Предыдущий выпуск -
тут.
На протяжении большей части своей истории человеческое общество было мужским - в нём процветал патриархат, принцип главенства мужчины. Это означало в том числе и то, что бабья доля была тяжкой: по сути, женщинам отводилась лишь роль детородной машины, и любые попытки эмансипации женщины, буде такие возникали, сводились к дискуссии на тему, является ли женщина тоже человеком. Лишь отдельные всплески развития культуры, как в случае с Элладой в классическую эпоху, приводили к существенному изменению отношения социума к женщине. Но потом всё возвращалось на круги своя.
Так вот, по поводу тяжкой женской судьбины. Жизнь женщины в древности была столь тяжела и наполнена страданиями, что сам по себе образ благопристойной матроны предполагал наличие у претендентки такой добродетели, как безрадостность.
Знаток тонкой мужской натуры и знатный советчик: возможное изображение Гильгамеша в образе Повелителя животных, держащего льва в левой руке и змею в правой, на рельефе из ассирийского дворца в Дур-Шаррукине. 713 - 706 гг. до Р.Х. Музей Лувра (Musée du Louvre).
В одном из старейших литературных произведений, дошедших до наших дней, «Эпосе о Гильгамеше», есть примечательная реплика царя Урука, произнесённая им в разговоре с охотником, - совет, как победить Энкиду [«О всё видавшем», история Гильгамеша со слов Синликиуннинни, заклинателя / Перевод с аккадского И.М. Дьяконова. - СП(б): «Наука», 2006]:
III, 41 «Иди, мой охотник, блудницу Шамхат приведи с собою,
III, 42 Когда у водопоя зверьё он поит,
III, 43 Пусть сорвёт она одежду, красы свои откроет, -
III, 44 Её увидев, к ней подойдёт он -
III, 45 Покинут его звери, что росли с ним в пустыне».
В этом описании словосочетание «блудница Шамхат» записано на аккадском языке как harimtu samhatu, где harimtu - это блудница, а samhatu - весёлая женщина, эвфемизм блудницы. Иными словами, для жителей Двуречья XVIII - XVII вв. до Р.Х. веселиться могла лишь публичная женщина.
Энкиду - мужик, на которого ведётся бабья охота. Настенное терракотовое панно с изображением Энкиду. Ур. 2027 - 1763 гг. до Р.Х. Иракский музей в Багдаде.
К слову, о предназначении женщины там же сказано весьма конкретно и безапелляционно:
IV, 08 «Вот он, Шамхат! Раскрой своё лоно,
IV, 09 Свой срам обнажи, красы твои да знает!
IV, 10 Увидев тебя, к тебе подойдёт он -
IV, 11 Не смущайся, прими его дыхание,
IV, 12 Распахни одежду, на тебя да ляжет!
IV, 13 Дай ему наслажденье, дело женщин -
IV, 14 Покинут его звери, что росли с ним в пустыне,
IV, 15 Ласки его тебе будут приятны».