Размещаю в ЖЖ описание Камчатки для
"Вольной Энциклопедии" АВП.
Здесь будет версия с фотографиями и
ссылками на ВикиМапию (в тексте - WM), кликнув по ссылке, вы попадете на объект в ВикиМапии, где уже есть ссылки на Википедию и несколько фотографий объекта. Если вы были на объекте - можете дополнить информацию и фотографии, или просто добавить свой комментарий. Спасибо!
Текстовую версию этого описания смотрите на сайте ВЭ АВП. При очередном издании соотв.тома
бумажной "Вольной Энциклопедии", она будет там.
nbsp; Автор основного текста - Артем Русакович (
АВП)
hitch_hiker (версия 1.0 успела попасть в бумажный путеводитель "Дальний Восток", который
можно приобрести у самого Артема)
nbsp; Соавтор - Григорий Лапшин (
АВП gril_avp с удовольствием приму описания Камчатских регионов, куда мы не попали!)
Дополнения и замечаения - Дмитрий Ушковский
nol21 Все картинки-превьюшки кликабельны, и ведут на мои камчатские фотоальбомы на майл.ру.
===========
Общие сведения, попадание, информация.
амчатка (вместе с Курильскими островами) - единственный в России район действующего вулканизма. Подземные силы, клокочущие под поверхностью полуострова, создали необычные и живописные пейзажи и явления природы. В совокупности со здешним прохладным климатом это дает удивительное сочетание тепла и холода, льда и огня. Гейзеры, фумаролы (источники горячих газов), термальные источники, дымящиеся кратеры вулканов, и вместе с тем - ледники, заснеженные вершины, холодные горные озера и вечно неспокойный Тихий океан. Удивительные, похожие на лунные и марсианские, пейзажи, образовавшиеся вокруг вулканов тысячи лет активности, сами вулканы - действующие или потухшие - на которые можно посмотреть как издалека, так и в непосредственной близости.
На Камчатке сильно чувствуется оторванность этого региона от остальной России. Даже Сахалин, даром что остров, не так изолирован - оттуда хотя бы ежедневно ходят паромы на материк. С Камчатки же можно улететь только на самолете, поэтому для ее жителей остальная Россия кажется какой-то далекой и призрачной. Но население в целом доброжелательное и к пришельцам из других регионов относится позитивно. Здесь вместо обычного удивленного обращения к путешественнику: «Вот тебе, блин, дома не сидится» люди с интересом расспрашивают о том, где ты уже был и куда собираешься, и дают советы, что еще можно посмотреть.
Основные занятия местных жителей - работа в рыбной промышленности. Есть как легальные рыболовецкие суда и рыбозаводы, так и довольно многочисленные браконьеры. Кроме того, часть камчадалов служит на подводных лодках (в Вилючинске находится база тихоокеанского подводного флота), водит туристов и охотников по горам и лесам, занимается сельским хозяйством (особенно славится дорогая продукция, выращенная в теплицах поселка Эссо), а часть коренного населения еще и разводит оленей.
КАМЧАТКА - ДЁШЕВО ИЛИ ДОРОГО?
Камчатка многим кажется недостижимой и дорогой. Это и так, и не так. Конечно, она находится далеко от остальной России, здесь мало дорог, транспортное сообщение развито плохо, и тем, кому лень самостоятельно планировать маршрут, и хочется максимального комфорта (насколько вообще возможен комфорт при подъеме на горы и вулканы), придется выложить приличную сумму денег. Однако если потратить больше времени, сил и мозгов на изучение региона, то путешествие обойдется ненамного дороже, чем поход где-нибудь в центральной России.
Можно сказать, что на Камчатке есть два вида туризма: либо очень дорогой, либо очень дешевый.
Первый включает аренду машины для максимально близкого подъезда к достопримечательностям, услуги гида-проводника, вертолетные экскурсии, ночлег в гостинице, на оборудованной турбазе или в платном палаточном лагере.
Второй - использование рейсовых автобусов, автостоп и пешие переходы, изучение маршрута по отчетам других путешественников или разговорам с ними, ночлег в палатке или в гостях у местных жителей. Впрочем, можно совмещать оба этих способа и найти для себя разумный баланс потраченных денег и полученных результатов.
