СКАЗ ПРО ИЗБУШКУ ЛУБЯНУЮ И ИЗБУШКУ ЛЕДЯНУЮ

Dec 21, 2024 14:08

Ну и чтобы никто не подумал, что только большевики грезили экспансией, вот вам, любі друзі, в продолжение к этому, пример иного рода - рассказ о том, как себя вели российские военные в изгнании [Ландер И.И. Негласные войны: История специальных служб, 1919 - 1945. В двух книга. Книга первая. - Одесса: «Друг», 2007. - с. 127 - 128]:

«… командование российской армией в изгнании планировало провести высадку десанта на черноморском побережье РСФСР в самое ближайшее время. Разведотдел штаба “Вооружённых сил юга России” для активизации многочисленных оставленных на родине агентов регулярно направлял к ним своих офицеров. Так, в Ростове проводил активную подготовительную работу князь Ухтомский, в других городах мобилизовывалось временно затаившееся подполье, а войска пока сосредоточивались в районах будущих пунктов посадки на суда. Однако шёл месяц за месяцем, вторжение откладывалось, и необходимо было заниматься прозаическими вопросами текущего обеспечения и снабжения армии. Вначале её финансирование взяло на себя правительство Франции в обмен на полученные в залог корабли Черноморского флота, но это не могло продолжаться вечно, и Врангель озаботился приданием своей армии более основательного статуса. В 1921 году он подписал договор с Болгарией о размещении там русских войск, численность которых через год достигла 36 тысяч человек. В Королевстве сербов, хорватов и словенцев обосновались 11 тысяч военнослужащих, а в городе Сремски Карловцы (Город в Воеводине, в 8 километрах от Нови-Сада. - Пан Гридь) расположилась ставка самого Врангеля. Кроме того, ещё из 3.300 человек была сформирована дивизия в составе корпуса пограничной стражи.




Главнокомандующий Русской армией генерал-лейтенант барон Пётр Николаевич Врангель (в центре) в 8-ой линейной сотне 1-го Сводного Кубанского полка. Королевство сербов, хорватов и словенцев, апрель 1922 года.

Нахождение русских войск в Болгарии едва не привело к совершенно неожиданным последствиям. Согласно Нейискому мирному договору 1919 года, Софии разрешалось содержать вооружённые формирования численностью не более 20 тысяч человек, включая полицию. Естественно, что это было ничтожно мало по сравнению с вооружённым, обученным и обстрелянным 36-тысячным воинским контингентом врангелевской армии. Как и следовало ожидать, такой перевес сил создавал непреодолимый соблазн целиком захватить ещё недавно воевавшую на стороне врага братскую славянскую страну, и подготовка к этому началась. Весной 1922 года начальник контрразведки полковник Самохвалов (Пётр Титович Самохвалов - полковник Отдельного корпуса жандармов, в 1920 году начальник контрразведки Русской армии барона П.Н. Врангеля. - Пан Гридь) провёл переговоры о государственном перевороте и создании контролируемого правительства с фашистской организацией “Военная лига” и объединением правых партий Болгарии “Народный сговор”. Правительству А. Стамболийского при этом отводилась совершенно незавидная участь (Выделено мной. - Пан Гридь).

Широкое агентурное проникновение советской разведки и разведки БКП (Болгарской коммунистической партии. - Пан Гридь) в различные, в том числе и политические сферы страны позволило вскрыть ведущуюся подготовку. Важнейшую роль в этом процессе сыграл работавший в штабе генерала Кутепова Н. Черюнов. Источники информации следовало тщательно легендировать, но срочность вопроса не позволяла провести многоходовую комбинацию, поэтому ряд документов пришлось без долгих затей опубликовать в газете БКП “Работнический вестник”. Правительство Стамболийского отнеслось к этому со всей серьёзностью и не стало слишком тщательно выяснять каналы утечки, предпочтя использовать неожиданно появившиеся материалы для конкретных действий. 6 мая 1922 года полиция произвела внезапный обыск в кабинете Самохвалова в номере гостиницы “Континенталь” и изъяла его архив, после чего на следующий же день появилось официальное сообщение о раскрытии центра военного шпионажа. Вслед за этим последовали аресты свыше ста причастных к заговору лиц и высылка из страны генералов Кутепова, Шатилова, Абрамова и Вязьмитинова, а также ряда старших офицеров. Остальные офицеры подлежали поэтапной высылке, а солдаты - расселению по стране небольшими группами. Однако на этом история не закончилась. В сентябре 1922 года “Работнический вестник” опубликовал новую подборку материалов, в результате чего правительство Стамболийского предприняло очередную силовую акцию. Её результатом стала гибель генерала В.Л. Покровского (Виктор Леонидович Покровский - генерал-лейтенант, с 1921 года проживал в Варне, занимался планированием высадки диверсионных и пропагандистских отрядов на Черноморском побережье Кубани. - Пан Гридь) 9 ноября в городе Кюстендил в перестрелке с окружившими его штаб болгарскими военнослужащими и полицейскими (По другим данным Покровский получил колотую рану штыком, от которой и умер. - Пан Гридь)».

Не знаю, как у шановного панства, а у меня сия история вызывает отчётливую аллюзию на русскую народную сказку про избушку лубяную и избушку ледяную…

Больше интересного - тут и тут.

Барон Пётр Врангель, 1920ые, Русская армия, Пётр Самохвалов, история, Королевство Югославия, Третье Болгарское царство, 20 век, Новейшая история, Белая Россия, исторические фотографии, Виктор Покровский, русская эмиграция, Интербеллум

Previous post Next post
Up