Июль 2015 г. Пересечение с байдаркой Монг-Росс границы. Сухэ-Батор, Алтанбулаг, Кяхта, Хоронхой.

Nov 24, 2015 15:00


Оглавление предыдущих частей фотоотчета:
часть 1-я - пос. Ханх, север оз. Хубсугул,
часть 2-я - по зап. берегу Хубсугула,
часть 3-я - юг Хубсугула и пос. Хатгал.
часть 4-я - областной центр Мурэн и река Дэлгэр-Мурен.
часть 5-я - Сплав на байдарке по рекам Мурэн и Селенга.
Часть 6-я. Продолжение сплава по Селенге. Поселок Хутаг-Ондор.
Часть 7-я. Селенга после слияния с Эгейн-Голом. Райцентр Селенгэ.

ЧАСТЬ 8-я.

14-го июля 2015-го года мы направились по реке Селенге к месту ее слияния с рекой Орхон.



Река здесь была спокойная и равнинная и главная "опасность" для нас была в том, что если в Орхоне окажется сильное течение, он может подхватить нас и унести вниз в монгольскую "погранзону" (до границы всего 7 км!), где нас задержат пограничники, доставят в Улан-Батор и депортируют на самолете уже без байдарки.



К счастью, из-за сильной засухи, Оронхон тоже обмелел. Мы пересекли его русло строго поперек от устья Селенги, Ольга-Мария пошла пешком вдоль железной дороги, а я стал выгребать в одиночку против течения, иногда вылезая на мелководье и подтаскивая байдарку "в поводу".
При встречном течении очень важно "задрать нос", чтобы байдарка не рассекала, а скользила по воде, и с двумя людьми на нагруженной байдарке этого добиться почти невозможно. Вести байдарку без людей на веревке, конечно, удобнее. Но в тех местах где берега топкие, приходилось все-таки выгребать на веслах.



Через 3.5 км. продвижения вверх по Орхону мы оказались на городском пляже Сухэ-Батора, где разобрали и помыли байдарку.



Через час все вещи были упакованы и собраны в кучку у грунтовой дороги. Оля отправилась к отдыхающим на берегу монголам, чтобы узнать у них телефон такси и подарить три литра бензина, которые мы везли из Хатгала (для примуса), но ни разу не воспользовались. Так же мы решили избавиться от трех килограмм муки, т.к. дальше по маршруту уже выпекать хлеб не понадобиться.



Монголы были столичные, и телефонов местных таксистов не знали. Однако они вызвались бесплатно отвезти нас на вокзал на своей машине. У них машина была дизельная, так что бензин пришлось подарить другим отдыхающим монголам, ведь не тащить же его через границу на себе?!



Упаковку с байдаркой и рюкзаки и спасжилеты укрепили на крыше, а мешки с продуктами загрузили в багажник. Когда я открыл багажник, то увидел в нем живую овцу, которая грустно-грустно смотрела на меня "как на последнюю надежду". Ноги у нее были связаны.
 - Ой, у вас тут в багажнике живая коза!
 - Не обращайте внимания. Ей уже не долго осталось...
 - Это... она ... на шашлык что-ли?
 - Да, мы ее купили прямо на трассе и сегодня вечером съедим...



В час дня нас выгрузили на привокзальной площади Сухэ-Батора. Оля сходила в кассы и узнала что поезд в Россию будет только ночью, и стоить он будет 12 тыс. тугриков с человека без учета багажа. Тут со стоянки такси напротив подрулили таксисты и озвучили свою таксу "До Кяхты 20 тыс. тугриков за всю машину". Мы согласились и поехали на такси.



Вот на этом фото поселок Алтанбулаг на горизонте, а горы уже на стороне Бурятии.

К сожалению, таксист нас высадил у первого приграничного шлагбаума.
 - Вон там, через 200 метров, уже Кяхта. Всего хорошего!
 - Погоди! А ты не повезешь нас через границу? Ведь пешком не пропускают здесь, да и вещей много у нас...
 - Через границу не могу. У меня нет специальных документов для пересечения границы на этой машине.
 - А как же на быть? Ты же обещал "до Кяхты"?!
 - Кяхта вот, перед вами. Вон там стоят специальные такси, которые перевозят через границу и обратно. Договаривайтесь с ними.