Отдельно стоит сказать о продуктах. Они здесь, как ни странно, не намного дороже, чем в остальной России. Серьезной дороговизной отличаются только молочная продукция и фрукты. А главная пища путешественника - гречка, рис, тушенка, сгущенка, чай, сахар - в Петропавловске дороже ненамного, всего на 20%.
Икру и рыбу лучше всего покупать на рынке КП. Торгуйтесь, пробуйте у разных продавцов и сможете сбить цену на 20-30%. Те ценники явно расчитаны на приезжих. Еще дешевле, говорят, покупать икру и рыбу к браконьеров. Но это нужно иметь «полезные знакомства» или уехать в глухие бездорожные деревни…
КАК ДОБРАТЬСЯ
В 2009 году камчатские джиперы из клуба «Квадратное колесо» (не с первой попытки!) проехали зимой из Петропавловска-Камчатского до Магадана (и дальше до Владивостока). Но другим людям вряд ли удастся повторить этот подвиг. Хотя Камчатка - это полуостров, ее отделяет от большой земли сотни километров непроходимых лесов, гор и болот.
На Камчатку летают несколько авиакомпаний, и благодаря возникшей между ними конкуренции есть возможность найти недорогие билеты. В Петропавловск-Камчатский вас могут доставить следующие перевозчики:
«Россия» (
www.pulkovo.ru - рейсы из Санкт-Петербурга, Красноярска, Хабаровска), «Владивосток-Авиа» (
www.vladivostokavia.ru - из Владивостока, Хабаровска), «Якутия» (
www.yakutia.aero - из Якутска, Магадана, Москвы, Хабаровска), S7 (
www.s7.ru - Владивосток, Хабаровск), «Трансаэро» (
www.transaero.ru - Москва). В 2009 году несколько авиакомпаний провели массовые распродажи билетов: авиакомпания «Россия» предлагала полететь на Камчатку из Санкт-Петербурга за 4,8 тыс. рублей или из Хабаровска за 2 тыс. рублей, «Аэрофлот» и «Якутия» - из Москвы за 5 тыс. рублей (цены в один конец со всеми сборами). Подобные акции, скорее всего, будут и в будущем. Обычно они проходят в межсезонье (осенью и зимой), и билеты нужно ловить месяца за два-три до полета. Так что читайте сайты авиакомпаний, следите за сообщениями о распродажах на форумах и в блогах - возможно, вам тоже повезет, и вы улетите на Камчатку за сравнительно невысокую цену. «Обычные» же цены, можно посмотреть прямо сейчас на сайтах указанных авиакомпаний. Как всегда, «чем больше заранее» начинаете искать билеты, тем дешевле найдете. А «за срочность» приходится доплачивать, как командировочным.
Что касается водного транспорта, раньше из Владивостока на Камчатку ходил пассажирский пароход. Теперь, увы, в Петропавловский порт заходят только грузовые суда и круизные лайнеры с иностранными туристами. Теоретически можно добраться на Камчатку гидростопом (на попутных судах) из других портов Дальнего Востока - Владивостока, Находки. Однако это, конечно, непросто и потребует много времени - проникать в порт, искать нужное судно, договариваться с капитаном. Если же вы уже достигли Камчатки, то в обратном направлении проехать будет проще. Если не сильно торопитесь, то можно договориться и на бесплатный проезд (+оплата питания), если сильно - скорее всего, можно будет найти вариант за разумную плату.
ВЫБОР СЕЗОНА
Как уже говорилось выше, акции в авиакомпаниях бывают в межсезонье. Так что, если дешевое попадание для вас важнее всего прочего, то летите когда будет акция. Вообще же для походов в окрестностях вулканов (без подъема на ледники), лучшее время - сентябрь. Комаров и гнуса уже нет, при безветрии можно даже позагорать, хотя ночью может уже подмораживать. Чистый прозрачный воздух, желтый березовый и ольховый стланик, с примесью зеленого кедрача, снизу - ярко-красный ковер тундровых ягод, над всем этим - сахарные вершины вулканов со свежевыпавшим снегом. Но «в ожидании погоды» для покорения вершины, запросто можно просидеть 3-5-7 дней у подножия вулкана, питаясь красной икрой и кедровыми орешками, запивая их компотом из горной рябины и брусники-голубики.
