«Помещица в пути». Картина кисти художника Николая Егоровича Сверчкова, 1855 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация.
В воспоминаниях Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского нашёл интересный рассказ о механике ямского дела и занятные выкладки по скорости перемещения на почтовых лошадях в середине XIX ст. по Сибирскому тракту - до появления Транссиба являвшемуся основной транспортной магистралью, связывавшей Москву и Нерчинск (с веткой на Пекин) [Семёнов-Тян-Шанский П.П. Путешествие в Тянь-Шань в 1856 - 1857 гг. - М.: ОГИЗ, Государственное издательство географической литературы, 1947. - с. 63 - 64]:
«За Тоболом нам уже не было надобности останавливаться на казённых почтовых станциях. Лихие ямщики очень охотно везли тарантас на тройках за казённые прогоны (по 1 ½ коп. с версты и лошади) “на сдаточных”, передавая едущего друг другу. Это избавляло нас от скучного предъявления и прописки подорожной, от ожидания очереди при переменах лошадей и вообще от неприятных сношений со стоявшими на низшей ступени русского чиновничества “станционными смотрителями”, которые были все огульно произведены в низший классный чин (коллежского регистратора) на моей памяти, в царствование Николая I, только для того, чтобы оградить их от жестоких побоев проезжих “генералов”. В Сибири, впрочем, эти побои были редки. При великолепных крестьянских лошадях и высшем развитии извозного промысла, при котором скорость езды на почтовых могла быть доведена до 400 и более вёрст в сутки (!), генералы всегда были довольны, да и забитый, захудалый почтовый чиновник совершенно стушёвывался и казался излишним перед богатым и самобытным молодецким ямщицким старостой, который сам готов был сесть на козла нетерпеливого генерала для того, чтобы провезти его одну станцию с лихой удалью…».
Больше интересного -
тут и
тут.