«Nomen certe novum»: явление аркебузы и мушкета

Nov 23, 2020 20:35



Европейские военные кампании 1515-1521 и 1522-1525 годов продемонстрировали растущую роль ручного огнестрельного оружия на полях сражений. В техническом плане этот период ознаменовался тем, что большое значение приобрели новые типы такого оружия - аркебузы и мушкеты. Когда они возникли, что собой представляли и как распространились по Европе?


Предмет вопроса

Между 1500‑м и 1520‑м годами армии испанских королевств получают на вооружение аркебузу и мушкет, что становится качественным скачком в развитии как самого ручного огнестрельного оружия, так и способов его боевого применения. Аркебуза - это сравнительно лёгкое малокалиберное ружьё для прицельной стрельбы. Мушкет - более тяжёлое крупнокалиберное ружьё для стрельбы по защищенным целям. Аркебуза допускает стрельбу с рук, мушкет настолько тяжёл, что для стрельбы из него требуется подпорка - сошка‑форкет, бердыш или что-то подобное.

И аркебузы, и мушкеты - это длинноствольные ружья. Они имеют стволы длиной от примерно 50 калибров и более. И аркебузы, и мушкеты снабжены фитильными или колесцовыми замками и спусковыми механизмами. Также они имеют похожие ложи с прикладом для упора в плечо. Особые виды прикладов, как, например, у крепостных ружей, - это лишь исключения. По сути, различие между аркебузой и мушкетом заключается лишь в размере.



Фитильный мушкет неизвестного происхождения из коллекции Буттена с надписью «1516» на планке, приделанной над замком; шрифт надписи характерный для указанного времени, хотя форма деревянного ложа выглядит более современной. Полная длина 1,6 м. Buttin, Gay T.2

На поле боя аркебуза и мушкет появляются после 1503‑го и наверняка до 1521‑го года. Очень может быть, что новые образцы оружия проходят боевую проверку уже в кампании 1512 года. При Равенне (1512) Педро Наварро имеет под своим началом «50 отборных стрелков, ведущих огонь с подпорок-форкетов». Испанская пехота при Равенне едва не спасает своим огнём в центре позиции уже проигранное на флангах сражение.

При осаде Прато (1512) испанской пехоте удаётся с открытого места и близкого расстояния победить в перестрелке гарнизон крепости. В 1521 году «пищали, стреляющие с подпорок» снова отмечены в документах (дю Белле называет их «аркебузами» значительно позже, когда это слово уже привычно). «Верный слуга» (1527) в записи к 1524 году говорит об испанских «hacquebutiers» и «harquebousiers», стреляющих камнями [пулями величиной] как у гаковниц».

Предпосылки появления

Более точно установить момент появления аркебузы и мушкета вряд ли возможно. «Крестным отцом» этих типов ручного оружия почти наверняка является «великий капитан» Гонсало ди Кордова. Созданы они были для того, чтобы нейтрализовать «абсолютных властелинов» западноевропейского поля боя начала XVI века - отряд французских латников или колонну швейцарских пикинёров.

При невысокой точности стрельбы гладкоствольного оружия вообще повысить точность индивидуальной стрельбы можно за счёт удлинения ствола и усовершенствования ружейных приёмов. Результативность групповой стрельбы повышается посредством увеличения количества стволов и организацией залпового огня. Облегчение оружия способствует повышению темпа стрельбы, а уменьшение калибра - увеличению запаса носимых при себе зарядов.

С другой стороны, поражающее действие малокалиберной свинцовой (оловянной) круглой пули по доспеху начала XVI века недостаточно сильно. И усилить его в то время можно было лишь за счёт увеличения калибра и порохового заряда.



Испанские аркебуза и мушкет, сделанные почти наверняка позднее, ближе к середине XVI века. В змейках зажаты куски фитиля. Калибры: 16,5 мм и 22 мм; полная длина: 1,365 м и 1,560 м соответственно. Arantegui y Sanz, лист 24

Аркебуза и мушкет решают эти задачи, соединяя известные сами по себе технические решения с достигнутым к XVI веку качеством металлообработки и изготовления пороха. Свою роль играет и возможность использовать «лучшее в Европе испанское железо».

Тактико-технические характеристики

«Типичная» аркебуза (первой половины) XVI века, как её описывает Гильмартин, весит до 10 фунтов (около 4 кг) и имеет калибр 6 линий (15 мм). Пуля для нее ½-унцовая (около 15 г). «Типичный» испанский мушкет той же поры весит свыше 18 фунтов (более 5,5 кг) и имеет калибр 7-8,5 линий, иногда 9 линий и выше (17,8-21,6 мм; 22,9 мм). Пуля для него - 2-унцовая (около 60 г).

В опытах 1970 года, результаты которых приводит Гильмартин, свинцовая пуля весом 890 гран (58 г) разгонялась до дульной скорости 330 м/с с зарядом 14 г современного чёрного пороха. В XVI веке в мушкетах использовался заряд тогдашнего, менее эффективного пороха весом с саму пулю.

