Ну вот так вот получается, что если ехать из центральной России в Сибирь, то помимо Челябинска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска вы проезжаете ещё и старинный русский город Петропавловск. Ну то есть как "получается". Конечно, вы можете и объехать это дело через Тюмень, никто вас за это ругать не будет. Но, всё же, это крюк, и махинация какая-то выходит.
Что в этом такого? Едете вы себе через обычный сибирский Петропавловск и едете. Так вот в том то и проблема, что волею судьбы оказался сей город в другом государстве, в Казахстане. И хотя государство нам вполне дружественное, все равно всю муть в виде двух границ, досмотров и прочего никто не отменял.
А транссибирский путь все равно тут остался...
- Когда поедешь в Сибирь очень советую ехать именно через Петропавловск, советовал мне мой друг и попутчик по путешествию по Европе Дима, известный авантюрист. - Там много фруктов, дёшево всё и вообще прикольный городок.
- С ума сошёл? Делать больше нечего через границы туда-сюда кататься! Никто там не ездят, все объезжают через трассу 1Р402 "Тюмень - Омск". Да и делать особо нечего в этом Петропавловске. - вразумлял меня некий водитель, услышав вышеупомянутый совет.
Вообще, хотел этот пост назвать "Петропавловск-Некамчатский". Ну потому что просто "Петропавловск" у всех ассоциируется как раз с "непросто-Петропавловском", а с тем самым
городом, в котором полночь. А про этот мало кто знает. Потом посмотрел, что так уже назвал свой пост
Варандей, так что мне в голову уже это пришло через него.
Так или иначе, первый раз я Петропавловск, всё же, действительно объехал. Благо прямо на выезде из Кургана застопилась фура аж в самый Новосибирск. Долгая нудная дорога по болотам Тюменщины и Омщины: "Кому чья, а мне досталась трасса 1Р402", как поётся в известной автостопной песне.
В этот раз повторять сей объезд было нецелесообразно, ну и интересно же всегда открывать новые дороги. Кроме того, что оно и тупо КОРОЧЕ.
И сама трасса М-51 именно тут проходит - ведь в момент прокладки дорог не было этих дурацких границ. Так с самого Челябинска видишь по указателям, что ты едешь на Новосибирск и считаешь до него километры.
Казалось, что Петропавловск - это такая типичнейшая Россия, но просто с другим флагом. Ну потому что по всему видно, что тяготеет он к Транссибу, а не к Казахстану, где оказался волей случая. Оказалось, что так-то оно так, но не совсем. Всё же, государственность сильное влияние оказывает на местность. Сразу пошли другие ориентиры на указателях.
Вроде как русский второй государственный, но не всегда на него перевод есть даже здесь.
Реклама уже тоже не та!
Патриотизм немножко другой.
И вообще, несмотря на то, что большинство населения в Петропавловске - русские, несмотря на то, что застройка здесь преимущественно среднероссийская (каменные дома в центре, деревянные - в частном секторе), общая организация жизни здесь какая-то казахская.
Не знаю, в чём это точно проявляется, но чувствуется очень сильно в мелочах. Например, большие пустыри в жилых районах, определённого подвида маршрутки, и т.д..
Вообще же, знаете, что город, как и многие другие, переименован. Здесь обошлось простым "откусыванием" русской приставки "овск", и стал он "ПЕТРОПАВЛ". Местные все равно называют по традиции как и раньше, на и на русском языке название сохранилось.
Я даже больше скажу. Другие города северного Казахстана, в которых мне довелось побывать (а конкретно Рудный и Павлодар) выглядят куда более русскими, чем Петропавловск.
Вообще, в Казахстане уже давно проводится политика мягкой экспансии северных регионов. Они потихоньку заселяются казахами с юга, чтобы этническое распределение в целом по стране было равномерным. При этом на самих северах уже испокон веку живут свои казахи. Ни они, ни русские приезжих южных казахов недолюбливают, постоянно слышал в разных местах претензии к "южным". А так вообще, в Петропавловске казахи встречаются куда чаще, чем в других облцентрах севера страны и чем я представлял. Часто можно услышать и казахскую речь (основным языком общения все равно остаётся русский).
Вся суть Казахстана в одном фото :)))
Но всё, что я написал выше, не делает ни разу Петропавловск "плохим". Он такой какой он есть. Вполне приятный русский городок с казахским налётом.
Коллективная зарядка перед городским домом детского творчества
Из-за зависаний и задержек по пути времени на Петропавловск у меня оставалось всего несколько часов. Но может оно и к лучшему, ведь вписки я тут все равно не нашёл. Город маленький, членов "коучсёрфинга" тут немного. Так что за отведённые мне 4-5 часов осмотрел ж.д. вокзал и пешеходную улочку с прилегающими к ней кварталами.
СтоматологияСЫ!
В ПП имеется немного царской архитектуры. Но совсем немного.
