Стагнация московского троллейбуса

Mar 05, 2016 22:32

Подумалось тут, что за 25 лет сеть московского троллейбуса практически не изменилась. Не выросла, не уменьшилась (принципиально), а осталась практически такой же как и в 1991 году. То есть если бы какой-нибудь житель Москвы того времени (да кто-нибудь из нас, допустим) перенёсся бы на машине времени в наши дни, он бы с удивлением обнаружил, что всё осталось примерно на тех же местах. Те же пары конечных. Тот же "Белорусский вокзал - Братцево", "Стрельбищенский пер.-Рижский вокзал", "Лубянка-138 квартал", "Северянин - Электрозаводский мост".




Попытался собрать в единую таблицу то, как изменились троллейбусные маршруты с 1991 года. С момента, когда сеть фактически перестала расти. Вышел шокирующий результат: более половины маршрутов (50) вообще не изменились!


И если не брать собянинские погромы, то цифра вырастает до 56! Плюс ещё 8 (9) машрутов фактически не изменились, а лишь чуть-чуть стали по-другому ходить. Кстати, введённые маршруты в большинстве своём - короткие копии старых (они помечены в таблице красным). Только два из них образуют новые связи. А продления в основном обусловлены либо снятием других маршрутов (79), либо закрытием конечных станций ради застройки (15, 62), ради улучшения транспортного обслуживания только разве 66 вернули по инициативе "Горпроектов".

При этом надо понимать, что город то развивается. Микрорайоны новые растут, старые связи перестают быть нужными, появляются новые. А троллейбусы ходят маршрутами, не менявшимися по 30-40 лет. Вот ведь сколько говорили: "Ну продлите вы 9-ку до Владыкино, а 48 до Бот.Сада". Дотяните 57 до Петровско-Разумовской, чтобы он не был маршрутом в "никуда". Там по 700-300 м и чуть-чуть проводов навесить. Но нет, фиг! А я уж не говорю про то, как бы был полезен троллейбус в том же Бутово или Митино (где он планировался, но.. но). При этом, какой-нибудь 14 троллейбус, ходящий странной кракозяброй из Ростокино в Сокольники через Электрозаводский мост, вполне можно было бы реорганизовать, пустить вместо него 2 или 3 маршрута, но он продолжает ходить именно в таком виде. Вот и непонятно, что за ерунда получается? Почему так выходит, на какой-нибудь Сельскохозяйственной или Широкой улицах троллейбус по мнению властей нужен (раз он там есть), а, скажем, на Можайском шоссе, или южной части Люблинской улицы не нужен (раз его там нет). Что за бредовый поход?


При Лужкове к троллейбусу, как и вообще к ОТ было умеренно-наплевательское отношение. Ну вроде чего-то где-то ходит, но чтобы не страшно выглядело, вот давайте ка на вам новые машины. При этом то, что эти новые машины вязли из-за ДТП и автоуродов также, как и старые, кепку мало интересовало. Но хотя бы сохраняли то, что есть.
Собянин, объявивший лужковский курс забивания на ОТ ошибочным, поспособствовал немного тому, чтобы троллейбусы (и другие виды ОТ) перестали беспросветно вязнуть и поехали, но почему-то именно рогатых он невзлюбил. Уже при нём отменено 4 маршрута, сокращено 5, и, судя по всему, дальнейшие погромы не за горами...

И вот непонятно как к такой стабильности сети относиться? Очевидно, что городу позарез не хватает новых линий. Что маршрутов должно быть сейчас уже не 90, а, как минимум, 120. А то и 150. Если бы троллейбус развивался с той же скоростью, что в 70-е, 80-е, то так бы сейчас и было. Логично же, что если есть хорошая налаженная база для эксплуатации электротранспорта, то это надо активно использовать, это же и экономичнее, и экологичнее, и более стильно и имиджево, чем бензинные и газовые перделки.


А такая "стабильность", она именно - стагнация. Электротранспорт уже сохраняют только там, где он есть, не потому что он нужен, не потому что используют его преимущества, а скорее потому что жалко или дорого убрать.


С другой, понимаешь сегодняшние реалии, которые не идут никак в ногу с логикой и здравым смыслом. В этих суровых реалиях, наверное, как раз стоит ценить, что хотя бы сохранили то, что есть. Те 85 маршрутов, сколько-то километров линий. Смех смехов, но помню, что в середине нулевых я ездил по Бульварному кольцу на своих любимых с детства 15 и 31 маршрутах, и мне порой реально казалось удивительным, что столько времени прошло, а они ещё есть. Уже они полупустые ходили, никто про них уже не знал, а кто знал - не воспринимал всерьёз, и казалось, что в любой момент начнут закрывать маршруты и никто не почешется. По крайней мере в большинстве облцентров и троллейбусные и трамвайные сети с тех лет посокращались существенно (и продолжают сокращаться до сих пор..). А тут, казалось бы, сеть 1991 года в практически неизменном виде - есть повод для радости.


Но увы. Новости из троллейбусного мира тревожные. Парк перестали обновлять с 2013 года. Если среди автобусов старьё уже практически не встретишь (новые низкопольные перделки закупают с завидной регулярностью, только вот ходить лучше маршруты от этого почему-то не становятся), то подвижной состав рогатых - просто беда. Одна из существенных проблем, которую тоже не торопятся решать - крайне низкое число сочленённых машин. Всего их чуть больше сотни на всю Москву из 1600 троллейбусов (а надо, по-хорошему, 600-800 с учётом размеров Москвы).


Тендеры на закупку нового ПС постоянно отменяются, по ближайшему всего 67 троллейбусов должны прийти только в октябре 2017 года! (при том, что уже сейчас заменить надо около 300 единиц). Ходят постоянно жуткие слухи, что хотят вообще заменить от 500 до 900 машин автобусами, ну и, конечно же, электробусы, которыми бредит наша мэрия. Никто эти электробусы в глаза особо не видел (отдельные опытные образцы есть, но их мало и они очень сырые), но троллейбусы хотят заменять ими уже сейчас. В общем, перспективы совсем безрадужные, действительно уж сохранить бы то, что есть.

А как бы здорово было, всё же увеличить сеть раза в 1,5 хотя бы.. Линии по Можайке, по Люблинке, можно в Бутово, Солнцево, Жулебино, в Новокосино, наконец-таки пустить по существующей линии маршрут.. А там, глядишь, и в подмосковные города бы можно было пускать рогатых. Ну и соединить московскую сеть с химкинской, а то ведь совсем же позор выходит! Две сети совсем рядом, и не имеют пересечения.


UPD. Ну и последние тревожные новости! Садовое кольцо и легендарная "Букашка" в опасности!

Троллейбусы, Москва

Previous post Next post
Up