***личные неудобства гораздо легче переносить с уверенностью, что они идут на пользу миру*** А мне вот наоборот: когда кому-то хорошо за счёт моих неприятностей, неприятности становятся ещё обиднее.
Пока у меня сложилась следующая модель. Вы в целом имеете ощущение "жизнь хороша" (а если что-то конкретное нехорошо, это можно исправить человеческими средствами). Соответственно, боги, если они есть, воспринимаются как угроза этому "хорошо". Я, напротив, исхожу из ощущения, что жизнь фатально, неисправимо плоха, иногда случаются отдельные проблески блага, но они гаснут. В таком случае боги способны только улучшить ситуацию, т.к. ухудшать ее дальше некуда. Отсюда, в частности, вытекает разное отношение к неприятностям. Если бы я верил в принципиальную возможность не страдать, то, вероятно, мог бы думать о них как вы. Но я не верю, потому срабатывает логика "если уж точно страдать, то хотя бы с пользой".
Не совсем так. У меня позиция не "жизнь хороша" или "жизнь плоха", а, как у греков, "и доброго, и злого в жизни поровну" (в среднем - в разные конкретные моменты не обязательно поровну, конечно). Или, как в другом греческом стихотворении: "Жизнь - это счастье и горе, смерть - ни счастья, ни горя; мудрый, выбери сам то, что тебе по душе". И боги, если их учитывать, могут временно как улучшить, так и ухудшить положение - независимо, кстати, от того, призывают их к вмешательству или нет (и, наверное, учитывают или нет их влияние). В случае вмешательства равновесие всё равно будет сохраняться - но по меркам более общим: то есть за что-то хорошее сейчас придётся платить чем-то другим, но цена может оказаться приемлемой, по крайней мере на данный момент. А будь я уверен, что жизнь неисправимо плоха (такой период у меня был), я бы, наверное, однозначно склонялся к буддизму, где это убеждение - одно из основополагающих.
Comments 15
А мне вот наоборот: когда кому-то хорошо за счёт моих неприятностей, неприятности становятся ещё обиднее.
Reply
Отсюда, в частности, вытекает разное отношение к неприятностям. Если бы я верил в принципиальную возможность не страдать, то, вероятно, мог бы думать о них как вы. Но я не верю, потому срабатывает логика "если уж точно страдать, то хотя бы с пользой".
Reply
А будь я уверен, что жизнь неисправимо плоха (такой период у меня был), я бы, наверное, однозначно склонялся к буддизму, где это убеждение - одно из основополагающих.
Reply
Reply
Leave a comment