Итак, 8 октября случился очередной транспортный переворот в городе Москве - третий по счёту в этом году. Новая маршрутная сеть "Магистраль" в центре города оставила весьма противоречивые впечатления. Были бы там ещё троллейбусы, можно было бы на многое закрыть глаза. Но то, что вышло...
1. Итак, главный прогресс века - встречная выделенная полоса на Кремлёвском кольце! Восстановлена историческая справедливость - теперь транспорт может ездить по нему в обе стороны!
2. Напомню, что в 1992-94 годах была при Лужкове произведена зачем-то реконструкция движения по кольцу так, что оно поехало в одну сторону. Там, где вы видите на фото, машины ехали в противоположную сторону, против часовой стрелке. А по часовой ехали они с другой стороны Манежа, далее по опешеходенной площади Революции. Я, кстати, вообще этого не помню, когда я стал там бывать во вменяемом возрасте, двигались машины именно так. Хотя Бульварное кольцо без перенесённых туда троллейбусов 1 и 2, 5, в общем то, помню.
3. Реконструкция была, конечно, на редкость идиотской. Сами посудите - после неё 1, 2, 33 троллейбусы стали бессмысленными - катались просто по центру туда сюда. В одну сторону по одному, в другую - по-другому, через глухую набережную. Особенно ситуация усугубилась с появлением пробок. Из двух кольцевых автобусов К остался только один, и о его существовании вообще мало кто вспоминает, хоть это самый центральный маршрут города. Определённо, надо было что-то кардинально менять.
4. Надо сказать, с тем подходом к общественному транспорту, что у нашей власти, слабо верилось, что она способна будет такое провернуть. Это только на словах Собянин за ОТ, а на деле то мы видим как хорды зафигачивает и трамваи "строит". Но на удивление, они таки на это сподобились! Маршрутная сеть транспорта сразу кардинальным образом преобразилась!
5. Возвращение встречного движения по маршрутному кольцу - не единственная радостная новость. Общественный транспорт вернулся на восточный участок Большой Никитской улицы и на Неглинную, где его не было уже больше 25 лет! Кроме того были возвращены сквозные проезды через Садовое кольцо через Кудринскую площадь и с М. Дмитровки на Долгоруковскую. Что позволило пустить автобусы на прямую.
6. По такому поводу было решено даже всё капитально перелопатить и создать "новую сеть" маршрутного транспорта, что и поручили всяким блогерам-урбанистам. Справились они со своей задачей, в целом, неплохо, хотя и есть по отдельным моментам вопросы. Но когда дело дошло до реализации, вылезли все возможные косяки. Впрочем, обо всём по порядку.
7. Если вкратце - все маршруты делятся на "магистральные" (с буквой "М" в начале), "районные" и "социальные". Первые должны ходить с интервалом 5-10 минут и связывают центр с всякими окраинами (или насквозь центра идут), вторые могут кататься с интервалами 10-15 минут, третьи - до 30. Для лучшего запоминания всем магистральным маршрутам присвоили ещё и по цвету, ну и сделали новые трафареты как на остановки, так и на маршруты.
8. Ну и также в "магистральные" вошёл троллейбус "Б" (который сейчас пока автобус) и новый автобус "А". Идущий по трассе 31 троллейбуса, а потом выруливающий через Цветной и Садовое на 3 вокзала.
9. По сути то, конечно, особо новых маршрутов тут нет. Только один М3 (Семёновская-Лужники), а все остальные - изменённые старые. Некоторые вообще неизменённые, а просто переименованные. Часть маршрутов просто сильно продлили, как, например, М10. Знаю Лобненскую улицу - срака та ещё. Сдавал там экзамены во многим известном ГАИ на права. А теперь из этой дыры можно добраться прямо до сердца города!
10. Оно, конечно, красиво выглядит. Ярко, эффектно. С английским, теперь и иностранцы смогут на автобусах ездить.
11. Вот только будут ли от этой яркости и эффектности автобусы-троллейбусы лучше ходить? Вопрос.
12. Новые трафареты сделали вообще всем маршрутам, которые так или иначе в центр заходят. На них, кстати, и мётра ещё теперь и нужным цветом помечаются.
13. Интересно, что нумерация по магистральным маршрутам теперь не зависит от вида транспорта! То есть если всегда раньше в постсоветском мире было так, что может быть 1-й автобус, 1-й троллейбус, и 1-й трамвай, то теперь нумерация сквозная. Так, например, М2, М3, М5, М6, М9, М10 - автобусы, а М4, М7, М8 - троллейбусы.