Мушкет XVI века был способен пробить броню того времени на 100 метрах и нанести смертельное поражение небронированной живой цели (человек, лошадь) на 500 метрах. Всё это было возможным в том случае, если стрелку везло с попаданием, поскольку дальность прицельной стрельбы у мушкета, как и у аркебузы, не превышала 50 метров (иногда, впрочем, её считают равной 70-80 м). Темп стрельбы мушкета был несколько ниже, чем у аркебузы.

Появляется и укороченный вариант аркебузы, потомок петриналов и предшественник кавалерийских ружей и карабинов - «escopeta» (название, очевидно, от итальянского «schiopetto» - «уменьшенный schioppo»). Примерно в это же время появляются и первые пистолеты.

Шествие по Европе

По оценке Гильмартина, в 1520‑х годах аркебузу «знает вся Европа». То же, вероятно, относится и к мушкету - сверхтяжёлой аркебузе. Освоение производства новых ружей зависит теперь лишь от технических возможностей той или иной страны, а освоение и разработка тактики использования - от уровня развития в стране военной науки.

Стрелки французского короля Франциска I, «стреляющие рядами» при Мариньяно (1515), вряд ли используют именно аркебузы, хотя налицо управление огнём стрелков, повышающее его эффективность. В 1523 году «во Франции не сыскать аркебузиров [чтобы укомплектовать отряд в полтысячи стрелков]».

В 1525 году в битве при Павии опасность, исходящая от стрелков, королём Франциском проигнорирована, что привело к катастрофическим последствиям. «Nomen certe novum», т. е. «воистину новое имя» - так очевидец битвы Франческо да Карпи говорит об аркебузе.



Испанская малокалиберная пушка-«sacabuche» 1557 года, фактически - тяжёлая гаковница. Ствол ковано-сварной, длиной 1,393 м, калибр 35 мм. Wikimedia Commons

В 1527 году ордонанс Франциска указывает иметь в войске «hacquebuttiers» (стрелков из гаковницы) и «harquebusiers» (стрелков из аркебузы) и оплачивать их в пропорции 10:1. В 1544 году «мушкет ещё полу-новость», и в арсеналах на северной границе хранятся 10 мушкетов и более 800 гаковниц.

В 1518 году по указу венецианского Совета Десяти аркебузы заменяют арбалеты в вооружении военных галер Венеции.



«Старая» для 1520‑х годов гаковница: бронзовая литая, примерно 1460-1470 гг., ствол 0,57 м, калибр 16 мм; запал сверху. Вес ствола 4,35 кг. Forrer

В то время как название «аркебуза» быстро расходится по европейским языкам XVI века, название «мушкет» распространяется медленнее. Возможно, это происходит потому, что функциональный аналог мушкета - гаковница - во многих странах уже имеется. В Испании же предшественник мушкета - тяжёлая гаковница-«sacabuche» - продолжает сосуществовать с ним ещё до середины XVI века.

Так, «до конца правления Франциска I» (1540‑е годы) французы в роли тяжёлого ружья используют гаковницы-«hacquebutes», в том числе и сделанные заново. Ещё в 1557 году во французских «Рассуждениях об артиллерии» говорится об «аркебузе с крюком» калибром 10 линий и пулей весом в 1/7 фунта (меры французские - ок. 27 мм и ок. 70 г), то есть о гаковнице.



«Аркебуза» («arco buso») из рукописи ди Джорджио около 1480 года). Калибр 30 мм, свинцовая пуля 170 г

В итальянских землях прежние названия ручного оружия сохраняются ещё в середине XVI века. У Бирингуччо находим «archibusi e schioppi» (Biringuccio, венецианское издание 1540 года), притом что «archibuso» у ди Джорджио Мартини около 1480-го года - это пищаль с крюком и с 6-унцовой (170 г) пулей, то есть гаковница.

Немецкие воинские наставления ещё до 3‑й четверти XVI века (Фронспергер) основным видом ручного оружия полагают гаковницы (или «полные» гаки - «ganze Hacken», «einfach Hacken») под свинцовую пулю весом в ⅛ фунта (40-45 г), которые «один человек носит и стрелять один может». Также Фронспергер полагает необходимыми «двойные гаки» («Doppelhacken») - «длиной до 4 футов, которые один человек носит, а стрелять ещё один нужен», рассчитанные на пулю в ¼ фунта (80-90 г) и стрельбу со станка-козла («Bock»).



Немецкая тяжёлая гаковница начала XVI века на станке-ко́зле и расчёт из двух человек. Zeugbuch

Кроме того, предписывается иметь «короткие пищали» («kurtze Büchsen»), которые имеют ствол длиной 2½ фута, куда «свободно войдёт малое куриное яйцо», а стреляют «пулями для ручницы, по 12-15 сразу», а также и сами ручницы («Handtgeschütze») и «полугаки» («halbe Hacken»), «коих множество названий и калибров».

