Монастырь Мар-Саба был основан около 484 года преподобным Саввой Освященным в Иудейской пустыне.
Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики.
И по сей день сохранились те пещеры, где жили монахи изначально и где и сейчас время от времени они совершают послушание и селят паломников.
В связи со сложной географической расположенностью монастыря, монахи не занимаются никаким земледелием и ремеслами. Живут на подаяния и пожертвования.
Кстати, монахи эти никогда не едят яблок.
Почему спросите вы? Не спросите? Но я все равно расскажу
Как-то раз Савва - основатель монастыря, хотел есть и было у него яблоко. Наливное да красивое, а какое вкусное... Но время было не обеденное. И боролся Савва с искушением и вы не поверите - таки победил. А яблоко сгнило. Потому Савва молодец, а яблоко бе бе бе - нехорошее искусительное.
С тех пор остальные монахи решили в честь Саввы тоже никогда больше не есть яблок. И до сих пор не едят.
От такая история.
Тайное Евангелие от Марка
"Весной 1958 года будущий профессор Мортон Смит, тогда еще аспирант Университета Богословия в Колумбии, был приглашен на каталогизацию рукописей библиотеки монастыря Мар Саба, расположенного в двадцати километрах южнее Иерусалима. И вот, спустя месяц, когда уже оканчивался срок пребывания в монастыре, Смит обнаружил в книге «Isaac Voss’ 1646 edition of the Epistolae genuinae S. Ignatii Martyris», содержащей послания Игнатия Антиохийского, три страницы с рукописным текстом.
Из текста, представляющего собой греческую скоропись, следовало, что это - Послание (или компиляция из посланий) Климента Строматиса, т. е. Климента Александрийского, автора «Стромат», к некоему Феодору (Теодору). В послании Климент одобряет действия Феодора, что тот «зажимает рот» «отвратительному учению» карпократиан, свернувших «в непроницаемую бездну блуда плотского и телесных грехов».
О карпократианах и его основателе Карпократе подробно вы сможете ознакомиться по ссылке внизу поста, а я лишь отмечу, что это была одна из гностических сект, выбравших особый путь спасения и познания истины через различные плотские утехи, включая и то, что принято считать извращениями.
Климент в Послании к Феодору говорит, что карпократиане должны всегда быть противопоставлены христианам, ибо даже если кто из карпократиан и скажет истину, то и тогда нельзя с нею соглашаться, «ибо не всякая истина - истина; и истина, кажущаяся [таковой] по человеческому представлению, не должна предпочитаться истинной истине по вере». (Обратите на это внимание - вне связи с контекстом повествования даже)
Далее Климент рассказывает о Марке и его Евангелии. «Действительно, - говорит Климент, - Марк, по пребывании Петра в Риме, записал деяния Господни, но не все открыл, и, впрочем, на тайные не намекнул, но выбрал полезные к умножению наставляемых в вере. После же мученичества Петра, переехал в Александрию Марк, увезя и эти и Петровы записи, из которых перенес в первоначальную свою книгу способствующее к накоплению знания». И, дескать, таким образом было составлено Тайное евангелие Марка, которое он оставил александрийской экклесии(Церкви, сообществу верующих - примечание А.С.), «где оно и поныне все еще весьма надежно хранится, прочитываемое только посвящаемым в великие таинства».
Но, по словам Климента, нечистые демоны всегда готовят погибель роду человеческому, а потому Карпократ, наученные ими, обольстил некоего пресвитера александрийской экклесии и получил от него копию Тайного евангелия, «которую и истолковал по злословному и плотскому своему представлению, а также и осквернил, с незапятнанными и святыми словами смешав бесстыдную ложь». «Поэтому, - пишет Климент Феодору, - для тебя не побоюсь на вопросы ответить, через сами евангельские слова подделку изобличая». И Климент приводит две цитаты из Тайного евангелия Марка. Последние же слова рукописи гласят: «Многое же остальное, о чем ты писал, - подделка и по виду и по сути. На самом деле истинное и согласное с истинной философией истолкование ...». И здесь текст неожиданно обрывается.
Поднялась большая буча в узких кругах
Смита обвиняли в подделке. Другие обвиняли в подделке того монаха, что некогда записал это.