14. Такая система популярна в Восточной Европе, и в некоторых странах западной. А на постсоветском пространстве она есть, разве что, в Луганске. Теперь потихоньку приходит и в Москву. Решение, может, и спорное, но всяко интересное.
15. Интересно, что в случае троллейбусов, "переименовывали" не конкретные маршруты, а целые "кусты". Так 16, 63 стали М7 (длинная и укороченная версия М7к), а 33, 62, 84 по Ленинскому - М4 (также с укороченной версией).
16. Любимый легендарный 63-й троллейбус! Сколько воспоминаний с тобой связано, такой великий маршрут. Ты никуда не делся, но теперь ты не 63, а какой-то "М7".
17. А на Китай-Городе планировалась центральная остановка, где все бы несквозные маршруты съезжались. У них там прямо реально получалась тусовка. Многие маршруты продлили именно туда. Я так и представил такой многоостановочный терминал, где постоянно приезжают-уезжают автобусы-троллейбусы в разные концы города.
18. Решил прямо в первый день поисследовать "Магистраль". Начал свой путь я с Комсомольской площади. Тут ничто не предвещает новой маршрутной сети.
19. Ну точнее как, ничто. Вот на остановках везде новые красивые схемы повешены. А трафаретов остановочных нигде нет.
20. Вместо автобусов транспорт будущего!
21. Стал ждать А. Заявленные 10 минут давно прошли и я уж стал думать, что нет никакой "Магистрали", всё отменилось, перенеслось. Надо уже на недавно продлённый 122 идти, чтобы в центр добраться. Но тут из-за горизонта показалась новоиспечённая "Аннушка". Вместе со мной ещё два человека сели в неё, ещё один загрузился на "Большевичке", и ещё одна тётенька на Сухаревской. Все садились так, будто бы этот автобус не сегодня запущен, а ходит уже тысячу лет.
22. АА. Вот это да! От 3-х вокзалов до самого Цветного! Где ты был последние 25 лет, мне бы все эти годы нужен был как воздух. Как же только не приходилось извращаться, возвращаясь домой с одного из трёх вокзалов. А я ведь ещё и два года работал на Комсомольской, в те бы времена этот АА... Вообще, проблема связи 3-х вокзалов с центром уже с давних времён стоит. В советское время до Лубянки ходил 41 троллейбус, потом в 90-е - его обрубок 83. А с конца 90-х до недавнего времени вообще никакой связи не было. И вот, наконец, она появилась!
23. Параллельно проезжает 13-й. Уже одно появление "рогатого" внутри Садового кольца вызывает искреннюю радость. Такой это редкостью стало, до чего же довели нас нехорошие люди из мэрии..
24. Сходил домой, попил чайку, после чего вернулся на Цветной и продолжил путь на 38. Эту
недавно пущенную маршрутку продлили тоже до Китай-Города.
25. Таким образом, в её лице общественный транспорт вернулся на Неглинную и Петровку. Где он отсутствовал с самого убирания оттуда 13 и 31 троллейбусов в 1991 году. Я не преминул прокатиться по сим улочкам!
26. На Китай-Городе довелось по полной оценить то, как ударно подготовились к запуску новых маршрутов. Увы, то, как было организовано и должным образом разрекламировано движение по МЦК, можно только вспоминать. Ничего этого не было тут и близко. Главная разворотная остановка выглядит так. Нет ни трафаретов, ни карты, НИЧЕГО!
27. Самый кретинизм, который только можно было не предусмотреть - отсутствие перехода к остановке. Вот нет и всё! Легально вообще сюда никак нельзя попасть, кроме как из Ильинского сквера. Выход из метро не работает - даже подземно не перейдёшь (хоть и это само по себе неправильно). Пассажиры ходят, конечно же, прямо по полосам, уворачиваясь от машин.
28. Аааа, ну как так можно было сделать. На центральном пересадочном узле. Стыдобища какая. РУКАЛИЦО.
29. Более того. За остановкой несмотря на реконструкцию осталась говно-стоянка со шлагбаумом. Хоть стой, хоть падай - в самом центре Москвы такой пережиток 90-х сохранился, и это после реконструкции.. Полный мрак. На её бы месте сделать разворотик всем автобусам.
30. Зачем-то ночные маршруты Н4 и Н5 обрубили по Китай-Городу. Мелочь, а неприятно. На мою старую квартиру с Лубянки ещё доходится, а отсюда уже никакой радости нет идти.