И она довольно невзрачная, надо сказать. Сильно на любителя.
Из интересных зданий удалось найти бывшее Романовское училище, сохранившееся вот в таком оригинальном виде.
Сейчас в нём расположен филиал Тюменского экономико-технического колледжа..
Дружбу российского и казахского народов символизирует вот такой совместный памятник двум великим поэтам. Весьма оригинально, я скажу!
Вокруг центрального городского фонтана скульптуры других русских и казахских поэтов. В т.ч. и тех, что были в опале в советское время.
В этой гостинице согласно миграционной карте, я жил. В реальности же я находился на территории Казахстана всего несколько часов безо всякой ночёвки.
Отовсюду на тебя взирает Вождь. Кстати, Назарбаев теперь - самый большой долгожитель на всём постсоветском пространстве. Правит страной с самого её основания, а фактически - 32 года. Чуть больше, чем я живу на этом свете.
Городской акимат.
На пешеходной улочке скульптурно пропагандируются всякие хипстерские увлечения.
Девочка на роликах.
Снова проявления Казахстана. Музей Абылай-Хана - национального героя страны (мало он имеет отношения к Петропавловску, ну да ладно).
Рядом колоритный частный сектор.
Главная городская мечеть. Мечети во всех городах страны строят с помпой!
И до Петропавла дошла собянинская плитка.
Интересные фишки Петропавловска - закрытые остановки!
И не просто остановки, а ещё и с библиотеками.
Я видел всего две таких остановки. Одна (что выше на фото) в центре, и в ней кондиционер не работал. Поэтому из-за застеклённости в ней царило настоящее пекло. Зато другая у ж.д. вокзала функционировала исправно. Можно было под свежим воздухом за книжечкой переждать жару.
Вот так это выглядит.
Но, впрочем, ездить тут можно только на автобусах и маршрутках. Троллейбусы, увы, тут предали забвению. Я хотел было съездить на место, где был парк, поискать какие-либо сохранившиеся ошмётки, но времени не было на это. А жаль, что нет их - как раз в Петропавловске можно было бы и оставить, да и держался он долго - до 2014 года. Вот как раз последствия пребывания города в Казахстане, в России бы троллейбусы с куда большей вероятностью тут сохранились. Хотя, справедливости ради, от них избавились почти все соседи по ту сторону границы (Тюмень, Курган, Каменск-Уральский).
Очень пристального внимания заслуживает железнодорожный вокзал Петропавловска!
Я уже отмечал безусловную важность Петропавловска в цепи городов Транссиба. Так вот, если по дороге можно ещё кусочек Казахстана объехать, то по железке сделать это куда сложнее. И несмотря на появление границ, куча поездов продолжает двигаться на восточные рубежи нашей родины через Петропавловск. Это не московские поезда, которые все проезжают севернее, а все остальные. В связи с чем кусок железной дороги, принадлежащий историческому ходу Транссиба остался принадлежать России. Сначала им управляло российское МПС, а теперь им владеет РЖД. Взамен, кстати, Казахстану отданы станции Соль-Илецк в Оренбургской области, и Локоть в Алтайском крае (там, где по логистике нужно пускать много внутриказахских поездов).
Интересное, я вам, скажу, явление. Вокзал РЖД в другой стране. Самый сюр, связанный с этим: московское время. На нём указаны, конечно же, не только проходящие внутрироссийские поезда, но также и отправляющиеся из Петропавловска на юг внутриказахские. Мой друг из Павлодара так попал: рассчитывал приехать на вписку в районе 12 ночи (как было указано в билете), а поезд пришёл в 3. Московское время также указывается и во внутриказахских билетах.
При этом охраняют вокзал обычные казахские менты со свойственной им прилипчивостью и любопытством. Меня не преминули проверить.
В зале схемы железных дорог обеих стран.
Имейте ввиду, что такая возможность позволяет проехать из России в Казахстан, избежав межгосударственного тарифа! Покупаете по России билет до Петропавловска. Так как станция принадлежит РЖД, то тариф внутренний. Но так как она находится в Казахстане, то и на внутриказахский маршрут он тоже будет внутренний. Так, сделав всего одну пересадку, вы сэкономите кучу тысяч. А можно купить прямо на один поезд два билета до и от Петропавловска. Та же схема действует в Соль-Илецке и Локте.
Ещё редкое явление. Информационные бумажки от РЖД на стендах на иностранном языке. Большая их часть касается нафиг ненужных казахам вещей типа транзита в Крым и Калининград, или элитных и скоростных поездов Москва-Питер.
Многие проходящие составы проверяются погранслужбой только один раз в самом Петропавловске. Ну и в самом деле - чего два раза ходить.
Тут же можно встретить и популярный в Казахстане скоростной поезд "тальго" (точнее он тут называется "Тулпар").
Ну вот так, а я, посозерцав всё это, поехал в ОМБЫ! Точнее, в Новосибирск!