Feb 24, 2014 19:00
За время моей терапевтической практики я повидал, услышал, узнал многое. Но о ребенке, которого «посадили» на диету практически при рождении, услышал впервые. Сначала бедная тревожная мамочка решила почему-то, что у нее мало молока и решила докармливать своего новорожденного малыша смесью. Сначала, как водится, кормила грудью, а потом давала. К месяцу детка набрала полтора килограмма. Педиатр несколько обеспокоился, все же полтора кило многовато… Так или иначе, к восьми месяцам мама активно считает вес потребляемых продуктов, ребенок на диете и получает треть рекомендованных овощей и половину нормы мяса.
Когда писал эту заметку, думал, как бы прокомментировать ее. Какие умные психологические слова найти, на каких авторов сослаться. И решил начать с удивительного эксперимента Клары Девис. Наверное, это самый продолжительный, детальный и масштабный диетический эксперимент. Ему уже много лет. В 1928 году Девис и ее коллеги создали специальный диетологический детский сад. Туда были отобраны детки в возрасте от 6 до 11 месяцев. Это были детки из неблагополучных семей - дети матерей одиночек, которые не могли содержать их и дети от нежелательных беременностей малолетних матерей. Еще одним обязательным условием было требование отсутствия прикорма. Было интересно наблюдать за детьми, которые не знакомы ни с какой другой пищей кроме грудного молока. Таким образом малыши были защищены от предрассудков взрослых относительна полезности и вкусности еды и предубеждений относительно тех или иных продуктов. Естественно, большинство детей, вследствие плохого питания, перед началом эксперимента имели дефицит веса, страдали рахитом, анемией и т. п.
Эксперимент длился шесть лет. Шесть лет дети ели ту еду, какую они хотели. Боюсь, что от этих слов некоторые родители придут в ужас, но было именно так. Были выбраны продукты, которые предлагались детям. Среди них были овощи, фрукты, зелень, субпродукты (печень, почки, мозг), несколько видов мяса, рыба, крупы, кисломолочные продукты, молоко, цельнозерновые хлопья. В своей статье Девис указывает 34 продукта. Предложенная еда была абсолютно натуральной. Каждый продукт лежал на отдельной тарелке, чтобы ребенок мог сам выбрать именно тот продукт, который хотел. Смешивание продуктов перед подачей было запрещено. Еду не солили, а соль стояла отдельно, в мисочке, чтобы у каждого была возможность добавить ее по своему вкусу и желанию. Сделано это было с целью, чтобы ребенок мог выбирать именно монопродукт исходя из своих предпочтений.
Еда НИКОГДА не навязывалась. Она просто выкладывалась в свободном доступе несколько раз в день. Тот, кто умел ходить и был в состоянии добраться до еды, делал свой пищевой выбор самостоятельно. Любые виды и любые, даже самые невероятные сочетания. Те, кто ходить еще не умел, были поручены специально обученным нянечкам. Нянечки помогали детям есть из ложки, но только в том случае, если ребенок проявлял однозначный интерес к еде, например, тянулся за ней. Как только интерес пропадал, ложка откладывалась.
Что же выяснилось? Дети едят неравномерно. Неравномерно в течение дня, неравномерно в течение месяца, в течение года. Бывали обжорные дни, когда они наедали двойную норму калорий, бывали «постные», когда и половины не было. Бывали периоды, когда ребенок ел мало, но продукты были калорийные, а бывали, когда ел много, но это были овощи, зелень, фрукты.
"Маленькие негодяи" плевали на мнение педиатров, бабушек, диетологов и составителей систем питания. Им не слабо было есть бананы с картошкой, тушеную печень запивать молоком, а на ночь схомячить пару яиц. И, заметьте, никакого «больного живота», запоров или поносов. Боле того, они вообще болели меньше. «Простуды» практически не было, а если кто и простужался, то болел не более 3х дней с невысокой температурой. Была парочка эпидемий, но тогда болели все и персонал и дети.
В экспериментальной группе были более плотные детки и более стройные от рождения, но в течение этих шести лет никто из них не вышел за границы возрастной нормы по весу. Показатели крови, которые до начала эксперимента были нарушены, быстро вернулись в норму. Регулярные осмотры врачей показывали, что дети исключительно здоровы.
Наше тело обладает исключительной мудростью. Мы рождаемся с этими знаниями и умениями. Я помню свою мелкую дочь, которая однажды уползла утром от дремлющих родителей и совершила набег на банку со вчерашним пюре из брокколи. Накануне она от него решительно отказалась, но на следующее утро мы проснулись от чавканья. Мелкота загребала пюре из банки и запихивала его в рот. Она отлично знала чего ей хотелось.
Мы остаемся с этим знанием, пока в «питание-воспитание» не вмешиваются «умные» взрослые, вооруженные советами и рекомендациями. Я понимаю бедную мамочку, которая так старалась для своего малыша. Жуткая ее тревога за то, что она плохая мать и недокармливает ребенка, сменилась тревогой, что она плохая мать потому, что перекармливает своего малыша. Она так старалась быть для него идеальной, самой лучшей на свете матерью, что не смогла стать просто хорошей мамой. Конечно, молодой матери есть чему поучиться у специалистов. Они знают много полезного (а иногда и не очень полезного) о рационе ребенка, о витаминах, жирах, белках и углеводах, о том, как надо вводить прикорм и какой именно. Но, на мой взгляд, существуют два вида знания. Одно дается благодаря образованию и книгам, а другое благодаря самому факту материнства. Второе знание про умение чувствовать и любить, про умение доверять и нести ответственность. Я хочу привести слова Дональда Винникотта педиатра и детского психотерапевта, чьи гениальные книжки о материнстве стоит прочесть каждой маме. «...Я надежна - не потому что я совершенная машина, а потому что я знаю, в чем ты нуждаешься. Я забочусь о тебе, я хочу, чтобы ты имел то, что тебе сейчас нужно. Ты можешь быть уверен, что я где-то рядом, когда бы я тебе ни потребовалась. Вот это и есть моя любовь к тебе сейчас, когда ты такой маленький и беспомощный».
Доверие к миру, любовь к себе, доверие и любовь к своему телу закладываются в самые первые моменты жизни. И если мама считает себя достаточно хорошей, если она уважает себя и свои ценности, умеет чувствовать свое тело и понимать его желания, то, скорее всего, она почувствует и малыша, его потребности и желания. Она научится быть с ним, а на не контролировать его и управлять. Значит и малыш получит от нее в наследство тонко настроенную «пищевую систему» и будет понимать, что он хочет, будет понимать, когда голоден, а когда сыт, будет любить себя, свое тело и доверять миру вокруг. И не будет лишних килограммов. И диет. Они ничему не учат. Они относятся к телу, как отстраненная мать, стремящаяся к идеалу, относится к своему ребенку - заставляют есть «правильно и полезно». В то время, когда надо просто обнять и заглянуть в глаза, прислушаться к его желаниям.
На этом основан метод, помогающий справиться с компульсивным обжорством. Надо полюбить свое тело, стать для хорошим другом, научиться распознавать голод и сытость. Научиться прислушиваться к тонким желаниям и нюансам вкуса.
Результатом будет доверие, любовь к себе, а вес уйдет сам собой.
И никаких диет для восьмимесячного малыша.