Вернувшись из
очень интересного сплава по монгольским озерам и рекам, мы решили что представление о стране будет неполным, если мы не посетим столицу. Без байдарки дорога автостопом занимает один световой день от Улан-Удэ до Улан-Батора. Два дня на разграбление осмотр города вполне достаточно. Плюс день обратно. Итого четыре дня на то, "чтобы закрыть Монголию окончательно".
У Оли в УБ живут друзья из Германии, с которыми она подружилась на Ольхоне пару зим назад. Так что мы не искали ночлег у местных жителей, а общения с монголами надеялись получить во время автостопа.
Несмотря на засушливое лето, 24-е июля в Бурятии выдался по-осеннему дождливый день. Олина сестра вывезла нас перед работой на нужную развязку и высадила под серым небом среди серой степи мокнуть на серой от пыли обочине.
Даже в хорошую погоду пейзажи вокруг Улан-Удэ не отличаются живописностью - заборы с бревенчатыми домиками и "лес" из всевозможных столбов и проводов над ними.
Через полтора часа мы были в Гусиноозерске. Дождь кончился, но небо и пейзаж по-прежнему не внушали оптимизма.
От памятника гусю нас забрал микроавтобус, который свернул в голой степи, через полчаса высадив нас буквально "нигде". Но мы не унывали, и вскоре застопили быструю машинку до АПП "Кяхта", но сначала мы решили зайти в микрорайон Слобода, чтобы хоть чуть-чуть оценить город Кяхта и перекусить там за рубли. Ведь пересечение автомобильной границы может занять непредсказуемое время, и лучше делать это не на пустой желудок )
Этот район Кяхты был застроен домами и общежитиями для работников ткацкой фабрики. От самой фабрики остались лишь руины, а дома навевают мысли о скором "конце света" в отдельно взятом микрорайоне.
Но когда-то это был богатый купеческий город. О тех временах напоминает белокаменный собор Воскресения Христова. Купцы построили его у самой границы Империи, дабы дремучие азиаты воочию лицезрели величие русской православной культуры из монгольского города Алтанбулаг.
Кроме "духовной пищи" есть и приграничное кафе. В нем останавливаются все экспедиции, проезжающие из России в Монголию и в обеденном зале целая стена занята их фотографиями.
Через границу пешком не пускают. Автобусы и таксисты хотят 200 рублей с человека за провоз на 1 км. Если жалко денег, можно подождать пока появится машина с какими-нибудь нетаксующими путешественниками и попроситься к ним. Олю где-то через час удалось вписать в машину из Томска, а я подсел в такси, которое стояло в очереди самым первым и в нем как раз было одно место. При досмотре машины Оля познакомилась с русским мужиком, который ехал на пустой машине из Кемерово в Монголию в первый раз. Поскольку мы уже были "опытными" в этой стране, то подсказали ему "как где чего" и он предложил доехать с ним до поворота в Эрдэнет. Это было очень удачно, что он ехал забирать жену и детей на пустой машине, и провез нас через город Дархан, где мы бы потеряли несколько часов. Удивительно, но наш водитель, неоднократно проезжавший из Кемерово на своей машине во многие города Сибири, до сих пор не знал о существовании автостопа и ни разу не подбирал автостопщиков.
Перекресток Дархан - Улан-Батор - Эрденет - один из самых главных в Монголии. Потому что это единственная асфальтированная трасса в стране и другие "дороги" пересекаются в степи в произвольном порядке и для автостопа не так удобны. А здесь было целое скопище автозаправок, жд переезд и пункты сбора платы за проезд по асфальтовой дороге.
На фото видно такое чудо как "живое дерево". Видимо за ним ухаживают работники плательного пункта и не дают его погубить. Мы отошли от плательника на 100 метров и уже вторая или третья машина пригласила нас проехать с ними до столицы. За рулем был "настоящий полковник", который изучал русский язык в военном училище примерно на том же уровне, как наши полковники (будучи курсантами) изучают английский. Зато его жена, будучи студенткой в СССР, активно вспоминала русский язык и даже подпевала вместе с Олей песню про Катюшу.
Дорога шла по пологим холмам среди степей, пересекая поселки из одноэтажных домиков и круглых войлочных юрт. На перевалах полковник "отдавал честь" святым кучкам камней и тряпок, прикладывая руку к голове, несмотря на то, что был без головного убора.
Заехали в современное кафе и нас угостили вкусным обедом из национальной монгольской кухни. Булочки на пару, мясо в нескольких видах, рис и овощи. Полковник выпил почти литр пива, не опасаясь "автоинспекции" стало быть.
Несмотря на близость столицы, дорога оставалась довольно пустынной до самых пригородов. А вот в центре Улан-Батора начались настоящие автомобильные пробки, как нам объяснили, из-за того что одну из центральных улиц закрыли на реконструкцию. Полковник высадил нас в центре, мы позвонили с его телефона немецким друзьям и еще засветло оказались в их огромной квартире на последнем этаже одного из небоскребов.
Контраст между единственным "настоящим городом" и всей остальной Монголией был очень сильным! Но подробнее об этом
читайте в следующей части фотоотчета.