31. Настроение совсем упало от увиденного. И я стал созерцать то, как ездят автобусы. И ездили они, надо сказать, далеко не так, как было обещанно. Фотками это не передашь, но многие маршруты провисали по 15-20 минут. Зато вот, например, полудохлый в прошлом 158, идущий от Лубянки к Павелецкому вокзалу и дальше. Сейчас его реинкарнировали и большие автобусы на него снова поставили, сделали низкий интервал.
32. Длинный 904. Как автобус, так и сам маршрут. Представьте теперь, что с самого-самого центра можно уехать аж в Митино! Вот это да. Надо бы как-нибудь прокатиться.
33. Или вот бывший 206, а теперь М10. Вдумайтесь только, где Китай-Город, а где Лобненская улица. Вот уж реально город стал ближе.
34. А народ, тем временем, втыкает на схему. Интересно, что практически не было садящихся в автобусы, и спрашивающих у всех окружающих и водителя, куда эти автобусы едут. В первый день!
35. Те самые табло. Надо сказать, они быстро переориентировались на новые маршруты. На них они есть, а на яндекс-транспорте пока нет. Но порой табло сами офигевают от новой сети.
36. Сегодня, например, вообще, показывали средь бела дня ночные маршруты.
37. Табло на троллейбусах тоже офигевали.
38. В общем то, увы, совсем не складывалось ощущение такого оживлённого транспортного места, эдакого "хаба", с которого отправляется в разные стороны множество маршрутов. Автобусы приезжают нечасто, эпизодически, по одному.. Интервалы большие, какой-либо особой движухи не ощущается.
39. В какой-то момент подъехал М9, при том, что я вообще забыл о его существовании. Не было его, наверное, минут 30 с момента моего приезда (а ведь не факт, что до этого он сразу ушёл). Вот тебе и гарантия 5-10 минут.. Та самая 9-ка, которая раньше была рогатая, потом стала "Т", а теперь, вот, "М". Родной практически маршрут. Удлинили с одной стороны сюда, с другой - до Владыкино. Хотя лучше бы, конечно, рогатых на него вернули. Благо в данный момент сеть вдоль линии вся на месте.
40. В добивание организации новой сети, какой-то альтернативно одарённый автовод бросил свою колесницу прямо перед остановкой. Причём поставил её так, чтобы автобусы максимально страдали! Думаете кто-то попытался ли его оттуда согнать? Ну правильно, не трамваи же, объедут.
41. А это, можно сказать, "отрыжка" нулевых, с которой началась деградация троллейбусов в центре. Бывший автобус 12ц, который теперь, вот, стал 101.
42. Ну ладно, прокатимся по выделенке вокруг Кремля. Хоть это теперь можно сделать весело и с ветерком! На удивление народ пользуется активно! При том, что это первый день, когда они по этой стороне ходят. После Театральной наш 144 автобус вообще хорошо так заполнился.
43. Доехал до Октябрьской. Теперь на Ленинском ходят 4, М4, 144... По Хармсу прямо.
44. и четырежды
четыре,
и четыре
на четыре,
и еще потом четыре.
45. И здесь на остановках узрел весь ворох изменений на классических "мосгортрансовских" бумажках.
46. К слову сказать. С "Ударника" по Якиманке начинается уже обычная выделенная полоса, отделённая от общего потока. К чести организаторов, здесь, наконец-таки сделали её непрерывной. Все повороты и съезды теперь осуществляются из второго ряда и во второй ряд. Полоса работает без выходных 7 дней в неделю! Очень надеюсь, что так везде в остальных местах сделают. Поскорей бы уж!
47. А вот М1, бывший Т1, а до этого 1 троллейбус, который теперь завёрнут на Ленинский с одной стороны, и продлён аж за Сокол с другой, хоть автобусный, на некоторых первых схемах указан, как троллейбусный. По обещаниям Михайлова директора ГУП "Мосгортранс" скоро должны прийти первые 12 электробусов, и они то пойдут на этот маршрут. Конечно 12 машин на такую махину совсем недостаточно, поэтому они сильно будут "разбавлены" автобусами. В общем, планируется такой маршрут на смешанном обслуживании и это будет первая такая практика полной независимости номера маршрута от вида транспорта.
48. Вернулся на нём в центр. Хоть Якиманка с Большим Каменным мостом стояли (на мосту тоже сделали выделенку), мы домчались с ветерком. А вот 904-е уже ходили стаями. 15434 и 15444 (сзади).
49. Сел в М10 на Охотном ряду, чтобы уехать на Тимирязевскую. А он прямо тут в начале Тверской уже был заполнен как-то так! Вот что ни говори, как криво организовано движение бы не было, как бы в пробках они не стояли, а народ уже в первый день так эти автобусы хорошо освоил. Обычно же с пуском нового маршрута не один месяц приходится его пустым гонять. А тут практически сразу же такой эффект. Может не так всё и плохо?