Весной (до середины июня) тоже красиво - зеленеет свежая трава, а в оврагах еще лежат снежники. В тундре все цветет… а у берега плавают красивые прозрачные льдины. Заоблачные восхождения легче совершать пока снег не растаял - по сыпучему шлаку идти вверх гораздо труднее, чем по леднику или снежнику.
Летом, в некоторых местах, удовольствие будут портить насекомые, дожди и частые туманы, а в свете общих климатических изменений, последние годы мешает еще и жара! Сезон купаний в океане (для закаленных) и в Авачинской губе (где намного теплее) - июль-август.
Зимой открываются широкие возможности для лыжного туризма, а так же горнолыжные курорты. Но будьте готовы дня 3-4-5 сидеть и "ждать погоды".
ОДЕЖДА И СНАРЯЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ.
Если Вы решили совершать самостоятельные походы по Камчатке, значит, у вас уже есть опыт горного туризма и что брать, вы знаете сами. Если нет - то турфирмы подскажут (или предоставят) все необходимое. Но отметим здесь несколько особенностей «сугубо камчатских».
Основной обувью для восхождений на камчатские вулканы являются, как ни странно, резиновые сапоги. Не болотные, не «укороченные», а стандартного размера. Их можно купить по московской цене в местных магазинах спецодежды. Теплые носки или портянки купите там же, а войлочные стельки на рынке КП. Сапоги позволят вам с одинаковым комфортом передвигаться по свежевыпавшему снегу, тундре, вулканическому пеплу, острым камням и сыпучему шлаку, подтаявшему леднику, руслу пересохшего ручья или даже совсем не пересохшей речки, грунтовой дороге. В лугах, лесах и тундрах в кроссовки-ботинки тоже будет норовить засыпаться всякая труха типа семян и колючек, сапоги тоже пригодятся. Свои трекинговые ботинки лучше оставить в городе, чтобы не изорвать их об острые вулканические камни. Для «отдыха от сапог» можно взять легкие теркинговые кроссовки и бахилы-фонарики к ним. Как вариант - сандалии для привала.
Посмотрите на фотографии в интернете - все местные туристы и гиды ходят только в резиновых сапогах. Даже на вершину высочайшего Ключевского вулкана туристы из местного турклуба им. Травина ходил в болотных сапогах!
Очень полезны телескопические палки для горного туризма. Полноценный ледоруб они не заменят, но если планируется маршрут через ледниковые трещины, то здесь уже совсем другой подбор снаряжения.
А все что ниже ледника, будет непрерывно сыпаться или двигаться из-под Ваших ног и палки здесь очень помогут. Местные туристы более привычны к деревянным палками «типа посох», вы найдете их б\у на загородных автобусных остановках и даже в бесплатном туалете перед аэропортом.
Для привалов и отдыха у костра незаменима сидушка-пенопопа (восточнее Урала туристы называют ее «хоба» или «поджопник») - она поможет защитить Ваше мягкое место от очень острых и холодных вулканических камней, да и любой подстилающей поверхности. На Камчатке в продаже сие изделие не обнаруженно! Но можно купить самую дешевую пенку и нарезать сидушек самому.
Для неожиданной встречи с медведем каждому необходимо иметь пиротехнический факел (фальшфейер - нем. Falschfeuer - фальшивый огонь). Есть «развлекательные» варианты в картонной гильзе, а есть, потяжелее, в прочном герметичном пластиковом корпусе. Ими комплектуют средства спасения на воде. Конечно, он должен быть всегда в исправном состоянии и «под рукой», даже когда Вы просто отошли от автобусной остановки в кусты. Некоторые еще берут свистки и колокольчики, но вообще-то медведи глуховаты, и это, скорее, для собственного успокоения. Пиротехнику в самолете провозить нельзя! Поэтому покупайте уже на месте, например в магазине «Старт» (4-ый км, с 10-ти до 19-ти по будням, в выходные до 16-ти.). Там же есть выбор баллонов для примуса, реплентов от насекомых и т.п.
