«НАША РОДНАЯ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ...»: ЧАСТЬ № 2

Feb 09, 2024 09:04

Предыдущая часть - тут.

Как ни старался я в предыдущей части акцентировать внимание читателей на том, что кулак образца 1870-ых - 1890-ых годов - это что-то одно, а кулак начала XX столетия - что-то иное, мне всё равно в комментариях предложили цитаты из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля и «Писем из деревни» А.Н. Энгельгардта. Хорошо! Уговорили! Сегодня мы повременим со второй частью нашего с вами Марлезонского балета - в смысле: разговора о том, как Советская власть защищала продовольственные интересы трудового народа, - и поговорим… Нет, не о кулаках, а о тех, кого они угнетали. В конце концов, ежели кулак держал в кулаке… хе-хе… всю деревню, был в ней царём и Богом, то, стало быть, все или, по крайней мере, многие беды крестьянства происходили от него. Такая, вот, получается логика.

Начну, как водится, издалека: как вы думаете, чем отличается нормальный человек от ненормального? Нормальный (и, соответственно, ненормальный) не в медицинском, а в мировоззренческом смысле?

Нормальный человек стремится к жизни в достатке: обычный «джентльменский» набор - дом, дача, возможность отдыхать, где захочется, есть и пить в своё удовольствие и одаривать любимых, короче говоря, всё то, что по какому-то недоразумению назвали американской мечтой. Ненормальный человек (они часто с гордостью называют себя совками), представьте себе, тоже не прочь заполучить всё это безобразие. Так в чём же разница? Она, представьте себе, как и суслик, имеется в наличии: нормальный человек для достижения этой цели он готов работать, не покладая рук, и работает; «совок» к таким жертвам категорически не готов. Он, «совок», совершенно необоснованно полагает, что все ему должны (от государства до соседей), что удача несправедливо отвернулась от него и так же несправедливо повернулась к соседу. В общем, этот «совок» - это быдло, как оно есть: завистливое, хамское, подлое и ленивое. Звучит, конечно, не очень, но что тут поделаешь: из песни слов не выкинешь!




«Новое знакомство». Картина кисти художника Ка́рла Йо́ханна Ли́моха (Carl Johann Lemoch) или, на русский манер, Кирилла Викентьевича Лемоха, 1885 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация.

И хотя я условно назвал этих самых ненормальных людей «совками», появились они на свет Божий не благодаря Советской власти: несколько столетий жизни в условиях крепостничества и сельской общины сделали своё чёрное дело - русский крестьянин en masse превратился в инфантильное существо с иждивенческими замашками (вспомним хотя бы автобиографический рассказ графа Л.Н. Толстого «Утро помещика»). Роль первого в мире государства рабочих и крестьян в этом вопросе свелась лишь к тому, что оно, получив такой вот природный самородок, тщательно прошлось по нему резцом, придавая резкости наиболее мерзким чертам.

К чему я это написал? Всё дело в том, что в разговоре о генезисе кулачества и, соответственно, его оборотной стороны - сельской бедноты в качестве главных причин их появления называют малоземелье крестьянских хозяйств и имущественное расслоение крестьянства. Всё это, конечно, так, но два принципиально важных обстоятельства, повлиявших на развитие процесса расслоения русского крестьянства, по какой-то странной причине остались за бортом. Хотя нет, причина известна и понятна: они, эти обстоятельства, рисуют оное крестьянство слишком уж в неприглядном свете, а как, спрашивается, выставлять титульный народ на всеобщее обозрение, ежели не на лихом коне с шашкой наголо?

Я, слава Богу, никакими комплексами не страдаю, посему давайте обсудим эти принципиальные, с моей точки зрения, обстоятельства. Первое из них - демографическое. Точнее даже - половые отношения на селе. Как это ни странно, но беднота плодилась в деревне, как кролики: явно наслаждаясь процессом, а не думая о результатах, т.е. безответственно. Причём эта картина характерна как для дореволюционной России, так и для Советского Союза 1920-ых - 1930-ых годов, то бишь является характерной чертой традиционного общества и общества, находящегося в самом начале модернизационного процесса.

Вот, например, пишет 23-го сентября 1935 года председателю Совета Народных Комиссаров товарищу Молотову Вячеславу Михайловичу письмо ответственный редактор журнала ЦК ВКП(б) «Крестьянка» товарищ Муратова. Пишет она о тяжкой судьбине советской женщины-труженицы Марии Семёновны Толмачёвой и просит отметить её, как многодетную мать, так сказать, поднять на щит борьбы против абортов и за повышение рождаемости:

«… Дочь батрака и сама батрачка, она рано была выдана замуж и к 37 годам родила 16 детей и сейчас беременна 17-м ребёнком. 6 детей М.М. Толмачёва потеряла, вследствие беспросветной нужды и непосильного труда, даже в последние дни беременности при единоличном способе хозяйствования.

Несмотря на тяжесть своего труда в прошлом и такую исключительную многодетность, колхозница Толмачёва ни тогда, ни, тем более, теперь даже мысли об аборте не допускала, хотя на этот путь её не раз сбивали соседки-колхозницы, подсмеиваясь и издеваясь над ней...».

Прозвучит, наверное, грубо, но всё же: по-моему, в том, что в семье конкретного мало- или того хуже безземельного крестьянина родилось полтора десятка детей, виноват не конкретный кулак и даже не кулачество, как социальный слой. Меж тем, именно это обстоятельство способствует благополучному обнищанию крестьянства. В конечном итоге, не будем забывать, что термин «пролетариат» происходит от латинского proles - потомство, сиречь пролетарий есть человек, не имеющий иного богатства, кроме своего потомства.

Другое обстоятельство - это «зелёный змий». В России пили с незапамятных времён, пили много, и поэтому здесь количеством выпитого вряд ли кого удивишь. Но, ежели сильно постараться, можно. Вот, скажем, на заре борьбы против всеобщего пьянства, которая пришлась на конец XIX в. и, к слову, была инициирована обществом, а не государством, появилась масса обследований бюджетов крестьянских семей на предмет «пьяных» трат. Одна из таких работ - «Критические исследования о потреблении алкоголя в России» (1911 г.) - принадлежит перу рано умершего статистика Владимира Дмитриева (кому интересен вопрос, обязательно прочитайте книгу: это весьма насыщенное данными исследование).

Так вот, интересны выводы, к которым пришёл автор: его исследование показывает, что на рубеже веков больше всего употребляли горячительных напитков именно безземельные крестьяне. Что характерно: малоземельные крестьяне (с площадью земельного надела на двор до 25 десятин) пили очень мало - например, для Воронежской губернии в 1900 году эта цифра составляла 0,574 - 0,762 ведра сорокоградусной водки на душу в рабочем возрасте в год. Для сравнения: для многоземельного крестьянина в рабочем возрасте эта величина находилась на уровне 1,137 ведра, а для безземельного - 1,291 ведра! И если с зажиточным крестьянином всё понятно: у него есть и здоровый повод, чтобы «залить за воротник», и - самое главное - средства для этого, то причину повышенного потребления алкоголя беднотой стоит искать, вероятно, в озвученных выше мировоззренческих моментах.

экономика, Карл Йоханн Лимох, живопись, история, коммунизм, Владимир Дмитриев, Новейшая история, la Belle Époque, социология, «Наша родная Советская власть…», лонгриды, статистика, Интербеллум, Советский Союз, 19 век, пьянство, 20 век, сельское хозяйство, Российская империя, демография

Previous post Next post
Up