«Ты всякий день ходишь со своим соперником, и не можешь избегнуть его сопутствования. Да вразумит тебя Павел, который говорит: Плоть похотствует на духа, дух же на плоть; сия же друг другу противятся (Гал.5:17). Да противится дух плоти, укрепляясь упованием будущих благ, и сравнивая похоть мира с царством небесным. Плоть преклоняется к перси, но душа да тщится подражать Божиему образу. Таким образом буди увещаваяся с соперником своим, дондеже еси на пути с ним, то есть, в сей жизни: ибо если кончится сей путь, не останется уже для тебя времени на покаяние. Смотри, да не предаст тебе соперник судии, и судия мстящим силам, и ввержен будеши в темницу - во тьму кромешную, дондеже воздаси последний кодрант, будучи судим не только за даяния, но и за помышления»
Святитель Иоанн Постник
http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Postnik/poslanie В первой части «Постимся много» (Матф.9:14) говорилось о необходимости золотой середины в потреблении пищи, чтобы, как учит пресвитер Илия Екдик, не найти наше тело «во время искушения, на стороне борющих врагов», то есть, - не найти его противником и соперником нашим. Но, конечно же, на практике золотой середины достигнуть почти невозможно, ибо мы всё время или перебарщиваем, или недобарщиваем, да и с возрастом болезни тела, хочешь не хочешь, одолевают. Потому постоянно плоть наша (тело объединенное с раздражительной и желательной частью души) «желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?», - восклицает апостол Павел, и отвечает: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим.7:24,25). Да, только постоянным упованием на Спасителя, только покаянием, смирением и верой в Него можно противостоять сопернику, усмирив его, чтобы он потом не предъявил тебе счет. Посему, думаю, должен у нас быть каждодневным и постоянным и пост (умеренность в питании и питии) и покаяние, а не в установленное только время. Конечно же, всё в зависимости от здоровья, силы веры, упования, и Божией помощи - маловерным и немощным, как я, лучше не отходить от границ и времени постов, установленных Церковью.
Здесь, также, надо отметить, что многие отцы Церкви, в отличие от святителя Иоанна Постника под «соперником» понимали (и толковали различно) не только плоть нашу, но: или лукавого; или человека; или совесть нашу; или заповеди Божии. Тут уж, кому, что больше нравится…
см. ч.1:
http://grgy.livejournal.com/336113.html