«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО?..»: ВЫПУСК № 3

Oct 06, 2023 09:04

Предыдущий выпуск - тут.

На протяжении большей части своей истории человеческое общество было мужским - в нём процветал патриархат, принцип главенства мужчины. Это означало в том числе и то, что бабья доля была тяжкой: по сути, женщинам отводилась лишь роль детородной машины, и любые попытки эмансипации женщины, буде такие возникали, сводились к дискуссии на тему, является ли женщина тоже человеком. Лишь отдельные всплески развития культуры, как в случае с Элладой в классическую эпоху, приводили к существенному изменению отношения социума к женщине. Но потом всё возвращалось на круги своя.

Так вот, по поводу тяжкой женской судьбины. Жизнь женщины в древности была столь тяжела и наполнена страданиями, что сам по себе образ благопристойной матроны предполагал наличие у претендентки такой добродетели, как безрадостность.



Знаток тонкой мужской натуры и знатный советчик: возможное изображение Гильгамеша в образе Повелителя животных, держащего льва в левой руке и змею в правой, на рельефе из ассирийского дворца в Дур-Шаррукине. 713 - 706 гг. до Р.Х. Музей Лувра (Musée du Louvre).

В одном из старейших литературных произведений, дошедших до наших дней, «Эпосе о Гильгамеше», есть примечательная реплика царя Урука, произнесённая им в разговоре с охотником, - совет, как победить Энкиду [«О всё видавшем», история Гильгамеша со слов Синликиуннинни, заклинателя / Перевод с аккадского И.М. Дьяконова. - СП(б): «Наука», 2006]:

III, 41 «Иди, мой охотник, блудницу Шамхат приведи с собою,
III, 42 Когда у водопоя зверьё он поит,
III, 43 Пусть сорвёт она одежду, красы свои откроет, -
III, 44 Её увидев, к ней подойдёт он -
III, 45 Покинут его звери, что росли с ним в пустыне».

В этом описании словосочетание «блудница Шамхат» записано на аккадском языке как harimtu samhatu, где harimtu - это блудница, а samhatu - весёлая женщина, эвфемизм блудницы. Иными словами, для жителей Двуречья XVIII - XVII вв. до Р.Х. веселиться могла лишь публичная женщина.



Энкиду - мужик, на которого ведётся бабья охота. Настенное терракотовое панно с изображением Энкиду. Ур. 2027 - 1763 гг. до Р.Х. Иракский музей в Багдаде.

К слову, о предназначении женщины там же сказано весьма конкретно и безапелляционно:

IV, 08 «Вот он, Шамхат! Раскрой своё лоно,
IV, 09 Свой срам обнажи, красы твои да знает!
IV, 10 Увидев тебя, к тебе подойдёт он -
IV, 11 Не смущайся, прими его дыхание,
IV, 12 Распахни одежду, на тебя да ляжет!
IV, 13 Дай ему наслажденье, дело женщин -
IV, 14 Покинут его звери, что росли с ним в пустыне,
IV, 15 Ласки его тебе будут приятны».

женский вопрос, мифология, Древний Ближний Восток, литература, история, Шумер, Бронзовый век, нравы, Месопотамия, социология, аккадская литература, интересные факты, аккадский язык, Древний мир, барельефы

Previous post Next post
Up