"Вдова пастора" - Дрейер и его матрица

Oct 23, 2006 01:23

Теперь, после изгнания из почтенных киносообществ, и следуя примеру illa_anna, afuchs и p_h_langer и я заделываюсь в киномонахи: хватит с меня кинотусовок, буду здесь, у себя дома, умничать. Пожалуй проку-то побольше будет; есть еще vbv и bis032 - итого файф (чтобы не дать застояться моей кинопечени)

Сбылась еще одна мечта идиота - после 35-летнего перерыва (Господи, страшно подумать! столько жить такому шкоде просто неприлично) увидел "Вдову пастора" руки Карла Дрейера. И мечта не обманула.
Значит прикидываем - с 192 какого-то по 197 почти такой же, и еще 35 сверху уже не только на фильм, но и на меня! И фильм не просто смотрится - захватывает!! О чем-то же это говорит!?
Архаика совсем не мешает. Тем более, что фильм ироничен почти по-нашенски, т.е как раз в отношении собственной фактуры, все время ее слегка как бы подставляя: нелепости чуть утрируются, зеркало знает что оно кривое. Не комедия - но на грани.
Меня сильно заинтересовали два момента - не столько собственно относящиеся к этому фильму, сколько у него на прицепе.
Во-первых я только теперь понял, что эффект "в диафрагму" очень ловко использовался, кроме прочего, еще и навроде трансфокатора: укрупнял нужный план без монтажного стыка; что-то вроде "врезки". Или я не замечал этого раньше потому, что никто кроме Дрейера не делал этого - или не так ловко?
Второй момент не менее интересный, и уже накоротко замкнут именно на Дрейера, на то, что может быть названо его философией.
"Вдова пастора" воспроизводит во всей полноте некую культурную матрицу, и сюжет фильма, вся его драматургия в той же степени порождены ею, как и ее собственное нормальное воспроизводство "по жизни": то, что культурологи называют преемственностью культуры. То есть фабула совпадает с матрицей. Приключения влюбленной парочки - молодого пастора-шалопая и его простоватой подружки - в доме вдовы под ее строгим, а местами и жестковатым и вместе попечительным приглядом, представляют классический "роман воспитания". Это жанр. А как матрица то же самое mutatis mutandi действует во всех устойчивых ("традиционных") обществах, вроде представленного в фильме. Не только ритуал обыденности, но и ее "мясо" - быт - кодируют опыт прочно налаженной жизни, и транслируют (инвестируют - как это делает дама Маргарет, вдова пастора) его в грядущее поколение.
Например, беды России во многом обусловлены тем, что у нас эта матрица все время разрушалась.
У меня такое подозрение, что секрет "трансцендентности" Дрейера в очень большой степени связан как раз с тем, что все его фильмы опираются на подобные матрицы и архетипы; это его мировосприятие.

кино

Previous post Next post
Up