениям способствовало учение Томаса Мюнцера, который в своих проповедях призывал к мятежу, социально-политическому перевороту. Однако неспособность крестьянских масс и бюргерства сплотиться в совместной борьбе привела к поражению в войне.
Сразу по окончании Крестьянской войны 1524-1526 года на рейхстаге в Шпейере действие Вормсского эдикта по требованию германских князей было приостановлено. Через три года Второй Шпейерский рейхстаг подтвердил Вормсский эдикт, что вызвало протест пяти германских князей и четырнадцати имперских городов. По названию документа, составленного протестующими, - Шпейерской протестации - сторонники Реформации стали именоваться протестантами.
В 1527 году Лютером были предприняты визитации в приходы, которые теперь считались евангелическими. Результат был удручающим: реформатора поразило глубокое невежество не только прихожан, но и руководителей приходов. В результате Лютер написал две книги - Малый Катехизис, предназначенный для мирян, и Большой Катехизис Мартина Лютера, предназначенный для пасторов. В них Лютер дал своё толкование Десяти заповедям, молитве Отче наш, Символу веры, изложил, в чём смысл и как происходят таинства крещения и причастия.

14)Реформация в Германии после смерти Лютера. Сразу же после смерти Лютера протестантов Германии ждало суровое испытание. Одержав ряд побед над турками и французами, император Карл V решил заняться внутренними делами. Заключив союз с папой и Вильгельмом Баварским, он направил свои войска на земли князей-участников Шмалькальденского союза. В результате последовавшей за этим Шмалькальденской войны войска протестантов были разгромлены, в 1547 году войсками императора был захвачен Виттенберг, который уже почти 30 лет являлся неофициальной столицей протестантского мира (могила Лютера по приказу императора не была подвергнута разграблению), а курфюрст Саксонский Иоганн-Фридрих и ландграф Филипп оказались в тюрьме. В итоге на рейхстаге в Аугсбурге 15 мая 1548 года был объявлен интерим - соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки. Однако воплотить план Карлу не удалось: протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни и давно уже являлся религией не только князей и купцов, но и крестьян и рудокопов, в результате чего проведение интерима встречало упорное сопротивление.
В 1552 году протестантский Шмалькальденский союз вместе с французским королём Генрихом II начал против императора вторую войну, закончившуюся их победой. После второй Шмалькальденской войны протестантские и католические князья заключили с императором Аугсбургский религиозный мир (1555 г.), который установил гарантии свободы вероисповедания для имперских сословий (курфюрстов, светских и духовных князей, свободных городов и имперских рыцарей). Но несмотря на требования лютеран Аугсбургский мир не предоставил права выбора религии подданным имперских князей и рыцарей. Подразумевалось, что каждый правитель сам определяет вероисповедание в своих владениях.
Однако разрешение политических споров не положило конец спорам догматическим. После смерти Лютера его ближайший помощник Меланхтон не смог сохранить единство лютеран. Он постоянно пытался найти компромисс - то с католиками, то с реформатами, что вызывало неудовольствие гнесиолютеран. В результате лютеранские богословы почти на 30 лет оказались вовлечёнными в ожесточённые теологические споры. Не обошлось даже без казней несогласных, что, однако, вызвало всеобщее возмущение. Помимо прочего, подобные споры не способствовали сплочённости лютеран перед лицом внешнего противника, поэтому в дело вмешались правители немецких земель. В 1576 году по инициативе курфюрста Августа Саксонского в Торгау состоялось обсуждение предварительных материалов, составленных Якобом Андреэ и Мартином Хемницем, был составлен документ «Torgisches Buch», разосланный различным земельным церквям для ознакомления с их мнением. К 1580 году работа была практически закончена, итоговый документ получил название Формулы Согласия. С выработкой Формулы Согласия и созданием корпуса Книги Согласия основные теологические споры внутри Евангелической Церкви были завершены.

Итоги Реформации
Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам - в управлении государством.

Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

см. также:

Генезис СРИГН

Глобализация. Филиокве - попытка N 1

Следующая часть...

третья мировая

Previous post Next post
Up