По озеру Хубсугул на байдарке. Монголия, 24 июня 2015 г.

Oct 09, 2015 16:32

Часть 1-я.

Побывать на озере Хубсугул с байдаркой я начал мечтать уже давно, когда мои друзья в 2006-ом обошли его пешком по берегу. Во время байдарочного путешествия вдоль берегов Байкала в 2013-ом году мы встретили пару американцев, которые (с их слов) сплавились по Селенге из Монголии на разборном каноэ.

Изучив карту Селеги уже дома, мы увидели, что один из ее притоков вытекает из южной оконечности Хубсугула прямо как Ангара из Байкала! Таким образом родился проект пройти на байдарке из озера Хубсугул в озеро Байкал, совершив почти кольцевой маршрут (от одного озера до другого по прямой меньше 200 км и больше 1000 метров высоты!) по самым красивым местам Монголии. При сплаве на байдарке не нужно на себе тащить воду-еду-снаряжение, река тебя несет, а ты любуешься пейзажами...

Главной проблемой стало само попадание на Хубсугул с байдаркой. В 40 км. к северу от озера есть двухсторонний погранпереход в бурятский поселок Монды, но дальше этих самых Монд не ходит никакой рейсовый транспорт, а дорога от погранперехода до поселка Ханх на Хубсугуле проходима только для УАЗиков и полноприводных джипов. Несложный поиск в интернете выявил несколько турфирм, которые организуют "рыбалку на Хубсугуле" для российских туристов. А в самом Ханхе есть даже турбазы, где можно расплачиватся рублями и ночевать в монгольских юртах. Конечно, я сразу написал во все эти турфирмы и турбазы с предложение забросить их транспортом упаковку с байдаркой за некоторое вознаграждение. В моем представлении "турбаза" - это кода туристов завозят автобусам или (если турбаза на озере) катером. Но монгольские "турбазы", как выяснилось, никак не обеспечивают заезд своих отдыхающих. Каждый сам ищет себе джип и заезжает как сможет. Заехать на своем автомобиле мы не могли - ведь тогда придется оставить его в Ханхе и потом специально с Байкала ехать в Монголию на такси, чтобы его забрать. Пообщавишись в владельцами турбазы "Край земли", я решил в июне написать на все форумы и интернет-сообщества иркутских джиперов с просьбой "подвезти до Ханха" хотя бы 50-ти кг. упаковку с байдаркой. Сами мы могли добраться до Хубсугула и автостопом, если без байдарки.

Через недельку (мы уже были в Иркутске) мне позвонила девушка Ксюша, которая с мужем Виктором и полуторогодовалой дочкой ехали в Монголию на машине через Монды. Наша байдарка уже приехала в Иркутск с помощью компании "ПЭК", и оставалось только доставить ее в гараж к Виктору. На нашем сплаве предполагались самые ненаселенные места в самой ненаселенной стране мира, поэтому нужно было еще запастись продуктами и овощами на месяц автономного пути. В нашу байдарку "Таймень-2" продукты на месяц вмещаются, а вот за машину Ксюши и Виктора у меня были некоторые опасение. Все сыпучие продукты мы заранее пересыпали в герметичные пластиковые бутылки. Получилось четыре больших мешка бутылок, консервных банок и овощей. Виктор был очень удивлен количеству наших вещей, но мы заверили его, что все наши мешки прекрасно могут проехать до Ханха на крыше - они не бояться ни дождя, ни тряски, ни падений. Однако у Виктора и Ксении тоже был маршрут на меясяц автономного путешествия по пустыне Гоби, поэтому они тоже брали с собой такое же количество продуктов, и даже больше, на маленького ребенка.

В назначенный день мы встретились у ворот погранперехода. На случай если у пограничников будут вопросы к байдарке. Вопросов не было. Но пограничники отругали Виктора "В таком виде сухое молоко нельзя перевозить через границу!" Молоко (как и все прочие сыпучие) было в пластиковой бутылке с самодельной этикеткой.

Машина Андрея была забита вещами так, что даже жена сидела верхом на каких-то мешках, задрав ноги на еще одни мешки )
Мы договорились встретится на турбазе "Последний приют" и проводили красную машинку взглядом.

Впереди блестела гладь озера.

Удалившись от пограничников на пару километров, сели на рюкзаки возле грунтовой дороги посреди высокогорной степи. Но не прошло и часа, из России приехало две почти пустых машинки. Туристы из Иркутска отдыхали в Аршане и решили "почему бы не посмотреть заодно и Хубсугул?!" Визы отменили в прошлом году и теперь и монголы к нам ездят без ограничений и наши туристы в Ханх.

- А не подскажите нам где в Ханхе можно остановиться на ночь?
 - Да мы сами в первый раз, но наши друзья договорились о ночлеге в юрте на трубазе "Край земли". Давайте вы посмотрите эту турбазу, а если не понравится, то есть еще три.
 - Почему бы и нет? Куда ехать?
 - Нужно спросить,  ведь здешние монголы должны знать русский язык в минимальном объеме хотя бы...
- Вот указатель "Турбаза Саян-Радиан". Говорят, нам туда...
 - Да, именно так их сайт называется - sayan-radian.ru
- Открывайте ворота!
- О! Вот и машинка наших друзей. Спасибо за подвоз!
- Вам спасибо, что подсказали такую турбазу...

Управляющий турбазы дал мне визитку: ZELME.D Tel: 976-11-331421, 976-88001230, 976-98921230.

К сожалению, поселок Ханх состоит из одной улицы-набережной и двух сотен (примерно) деревянных одноэтажных домиков, разбросанных на пару километров вокруг. Дальше домики постепенно переходят в юрты и пастбища. Во всем поселке нет ни одного "обменного пункта", т.к. все продукты завозятся из России, то и расплачиваться можно сразу рублями. Я посетил десяток магазинов (в центре торгового зала - самодельная печка из стальной бочки для зимнего обогрева), почти везде продавщица понимала что мне нужна SIM-карта, но нигде этих самых симок не было в продаже. Докупив пару кг свежего хлеба, мы собрали байдарку и приготовили обед тут-же на пляже, пока Ксюша и Виктор покатались на нашей байдарочке вдоль Ханха.

Опасаясь что в любой момент погода может ухудшится, мы загрузили вещи и отчалили "из цивилизации" к заповедному западному берегу озера. Вдоль восточного берега идет "монгольская автодорога", поэтому там мусор, автотуристы, егеря и беспокойства, а западный берег - совершенно дикий, бездорожный и спокойный )

Наши опасения о недостатке дров не оправдались. За пределами поселка по берегу было много сухих кусков лиственницы, которые выбросило на камни зимними штормами.

Вода в Хубсугуле столь же холодна и прозрачна как в Байкале. За нашей спиной возвышались покрытые льдом вершины, а впереди почти 150 километров простора, волн, солнца и синевы...

Первую остановку сделали на полуострове Долоон.

Красивейшие места - на берегу опять полно дров, на лугах цветут цветы, порхают бабочки... никаких комаров!

Прибрежный лес состоит искючительно из лиственницы. Видимо, другие деревья неспособны пережить здешнюю суровую зиму. Но сейчас, в разгар лета, все выглядит очень ласково и мило.

Несмотря на то, что мы находимся в заповеднике, по берегам встречаются пастбища и небольшие загоны для скота. Самих животных сейчас здесь нет - их угнали на высокогорные выпасы.

Когда Солнце скрылось за хребтом, причалили к берегу и расположились на ночлег среди цветов...

продолжение ЗДЕСЬ.

Монголия, Хубсугул, горы, озеро, фотоотчет, лето, походы, байдарка