Фотоотчет путешествия на байдарке по Байкалу. 5-6 августа 2013 г. От мыса Сухинский до реки Селенги.

Mar 02, 2016 13:53

Оглавление и схема всех моих маршрутов по Байкалу.

Июль-2013:
Часть 1-я. Северобайкальск и Нижнеангарск. Западная часть острова Ярки.
Часть 2-я. Вдоль архипелага Ярки.
Часть 3-я. Северо-восточный угол Байкала.
Часть 4-я. Хакусы и Томпуда.
Часть 5-я. Баргузинский заповденик от Шегнанды до кодона Кабаний.
Часть 6-я. Посёлок Давша и бухта Сосновка.
Часть 7-я. Большой Черемшаный и Чивыркуйский залив
+ Бонус: Птичий базар на о. Голый в Чивыркуйском заливе.
Часть 8-я. из Чивыркуйского в Баргузинский залив и пос. Усть-Баргузин
Часть 9-я. От У-Баргузина до острова Лиственичный.
Часть 10-я. Село Турка и мысы вокруг.
Часть 11-я. Село Гремячинск и окрестности.

Часть 12-я. От мыса Сухинский до реки Селенги

05 августа 2013 г. Утро возле мыса Сухинский.

Избушка оказалась необитаемой. Строители уехали только что - еще даже монтажная пена на баллончике не засохла. Мы решили не повторять приключения известной любопытной девочки из сказки про медведей и поставили палатку на пляже.

К тому же, как не привлекательна была новенькая избушка, из нее мы не сможем контролировать сохранность нашего судна на берегу. А перетаскивать байдарку и весь багаж ради одного ночлега не имеет смысла. Утром прогулялся на мыс и сфотографировал нашу палатку у воды.

После завтрака обогнули низкий и лесистый мыс Сухинский (ВМ) и попали в зону тумана.

Где-то в районе губы Осташина мы повстречали еще одну новенькую турбазу из деревянных домиков. Они не обозначены ни на одной карте и на космоснимках не видны даже.

заходим за очередной изгиб берега ... опять домики! Удивительно! Здесь нет никаких дорог! Ближайшая трасса проходит в 40-ка километрах за горных хребтом... видимо, сами домики завезли сюда зимой по льду, а отдыхающих завозят лодками.

На мысу Каменном виднеется очередной крест. Такое впечатление, что у христиан с буддистами в этих местах идет соревнование: кто больше успеет "застолбить" мысов и бухт своими символами.

Сразу за мысом - небольшой островок Каменный (ВМ)

Действительно, со стороны Байкала возвышаются на нем внушительные камни. Они белые от помета чаек и потому хорошо видны на фоне темного берега.

из тумана - мыс Швец.

На мысу сделали короткий привал, но обедать здесь не стали. Уже не помню почему: то-ли берег неудобный, то ли свежие следы медведя в грязи на кромке леса...

пообедали в другом месте, среди сухих бревен. Совершенно дикие места - даже мусора человеческого на берегах нет.

Мыс Толстый.

На южной стороне мыса увидели фигурку человека без оружия. И не страшно одному ходить по медвежьим местам?

Скалы на берегу

Ночь на 6-е августа провели на полянке (ВМ) возле ручья Болдаково.

Почти на километр в Байкал тянутся рыбацкие сети на столбах. Мы прошли под самым тросом возле берега.

от мыса Стволовского по берегу появляется грунтовая дорога. В устье реки Сухая тусуются рыбаки с удочками.

Большое село Сухая. Сидя в байдарке, мы отчетливо видим, что населенная местность находится ниже уровня Байкала. Кажется, что если прокопать ручеек сквозь пляж, можно затопить все село байкальской водой.

Моя фотокамера в облачную погоду делает совсем мрачные снимки. Посмотрите как эта местность выглядит на интерактивной фотопанораме.

Турбазы с юртами возле горячего источника Загза.

Обедали на пляже среди множества отдыхающих с палатками. Пока я готовил суп, Ольга успела сходить искупаться в термальных водах.

Весь берег занят палаточными лагерями туристов. Байкал здесь мелкий и прогревается в августе, поэтому народу отдыхает очень много.

