Несколько раз попадались утверждения вроде - слегка утрируя - «современная нейрофизиология приходит к выводу, что свободы воли не существует». Обнять и плакать! Канта мы не читали
( Read more... )
И тем не менее, не существует человека, который не считал бы себя свободным. Это ложь. Ложь, которую еще и демагогие попытались обосновать: Не знаю, может быть, где-то в нижних кругах ада психиатрических лечебниц таковые индивидуумы и встречаются Ассоциативное обвинение же, а даже если бы это было и правдой, то что с того? :)
в такой уважаемой, чуть ли не научной области, как юриспруденция В то время как многие считают это "чуть ли не научную область" образцом дефективности и неполноценности человеческой культуры... Но и это не имеет никакого отношения к обсуждаемому вопросу, если, конечно, мы не хотим признать доводы к авторитету и прочую демагогию уместной. Но ведь понятие вменяемости без апелляции к свободе не имеет ровным счетом никакого смысла. Вам так кажется, на самом же деле, под невменяемостью мы могли бы понимать случаи, когда человек не в состоянии мыслить безошибочно и нет возможности привести систему ценностей человека в такое соответствие с общепринятой системой ценностей, которое позволяло бы человеку быть
( ... )
но ведь мы с Вами все равно будем ходить по кругу и ни к чему не придем. Дык я же потому и запилил табличку, чтобы не повторяться!
но будь тезис логически уязвим, никто, и я в том числе, не стал бы городить огород. А разве огород из-за этого городится? Мне казалось, что причина другая
( ... )
Ну, смотрите, наша с Вами дискуссия почти вся сводилась к тому, что Вы доказывали ложность "не А" исходя из того, что "А" истинно. Я соглашался с тем, что "А" истинно, но настаивал на истинности также и "не А", причем привел даже объяснение того, почему свобода оказывается "слепым пятном разума" (хромающая аналогия, но она хороша тем, что "слепое пятно" - в некотором смысле "ядро" зрения, местонахождение нерва). Я не вижу, как мы могли бы сдвинуться с мертвой точки.
А мне кажется, что я переполнен скепсисом под завязку.
Но наличие желания - уже в некотором смысле проявление свободы. Желание следует отличать о потребности; у машины с пустым баком есть потребность в бензине, но приписывать ей желание заправиться странно. может быть какие-то части человека могут быть свободными Этого я вообще не понял.
Я, как понятно, не это имел в виду. Наличие какого-нибудь syslogа в операционке не наделяет комп сознанием.
Что не так, и что Вам не нравится?А почему судят-то? Потому что вел себя слишком свободно, в то время как с точки зрения общества я не имел никакого права выбирать. Я должен был слепо повиноваться требованиям морали и закона
( ... )
Мы с Вами говорим о разных вещах. Вы имеете в виду социальную свободу, а я - свободу выбора, liberum arbitrium. Первой противостоит внешнее принуждение,второй - принцип причинности. Уже из этого видно, что это совершенно разные вещи. Находясь в тюрьме, вы несвободны и вынуждены подчиняться предписанным порядкам и правилам. Но в каждый момент вы можете выбирать из подчинения и неповиновения (с последующим штрафным изолятором или избиением). Когда преступник признается невменяемым и освобождается от наказания, отрицается наличие у него именно свободы выбора.
Мы с Вами говорим о разных вещах. Об одних и тех же, просто я пытаюсь подвести Вас к мысли о том, что социальная машина будет работать одинаково, незивисимо от того есть у человека свобода воли или ее нет. И поэтому упоминание Вами юриспруденции было ни к чему.
Но в каждый момент вы можете выбирать из подчинения и неповиновения (с последующим штрафным изолятором или избиением). Вы не свободны сделать это. Просто статистически оказывается, что тем, кому нечего терять, например, из-за прессинга охраны и сокамерников, выгоднее устроить бунт и объявить голодовку, т.е. неподчиниться и быть избитым сейчас, чтобы получить шанс быть избавленным от "хронического избиения". Просто теория игр, ничего более. Просто некоторые принимают неудачные решения, т.к. плохо умеют просчитать варианты. Это вызывает иллюзию свободы.