"Пограничное такси" заломило цену в 10 тыс. тугриков. Но через полчаса появились две тетушки-челночницы бурятки, которые объяснили нам, что "нормальная цена - 200 рублей с человека", багаж входит в эту стоимость независимо от размера. Мы загрузили свое барахло в багажник такси, распихали сумки по салону и въехали на МАПП "Ахтанбулаг".

Бурятские пограничники не задавали никаких вопросов про байдарку, но просветили все рюкзаки и сумки сканером. "Нельзя возить сухое молоко в таком виде через границу!" - возмутились таможенники, подозрительно рассыпая белый порошок по столу и пробуя его на вкус...

На российский АПП "Кяхта" очередь была на несколько часов. Пограничники работали неспеша, периодически уходили куда-то звонить, пить чай, заниматься какими-то непонятными нам делами. Досматриваемые машины тоже куда-то звонили, выгружали-загружали багаж, обнюхивались собачкой...

- А что это у Вас такое большое?
 - Это упаковка с байдаркой. Мы совершали сплав на ней по Селенге из Хубсугула...
 - А где документы на нее?
 - А какие документы?
 - Ну Вы должны были задекларировать ее как "транспортное средство" при ввозе в Монголию...
 - Она въезжала на крыше машины вот в таком же виде, в упаковке, и никаких документов на нее оформлять не просили...
 - Очень странно. Какой вес у нее?
 - Ну... где-то около 50 кг.
 - Все, что больше 30 кг, нужно декларировать! Иначе мы Вас не можем выпустить без уплаты пошлины...
- Впервые слышим. Почему же когда мы ее ввозили, ни наши пограничники, ни монголы, не сказали нам об этом?
 - А где Вы ее ввозили?
 - На КПП "Монды" две недели назад.
 - Ждите здесь, сейчас я туда позвоню. Давайте паспорта с штампами сюда.
 - Да уж, пожалуйста, позвоните. Они подтвердят, что никаких документов на байдарку мы не оформляли специальных...

Примерно через 20 минут, после долгих переговоров с Мондами и своими начальниками, нас решили все же пропустить в РФ "без уплаты пошлины", но под строгое обещание "это только на первый раз!".

На кяхтинской стороне тоже была стоянка такси. Как "международных" (в Ахтанбулаг), так и кяхтинских. Тетушка вызвала по телефону своего знакомого русского таксиста, который довез нас до выездного поста на севере Кяхты и даже отказался взять деньги за десятиминутную поездку по объездной дороге.

Трасса на Улан-Удэ была асфальтовой, машины ехали куда-то каждые десять минут. На посту стояли пограничники и тормозили весь въезжающий в погранзону транспорт, проверяя документы. Для въезда в Кяхту нужно было предъявить либо действующий загранпаспорт, либо штамп о местной регистрации во внутреннем паспорте.

Через 15 минут я остановил пустой микроавтобус, который отвозил делегацию монголов на границу и теперь возвращался обратно в Улан-Удэ. Был, конечно, соблазн с ним доехать до столицы Бурятии, тем более, что за окном начался противный холодный дождь, но мы решили продолжить свое путешествие по Селенге за пределами "погранзоны" и через 20 километров вышли на перекрестке с грунтовой дорогой и указателем "Усть-Кяхта 8 км."



Дорога была грязна, безлюдна и безмашинна. Периодически со стороны поселка Субуктуй появлялись огромные и грязные самосвалы с углем, которые ехали куда-то в сторону Усть-Кяхты, но упаковку с байдаркой затащить в кабину было нереально, а ведь еще два больших рюкзака, два пассажира и два мешка с продуктами...

Здесь я пожалел, что заранее, через интернет, не нашел телефоны такси Усть-Кяхты. Сначала появилась идея сходить по очереди в ближайшее кафе (где обедали водители углевозов) и там узнать телефоны такси. Но потом я решил остановить один из тягачей с углем и попробовать загрузить байдарку на сцепку между кабиной и кузовом. Конечно, там она испачкается грязью, но если мы доедем сразу до реки, там упаковку можно будет постирать.



