На пешеходной рикше в XXI веке! В Калькутте - это реальность

May 18, 2020 17:43

Фантастика, но в наше время есть места, где можно прокатиться на коляске, в которую запряжена не лошадь.. а обычный человек! Это город Калькутта - крупнейший мегаполис Индии. Суровые крепкие парни таскают пассажиров практически в буквальном смысле на своём горбу.



Конечно, Калькутта - современный мегаполис. Тут есть и метро, и дорожные эстакады и электрички, и банки с кондиционерами. Но в Калькутте сильны традиции. Здесь искусственно сохраняют очень многие традиционные явления. Такие, как трамвай, например. Или жёлтые ретро-такси.


Интересно, что слово "рикша" исходно изначает именно такую повозку - запряжённую человеком. Это уже потом появились велосипедные и мото аналоги. Появились рикши в 1870-х годах в Японии (само слово - искажённое от трёх японских иероглифов "дзинрикися", что значит "человек", "сила", "повозка").


А уже в 80-х годах они распространились во многих азиатских странах, например в Гонконге, Сингапуре, Малайзии и Китае. Индия не была исключением - наибольшую популярность рикши обрели именно в Бенгалии.


Во второй половине 20-го века рикши стали заменяться более комфортным и человеческим транспортом - такси, автобусами, трамваями, а где-то велосипедными и моторизованными версиями. В большинстве индийских городов пешеходные рикши были законодательно запрещены. Причина - нечеловеческие условия труда, работа, унижающая человеческое достоинство, и затруднение движения рикшами (хотя что там в Индии затруднять). Сейчас рикши остались только в Калькутте. Здесь тоже постоянно идут разговоры о том, чтобы их запретить. Однако пока традиционализм и возможные бунты самих развозчиков останавливают власти от такого шага.


Зрелище, конечно, не для слабонервных. Я сперва стеснялся воспользоваться их услугами - как-то стыдно мне было чувствовать себя таким барином, которого везёт чернь. С другой стороны, посмотрел как сами индусы активно этими рикшами пользуются, и попробовал пару раз в качестве эксперимента.


Что сказать, действительно тяжёлая доля рикш. Скорость невысокая, нагрузки огромные, иногда приходится по 2 человека тащить так. Так мне жалко стало этого бенгальца, что когда он по прибытию стал пытаться разводить меня на деньги, у него это получилось. Поэтому вопрос сколько стоит удовольствие - я досконально не мог изучить. Естественно, что иностранцу они всегда завышенную цену назовут. А так, это где-то примерно доллар за километр.




Сложно представить как рикши устают за смену. Кстати, обитают они только в историческом центре, похожи, что ареал их обитания сильно ограничили. За его пределы они не ходят, и не встретишь их там. Ряды отдыхающих рикш можно найти практически в любой точке центра.


Возможно, рано или поздно их действительно запретят. А пока пешеходные рикши остаются одной из "фишек" Калькутты. Кому интересно подробнее, можете почитать подробную статью на National Geogaphic.


Как вам явление? Хотели бы поездить на таком "такси"?


Рикши, Калькутта, Индия

Previous post Next post
Up