Уходя из лагеря, палатки лучше сложить, а все пахучие предметы (включая мыло, консервы и зубную пасту) и продукты сложить в отдельный мешок и подвесить повыше на дерево или на труднодоступную скалу. (на Аляске для этих целей выдают даже специальные «медведеустойчивые» контейнеры!) Взрослые камчатские медведи (как говорят) по деревьям лазить не умеют. Рюкзаки без еды и консервов складываются отдельно, вместе с бензином для примусов, в стороне от еды. Некоторые группы предпочитают готовить и принимать пищу вообще в ином месте, в неск. км. от места ночлега. Особые меры предосторожности следует применять малочисленным группам и туристам-одиночкам!
На ночь рекомендуется «пометить территорию» неприятными пахучими предметами: потными носками, мочой и т.п. (Некоторые люди советуют использовать бензин или даже уксус, но достоверной информации об эффективности их применения нет). Это нужно чтобы любопытный медведь еще на подходе понял, что здесь нет ничего вкусного, а есть опытные туристы. И, конечно, ни в коем случае не оставлять на стоянке открытых консервов, необожженных банок, пищевых отходов и т.п.
Вообще же в Интернете есть специальные «памятки для встречи с камчатским медведем», которые полезно изучить, хотя не все специалисты с ними согласны. В любом случае не пытайтесь «сфотографировать Винни Пуха поближе» или угощать его сгущенкой-рыбкой.
ТРАНСПОРТ НА ПОЛУОСТРОВЕ
На Камчатке нет железных дорог, а автомобильные дороги с покрытием немногочисленны. Основная камчатская трасса проходит с юга на север от Петропавловска-Камчатского до Усть-Камчатск
WM ерез Елизово
WM, Мильков
WM Ключи
WM. В южной части трассы от нее ответвляется дорога на запад - в поселок Октябрьский на берегу Охотского моря, далее на север, от этой же трассы уходит дорога на поселок Эссо.
Заасфальтирована трасса только до поворота на Октябрьский
W и чуть-чуть еще в сторону поселка Малок. К югу от Петропавловска есть дороги в поселок Термальны
WM город Вилючинск
WM(это закрытый город (ЗАТО) и попасть туда без пропуска нельзя. Кроме того, существует еще ряд мелких дорог в окрестностях городов и поселков.
Главный междугородний транспорт на Камчатке - рейсовые автобусы. Стоят они дешевле, чем на Сахалине, но дороже, чем в других российских регионах. К примеру, автобус Петропавловск-Камчатский - Эссо
WM 500 км) стоит 950 руб., Петропавловск-Камчатский - Ключи
WM 600 км) - 1200 руб (цены на октябрь 2009 г.)
Тем не менее, учитывая то, что многие достопримечательности Камчатки находятся недалеко от Петропавловска, использование автобусов выйдет не слишком обременительным для бюджета. Поездки до ближайших поселков и городов, откуда начинаются маршруты к вулканам, редко будут стоить больше 50 рублей, а многие поселки административно считаются районами Петропавловска, и туда ходят городские автобусы по городской цене. Что же касается более дальних расстояний, то тут лучше ездить автостопом.
Автостоп - оптимальный способ передвижения по Камчатке в двух случаях. Первый - при езде на большие расстояния, когда билет чересчур дорогой. Второй - когда по нужной вам дороге автобусы вообще не ходят . В этом случае, правда, и машин может быть не много, здесь уже все зависит от сезона и популярности направления. Но в целом надо сказать, что автостоп на Камчатке хороший. В половине случаев останавливается первая же машина, в остальных случаях - третья-четвертая. Чтобы мимо проехало, не остановившись, больше пяти машин - это редчайший случай, такое может случиться возле самого города, где много автобусов. Правда, чем дальше от Петропавловска-Камчатского, тем машин на дорогах меньше - иногда можно ждать машину несколько часов - но и останавливаются они лучше.
Поскольку гаишников на Камчатке крайне мало, здесь иногда можно ездить так, как на материке вряд ли бы кто-то позволил - в кузове грузовика, в багажнике джипа, впятером или вшестером на заднем сиденье.
