Вот так вот сидишь, никого не трогаешь, читаешь книгу о событиях, давным-давно канувших в Лету, и тут - бац! - натыкаешься на строки, кои, как кажется, никогда не звучали так современно, как сегодня… В общем, наслаждайтесь, друзья мои [Дюмезиль Б. Королева Брунгильда. - СП(б): «Евразия», 2012. - с. 53]:
«… Эти притязания на мировое господство дополнительно укрепило христианство, так как имперским богословам казалось естественным, чтобы наместнику Бога на земле в конечном счёте покорились все люди.
Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть титул, которым представился византийский император Маврикий (582 - 602), когда писал королеве Брунгильде: “Именем Нашего Господа Бога Иисуса Христа император Цезарь Флавий Маврикий Тиберий, верный во Христе, благосклонный, величайший, благодетельный, миролюбивый, победитель аламаннов, готов, антов, аланов, вандалов, герулов, гепидов, африканцев, благочестивый, счастливый, знаменитый, победитель и триумфатор, всегда Август…”.
Диптих Барберини или, иначе, Слоновая кость Барберини, V - VI вв. от Р.Х. Музей Лувра (Musée du Louvre), Париж, Франция.
Можно было бы удивиться, что столь “миролюбивый” император был вынужден победить столько народов. Но здесь перед нами ещё древнейшая римская идеология: “Милость покорным являть и смирять войною надменных” [parcere sujectos et debellare superbos] - такой была миссия, которую, согласно Вергилию, Эней получил от богов. Все войны Рима официально были справедливыми, и император желал мира, даже когда сам начинал враждебные действия (Выделено мной. - Пан Гридь). Ничего другого не означало и иконографическое послание “Слоновой кости Барберини”: византийский БАСИЛЕВС слащаво улыбался вождю варваров, который сдавался, в то время как тех, кто продолжал ему сопротивляться, он убивал и грабил…».