Бурятский поселок Энхэлук.

уже много километров идем среди купающихся людей, мимо шикарных пляжей из мелкого песка с теплой водой. Никогда бы не подумал, что на Байкале есть такие "курортные" места. Ощущаешь себя где-нибудь в Крыму...

Всего в районе Энхалук около 20 километров песчаных пляжей.

На многих стоянках построили стационарные туалеты, навесы от дождя, скамейки... фактически все эти километры - "дикий" автокемпинг.

Песчаный мыс Облом образует поворот в бухту Провал. На мысу стоит ржавый маяк, с которого и сделаны след. фото.

Вид в сторону Энхалука.

в этом мелком месте мы наблюдали самую теплую воду за все наши путешествия по Байкалу.

Купаться было очень приятно, только заходить очень долго )

На ночь остановились на песчаном пляже возле устья реки Большой Дулан.

7-го августа

Улус Дулан. Глядя на него через песчаную косу залива Провал, кажется, что дома находятся ниже уровня Байкала. Должно быть "провалились"?!

Местные коровы. Я уже говорил, что бурятская тушенка - лучшая в России? Вот из них она и делается )

Страшный летающий дракон сел на мое плечо и едет с нами гидростопом. Шучу, конечно. Cтрекозы Pantala flavescens - самые выносливые среди летающих животных планеты. Насекомые перемещается на расстояния от 14000 до 18000 километров. Более того, стрекозы, перелетая Индийский океан, без отдыха преодолевают 3500 километров.

Крупное село Оймур и мост через одноименную речку.

Катер диверсантов или браконьеров.

Заросли камыша в дельте реки Селенги.

ковер из плавающих кувшинок

Миллионы желтых цветков вокруг нас.

Крупнейший приток Байкала, река Селенга, образует уникальные плавучие заросли из болотной растительности. Размер этого "зеленого болота" гигантский даже в планетарном масштабе! смотрите на снимок из космоса. Крупнейшая пресноводная дельта в мире! Площадь около 50 кв.км. Если обходить его по границе с Байкалом, то протяженность кромки таких плавучих зарослей около 70-ти километров и тысячи проток между ними, где нет "твердой земли" и невозможно ночевать или хотя бы обедать.

Разумно оценивая свои силы и перспективы, мы решили разобрать байдарку в углу залива Провал и уехать автостопом на десяток километров вверх по Селенге, там снова собрать байдарку и сплавиться по течению реки в самую левую протоку, чтобы выйти в Байкал на противоположном углу этих болот.

Вид на болота дельты Селенги с третьего этажа гостевого дома "Байкальский маяк" в деревне Дубинино.

в этой гостинице мне удалось одолжить строительную тележку и на ней перетаскать все наши мешки до трассы, что проходит здесь в 300-х метрах от залива.

Трасса не очень оживленная в будний день. К тому же, с нашим барахлом нужно было выловить грузовик или микроавтобус.

Мы надеялись устопить куда-нибудь в район села Красный Яр, но нам попался микроавтобус, которые порожняком возвращался в Улан-Удэ и сворачивать с асфальта не захотел. Таким образом, через час после разборки байдарки мы снова собирали ее, но теперь уже под новым мостом через Селенгу в 40-ка километрах от Байкала.

Когда я проезжал по этой трассе автостопом в 1998-ом году, то здесь машины переправлялись на бесплатном пароме, а асфальта не было совсем.

Сразу ниже моста река стала ветвиться на многочисленные протоки, течение в которых, при этом, было довольно сильным. В Монголии прошли дожди, и река активно размывала старые острова и намывала новые.

Ночевать на берегу мы не хотели из-за обилия коров и населенных пунктов, а остров никак не могли выбрать из-за сильного течения и размыва обрывистых берегов. К тому же, там где острова не размывались, они заросли кустами и деревьями.

Так мы гребли по протокам до самого захода солнца. Когда стемнело, пришлось ночевать "хоть где-нибудь". Выбрали низкий песчаный пляж, который возвышался над водой едва ли на пол метра. Остается надеется, что в верховьях ночью не случится грозы и нас не смоет внезапный паводок...