Третьи считали, что подделка восходит к тем самым гностикам, переделавшим евангелие от Марка.
Позднее в библиотеку прибыли израильские ученые, нашли книгу на том самом месте и сделали цветные снимки, таким образом опровергнув мнение, что Смит выдумал местонахождение.
Они сделали цветные фотоснимки и поставили книгу обратно.
Как бы то ни было, проблема Тайного евангелия Марка так и не разрешена. Официальная Церковь игнорирует его либо как подделку, либо как ничего не значащий апокриф. С другой стороны, в восьмидесятые годы ученая общественность наконец-то обратила внимание на ранние работы Смита и сочла их отвечающими должному уровню. Другие ученые пытались разыскать оригинал, с которого Смит сделал фотографии, но уже в 1980 году Томаса Таллея ждало разочарование - манускрипта в монастыре не оказалось: после публикаций Смита он был отдан патриаршему библиотекарю о. Каллистосу для восстановления.
Больше эту книгу никто из ученых не видел.
Весь текст можно найти в
ЭТОМ ПОСТЕ А вот эта пальма считается чудесной - настой из ее листьев лечит у паломниц бесплодие.
Паломниц, правда, внутрь не пускают - но настой им всегда вынесут
Надо месяц (или три - забыл) перед паломничеством воздерживаться от исполнения супружеского долга.
Потом пить настой и еще столько же воздерживаться.
Потом допив еще столько же.
После этого обязательно забеременеешь - если муж выдержит все это время.
Спуск и подъем к мнастырю
На дне ущелья Кедрон
Поток Кедрон берет начало в Иерусалиме, у Гефсиманского сада
Говорят, монастырь был основан в качестве места ссылки "за грехи против нравственности".
Внутри
Это гробница самого Саввы.
Но Саввы в ней нет: давно-давно его оттуда забрали крестоносцы и вывезли в Ватикан и только в середине 20-го века с большими усилиями Греческой православной церкви и Израиля его мумию удалось вернуть обратно.
Но вот незадача - Савва был облачен в католические одежды и его было надо переодеть.
И тут, по словам монахов, случилось чудо - мумия была не только необычайно для мумии мягка и пластична, но и сама приподнялась, дав монахам сменить ей одежды на подобающие.
И не вздумайте сомневаться - а то вас туда не пустят по приезду - а вы ведь обязательно туда приедете.
Видите вот этот замурованный люк с двумя железными кольцами?
Когда монах умирают, люк открывают и туда помещают тело.
И замуровывают на пару-тройку лет.
Потом открывают и если тело сохранилось и мумифицировалось, его как праведника помещают в специальное хранилище - нам его не показывали.
Если же тело разложилось - значит монах был не очень то и праведный и его не помещают туда.
Видимо, просто тихо хоронят где-то в другом месте - не в почетном.
Тут вы видите два вида било - железное и деревянное.
В него стучат молотком и это заменяет колокольный звон.
Точно такое же деревянное я видел в церкви Креста в Иерусалиме - там нам пояснили, что его использовали в период мусульманского владычества, когда колокольный звон был запрещен.
Так ли и тут было - учитывая, что рядом нет поселений - нет ли - не знаю
Однако молоток есть и сейчас, и я даже взял его в руки, чтоб снять, пока монах был далеко и за мной наблюдал лишь котэ - хотя сурово и пристально
Монастырь на рассвете
Монастырь ночью
Вид на Иерусалим с горы Мунтар. По дороге к монастырю. В соответствии с предположением, гора Мунтар - это ничто иное, как та самая гора, с которой во времена Второго Храма сбрасывали "Козла Отпущения" (вернее, "Козла для Азазеля", שעיר לעזאזל).
Пещеры отшельников
Прощальный взгляд на Мар-Сабу
Путь домой через пустыню, под палящим солнцем
Растительности тут нет совсем
А вот и Вифлеем - рукой подать.
Тени от облаков красиво ложились на Иудейские горы
Более подробно все посты можно посмотреть по метке
Мар-Саба. Тут очень малая часть фотографий.
Добавляйте журнал в друзья тут и на соц сетях. У меня всегда интересно.
Я на Твиттер Я ВКонтакте Я на МойМир Маил ру.
Я на Фейсбук Я на Одноклассники Я на Инстаграм