50. Сегодня решил продолжить исследование работоспособности системы. И сразу же попал на "картину маслом".
51. Сколько раз мы такие картины видели. Из-за ДТП, из-за неправильно припарковавшегося придурка.. Только погодите, там же были трамваи, троллейбусы. Которые объехать не могут из-за рельсов или проводов. А тут манёвренные динамичные автобусы!
52. Вот из-за одной машины встала линия. Ну, наверное, можно понять водителя машины - сложно привыкнуть, что вдруг тут теперь встречное движение общественного транспорта. Но, блин, чего бы не организовать объезд?
53. Поскорее бы эти неповоротливые "сараи" убрали, и пустили бы юркие мобильные троллейбусы! А то так и будем всё время встревать!
54. Это оказалось надолго.. Для объезда надо выезжать на встречку, а у водителей нет на этот счёт инструкции. Вот и стоят тупят. Даже БД-шники ничего не могут сделать. В какой-то момент они организовали объезд по соседней полосе, и вся колонна тронулась. Но после того как она проехала, быстро накопилась новая. Т.к. ДТП никуда не рассосалось.
55. Сделали ещё выделенную полосу на Воздвиженке. Увы, сделать встречную ФСО не дали. Как всегда со своим кондовым мышлением, будто выделенка может опасность главе государства какую-то представлять.
56. В итоге М2 объезжает это место по Знаменке. Ну всяко лучше чем как раньше через набережную ездили.
57. А автобусы М3, выезжая с Пречистенки, вынуждены встревать, всё же, в набережную. Из-за чего они там капитально киснут и потом ходят пачками. Хотя можно было сделать напрямую выезд с Волхонки на Моховую. А так по идее их можно тоже на Знаменку перенаправить.
58. Вдоль всей выделенки поставили светофоры для общественного транспорта. Ну и не только вдоль неё, много где они теперь появились.
59. Огромный съездной карман для автобусов и троллейбусов (слева) и такси (справа) у "Ударника". Простым машинкам сюда нельзя.
60. А вот давно уже думаю, что пустить бы по этому кольцу трамвай! Современный, длинный, как в Будапеште. Ну или хотя бы как "песы" на Пресненской сети". Представьте как бы эти трамваи забивались! Всё же, в центре народу немерено блуждает.
61. Ну вот такая противоречивая картина. Мнение моё сильно неоднозначное. С одной стороны, конечно, сильно радует, что применён такой радикально новый подход. Ведь я уже не раз писал о в целом
наплевательском отношении к НОТу в СНГ/России и в Москве в частности. А тут налицо серьёзная попытка этот хребет пофигизма переломить. Да, подход спорный, его можно обсуждать, но это подход. И, что ни говори, с таким НОТом в центре многим будет удобнее, понятнее и осмысленнее, чем с таким, какой он был при Лужкове. Сейчас появились какие-то внятные маршруты, информация о них, полезные связи. А тогда он существовал, как будто, для галочки. Ну или потому что лень было совсем убирать.
62. Но из минусов. Все бы недочёты запуска первых дней удалось бы пережить, если бы не главная проблема - перделки.. В троллейбусной столице мира запакостить центр города полностью ими, это, определённо, издевательство. Вот нафиг было извращенством всяким страдать - повесили бы провода вдоль новой выделенки, сделали бы пару новых стрелок. И сейчас бы большая часть магистральных маршрутов могла бы быть троллейбусными. Вместо этого имеем вот такой позор.
63. Ну и согласитесь, что совсем колхозно Москва без троллейбусных проводов выглядит. Как какой-то аул горный..
64. Из остальных проблем:
- недостаток выделенок. Надо их делать больше и тщательнее. Прокладывать везде, где хоть какие-то заторы есть и есть возможность проложить. На Тверской, на Садовом, на Новом Абрате. Попутная выделенка на самом кольце, которую так и не сделали. Так регулярности движения станет сильно больше.
- недостаток информирования. Сравните с тем, как всем заездили по ушам этим МЦК, и как "Магистралью". Небо и земля. Много ли вы про новые автобусы слышали?
Впрочем, очень надеюсь, что их электробусные планы сбудутся, и они хотя бы электробусами заменят эти перделки. Москва будет троллейбусной! МОСКВА БУДЕТ ТРОЛЛЕЙБУСНОЙ! МОСКВА! БУДЕТ! ТРОЛЛЕЙБУСНОЙ!!!