Когда преступник признается невменяемым и освобождается от наказания, отрицается наличие у него именно свободы выбора. Если бы юристы не исходили бы из предположения о том, что свобода воли существует, они точно так же "
( ... )
Они и изолируют в психушке. Обычная практика. Сильное впечатление когда-то произвел институт им.Сербского. Не помню уже, каким ветром меня туда занесло.
У меня есть возможность сравнивать и гораздо более сильное впечатление производят невменяемые, терроризирующие целые подъезды (а то и дома), родных, коммунальные службы, депутатов, продавцов и т.д, и т.п. В разных странах по-разному, конечно, но часто правительства жалеют денег на содержание таких персонажей в неволе и, кое-как подлечив, отпускают на свободу. Перекладывая свои заботы на плечи жителей...
Это ложь.
Ложь, которую еще и демагогие попытались обосновать:
Не знаю, может быть, где-то в нижних кругах ада психиатрических лечебниц таковые индивидуумы и встречаются
Ассоциативное обвинение же, а даже если бы это было и правдой, то что с того? :)
в такой уважаемой, чуть ли не научной области, как юриспруденция
В то время как многие считают это "чуть ли не научную область" образцом дефективности и неполноценности человеческой культуры...
Но и это не имеет никакого отношения к обсуждаемому вопросу, если, конечно, мы не хотим признать доводы к авторитету и прочую демагогию уместной.
Но ведь понятие вменяемости без апелляции к свободе не имеет ровным счетом никакого смысла. Вам так кажется, на самом же деле, под невменяемостью мы могли бы понимать случаи, когда человек не в состоянии мыслить безошибочно и нет возможности привести систему ценностей человека в такое соответствие с общепринятой системой ценностей, которое позволяло бы человеку быть ( ... )
Reply
Дык я же потому и запилил табличку, чтобы не повторяться!
но будь тезис логически уязвим, никто, и я в том числе, не стал бы городить огород. А разве огород из-за этого городится? Мне казалось, что причина другая ( ... )
Reply
А мне кажется, что я переполнен скепсисом под завязку.
Но наличие желания - уже в некотором смысле проявление свободы. Желание следует отличать о потребности; у машины с пустым баком есть потребность в бензине, но приписывать ей желание заправиться странно.
может быть какие-то части человека могут быть свободными
Этого я вообще не понял.
Я, как понятно, не это имел в виду. Наличие какого-нибудь syslogа в операционке не наделяет комп сознанием.
Reply
Reply
Вы имеете в виду социальную свободу, а я - свободу выбора, liberum arbitrium.
Первой противостоит внешнее принуждение,второй - принцип причинности. Уже из этого видно, что это совершенно разные вещи.
Находясь в тюрьме, вы несвободны и вынуждены подчиняться предписанным порядкам и правилам. Но в каждый момент вы можете выбирать из подчинения и неповиновения (с последующим штрафным изолятором или избиением).
Когда преступник признается невменяемым и освобождается от наказания, отрицается наличие у него именно свободы выбора.
Reply
Об одних и тех же, просто я пытаюсь подвести Вас к мысли о том, что социальная машина будет работать одинаково, незивисимо от того есть у человека свобода воли или ее нет. И поэтому упоминание Вами юриспруденции было ни к чему.
Но в каждый момент вы можете выбирать из подчинения и неповиновения (с последующим штрафным изолятором или избиением).
Вы не свободны сделать это. Просто статистически оказывается, что тем, кому нечего терять, например, из-за прессинга охраны и сокамерников, выгоднее устроить бунт и объявить голодовку, т.е. неподчиниться и быть избитым сейчас, чтобы получить шанс быть избавленным от "хронического избиения". Просто теория игр, ничего более. Просто некоторые принимают неудачные решения, т.к. плохо умеют просчитать варианты. Это вызывает иллюзию свободы.
Когда преступник признается невменяемым и освобождается от наказания, отрицается наличие у него именно свободы выбора. Если бы юристы не исходили бы из предположения о том, что свобода воли существует, они точно так же " ( ... )
Reply
Сильное впечатление когда-то произвел институт им.Сербского. Не помню уже, каким ветром меня туда занесло.
Reply
В разных странах по-разному, конечно, но часто правительства жалеют денег на содержание таких персонажей в неволе и, кое-как подлечив, отпускают на свободу. Перекладывая свои заботы на плечи жителей...
Reply
Leave a comment