Бензин на Камчатке примерно на 30-40% дороже материкового.
ИНФОРМАЦИЯ
Камчатку ежегодно посещают тысячи туристов, да и многие местные жители любят исследовать родной край. Поэтому найти полезную информацию о популярных маршрутах и природных достопримечательностях - не проблема.
Пожалуй, проводник может понадобиться только неопытным туристам-чемоданникам, либо любителям каких-то особо экстремальных и необычных маршрутов. Но если на вашем маршруте планируются такие препятствия, как «горная река», заросли стланника, болота и кочкарники, то лучше все же проконсультироваться у человека, побывавшего в этом районе в последние год-два. В краю гор и вулканов рельеф быстро меняется - появляются новые овраги, обрывы, русла рек и т.п.
Что же касается стандартных туристических маршрутов, они уже многократно пройдены и описаны множеством путешественников. Здесь приводится список наиболее полезных текстов для туристов:
1) Виктор Кириллов «Путеводитель по туристическим и альпинистским маршрутам Камчатки» - подробное описание пешеходных маршрутов к вулканам и другим интересным местам. Критикуется опытными туристами за некоторое количество ошибок в маршрутах, так что лучше перепроверять по другим источникам. Но в целом полезная вещь в водных и пеших походах. Книга продается почти во всех книжных магазинах Петропавловска-Камчатского. В 2009-ом году за нее просили 200 рублей.
2)
www.nol21.narod.ru - сайт «Походы выходного дня», созданный жителем Петропавловска-Камчатского Дмитрием Ушковским. Описаны наиболее интересные пешеходные маршруты в окрестностях Петропавловска. Многие маршруты от Дмитрия Ушковского проверены нами и описания соотв. действительности. Большую помощь Дмитрий оказал нам и лично, уже на местности, и при подготовке этого описания. Спасибо ему!
3)
www.milkovo.ru/Forum/index.php?board=12.0 - туризм в Мильковском районе Камчатского края (раздел форума поселка Мильково).
4)
www.atlasov.milkovo.ru - сайт туристической маршрутной группы «Атласов» с описаниями нескольких туристических маршрутов.
5)
www.oneslip.ru - сайт, созданный двумя камчатскими походниками, с кратким описанием нескольких маршрутов, ссылками на другие полезные отчеты и несколькими полезными схемами
6)
http://sl.photo-traveller.net/Info/Kamch.htm - три отчета о нескольких важных маршрутах (в том числе в Долину гейзеров) с подробнейшими картами и GPS-координатами.
Этот список далеко не полный, в Интернете можно найти много другой полезной информации, благо Камчатку каждый год посещают тысячи туристов. Кроме того, много сведений о природе и истории региона можно найти в книжных магазинах региона. Вообще, редко где в России можно увидеть такое количество краеведческой литературы. Кажется, в книжных магазинах Петропавловска-Камчатского больше книг о Камчатке, чем в столичных книжных магазинах - о Москве.
Также в Петропавловске-Камчатском продается старый двухкилометровый атлас края, состоящий из двух частей («Юг» и «Север»). Каждая книга стоит в районе 400-500 руб. Польза от книги сомнительная. Пешеходные тропы в ней не указаны, и в итоге все равно приходится идти по описаниям из перечисленных выше книг и сайтов.
Лучше все же приобрести общую карту Камчатку для приблизительной ориентировки на местности. В книжных продается общегеографическая карта Камчатского края, выпущенная «Дальневосточным аэрогеодезическим предприятием», с синей обложкой и желтым силуэтом Камчатки. Масштаб - 1:1000000. На ней же есть отдельные врезки по окрестностям Петропавловска, вулканам Ключевской группы и подступам к вулкану Шивелуч.
Можно навестить в Петропавловске турклуб имени Глеба Травина. Он находится по адресу ул. Бохняка, 10, и каждую среду там вечером собираются туристы. Турклуб - в полуподвале этого жилого дома, тел.48-58-37.
=================================================
Далее:
Часть 2-я. -
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙЧасть 3-я.
ПО КАМЧАТКЕ