Оля засомневалась:
 - А захочет ли водитель грузовика перевозить байдарку снаружи? Вдруг это запрещено правилами и его оштрафуют?
 - Ну здесь же нет "языкового барьера" и мы сможем заранее выяснить у водителя все особенности и обо всем договориться. В крайнем случае я попробую "отмазать" его от наказания гаишниками...
 - Ну хорошо. Вот едет грузовик большой. Голосовать?
 - Давай, голосуй!

- Здравствуйте! Подвезите в сторону реки, а то никакого другого транспорта по этой дороге нет в Усть-Кяхту...
 - Бур-бур-бур-бур...
 - Ой! По-русски не понимаете?
 - Нет. Не понимаю...

Водителем оказался монгол, который совсем не говорил по-русски. Ну кроме слов "привет-спасибо-не понимаю" )



Грузовик вез 75 тонн угля и двигался очень неспешно. Куда он едет мы понять не могли. Решили что жестами опросим "остановиться" когда увидим реку.



Через 10 километров Кяхта осталась справа, мы по грунтовой разбитой объездной поехали куда-то на юго-восток. Я сильно не беспокоился, помня что Селенга вытекает из Монголии и течет в Байкал, так что миновать ее мы никак не сможем )

Через час грузовик очень ме-е-е-дленно спустился с горы и мы увидели мокрую стеллу "Хоронхой". Это как раз первый поселок на Селенге после погранзоны, и где-то здесь мы должны вернуться на реку.



В 19-00 грузовик затормозил возле ворот железнодорожной станции. Мы поняли, что там он выгрузит уголь, который потом будут загружать в вагоны. Вся территория вокруг была покрыта мельчайшими мокрыми частичками угля - обочина, кусты, дорожные знаки и машины - все было покрыто мелкой черной липкой грязью. "Это хорошо, что погода сейчас дождливая. Если бы эта пыль была сухая, то нам бы пришлось ей дышать и получить риск целого букета вредных заболеваний, от которых так рано умирают шахтеры..."

Спустив с сцепки грузовика грязную и мокрую упаковку с байдаркой, мы извлекли из кабины все мешки и рюкзаки, сложив их прямо в грязь на обочине. Я оставил Олю сторожить вещи, а сам пошел... правильно, опять на поиски таксистов или их телефона! Охранник на проходной телефонов таксистов не имел, "так как сами мы не местные!" и я пошел обратно к Оле, опрашивая прохожих "а где тут у вас река?"...

И тут... навстречу мне едет маленький китайский грузовик. Да что же это Оля его не остановила? Надо разворачивать... Подбегаю к русскому водителю.
- Добрый вечер. Вон там девушка в спасжилете разве Вам не голосовала?
- Девушка? Нет. Она по телефону разговаривает...
- Ой, извините. Не могли бы Вы довезти нас до реки? Мы сплавляемся на байдарке по Селенге из Монголии, нам нужно попасть на воду, а я не знаю как найти такси в Вашем поселке...
- Ох! Не нужно Вам вечером гулять по нашему поселку... это опасно! Бурята пьяные ...ой, не нужно.... Сейчас развернусь и загружайте свою байдарку в кузов...



Олю сажаем в кабину, где уже едет жена водителя, а я с байдаркой и мешками еду "наружной ездой" в кузове. По таким же угольным улицам, вдоль серых заборов...



Ура! Вот и Селенга-матушка!!!
Грузовик подъезжает прямо к берегу и мы высаживаемся возле самой воды.



До темноты еще успеваю насобирать палок для костра и поставить палатку. Как хорошо все же "дома", в родной Бурятии )

На пересечение границы с байдаркой мы потратили восемь часов и использовали шесть транспортных средств, из которых только два оказались платными.

По реке же расстояние от устья Орхона до Хоронхоя примерно 35-40 км, и мы бы прошли их за те же восемь часов, если бы пограничники (монгольские и наши) пропустили бы нас по реке. Но на реке нет "официального пункта пропуска", поэтому пересекать границу можно либо на поезде, либо на машине. Вот такие "бюрократические препятствия" бывают в международных байдарочных походах.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ.

Монголия, чиновники, автостоп, граница, путешествия, Селенга, Бурятия, байдарка, российская глубинка

Previous post Next post
Up