Это всё те же основные типы ручного оружия, которые полагает необходимыми «Перечень-памятка, какие орудия надобны для малой войны в поле», составленный Леонардом Экером для баварского герцога Альбрехта в 1504 году. При этом «пуля для доппельгака» как мера калибра известна даже в 1621 году (инвентарь огнестрельного оружия города Нойштадт в округе Заган в Силезии), а возможно, и позже.



Двойной гак с фитильным замком без спускового механизма. Мушка и целик приделаны позже. Длина 2,015 м, ствол 1,377 м, калибр 26,2 мм. Schön, S. 12

Впрочем, Янс, писавший в пору молодого немецкого национализма, полагал, что полугаки - это как раз и есть аркебузы, а полные гаки - мушкеты, намекая, де, а не немцы ли всё это изобрели.

В разных странах мушкеты и (или) аркебузы - то есть, именно это общее техническое решение - на протяжении XVI века могут быть известны как «испанские пищали». Нюрнбергский городской арсенал даже в 1579-1580 годах имеет в перечнях «испанские гаковницы» (видимо, мушкеты). В польских и западнорусских (литовских) источниках аркебузу называют «аркабузъ» или «гаркабузъ», но также и «испанская ручница», и отличают её от «[простых] ручниц». Кстати, Статут Великого княжества Литовского 1588 года (воспроизводящий текст 1566 года) указывает:

«Абы не смелъ из жадными инъшими бронѭми ходити, звлаща з рѹчницою, гаркабѹзомъ, и з лѹкомъ».

Или же, в источнике 1561 года:

«Тежъ мѣщане мѣста тамошнего повинни вси и кождый зособна, для обороны… гаковницы, ручницы и сагайдаки и иншую оборону… в домѣхъ своихъ мѣти»

Колесцовый замок

Ещё одно важнейшее изобретение рассматриваемого периода - это колесцовый замок. Принято считать, что первый работоспособный его образец сделан в Нюрнберге в 1515 году (в основе механизма - 10 деталей). Впрочем, есть и версия итальянского его происхождения, основанная, в том числе, на рисунках Леонардо да Винчи в «Атлантической рукописи».



Малая испанская аркебуза с колесцовым замком, датированная 1531 годом. Calvert, pl. 212

Насколько существенным оказывается это изобретение, можно судить по тому, что уже император Максимилиан (1459-1519) успевает высочайше запретить «огневое оружие, которое само свой порох поджигает». В 1532 году подобный запрет налагает венецианский Совет Десяти. Однако сложность (колесо с насечкой, пружина, ключ) и необходимость в дефицитных расходных материалах (пирит) гораздо эффективнее сдерживают распространение колесцового замка, чем запреты.

Фитильный замок останется в качестве основного на военном оружии до конца XVII века, когда его вытеснит кремнёвый. Колесцовый же замок станет характерным для оружия менее массового: пистолетов, кавалерийского и охотничьего оружия, малосерийных, штучных или выставочных образцов.

Устаревшие, но не забытые

В основной массе ручное огнестрельное оружие в 1515-1525 годах - это всё те же гаковница и ручница, известные под разными названиями в разных странах. И вовсе не обязательно они бывают новых образцов. Гаковница этого периода весит от 30 до 50 фунтов (от 9 до 15 кг) и снабжена крюком. Огонь из неё ведётся со станков или с надёжной опоры.

Особо тяжёлые («двойные») гаковницы обслуживаются расчётом из двух человек, подобно противотанковым ружьям XX века. Ствол гаковницы железный или бронзовый, среднего или большого удлинения. Могут иметься фитильный замок и спусковые приспособления.



«Старая» для 1520‑х годов гаковница: немецкая железная кованая, примерно 1470-1480 гг., длина 1,22 м, ствол 0,515 м, калибр 25 мм; запал сверху. Вес 6,25 кг. Forrer

Ручница имеет ствол среднего удлинения, железный или бронзовый («медный»), с фитильным замком и спусковым приспособлением. Ложа либо продолжает ось ствола, либо помещается под ним. Такая конструкция у Бёхайма называется «немецкий приклад».

Подводя итог, отметим, что в области ручного огнестрельного оружия десятилетие между 1515 и 1525 годами стало временем качественного скачка. Благодаря развитию промышленности на смену архаичным гаковницам стали массово приходить технически более совершенные аркебузы и мушкеты. Похожие явления в это же время происходили и в артиллерии. В попытках увеличить дальность и точность огня европейские литейщики начинают удлиняться стволы пушек, причём часто - достаточно радикально. Об этих «длинных стволах» и пойдёт речь в следующей статье.

В титульной иллюстрации использован фрагмент гравюры Эрхарда Шёна «Ландскнехт с ручницей» (вероятно, около 1535 г.). Ручница здесь называется буквально «ручная труба» («Handrohr»). Так в немецких землях и Скандинавии могли называть старые, «доаркебузные» образцы ручного оружия.

Продолжение тут.

Предыдущее тут.

Источник

историческое, Средневековье, стрелковое, оружие

Previous post Next post
Up