В 1515-1525 годах все существующие в Европе самостоятельные системы орудийных образцов приобретают более-менее законченный вид. Запад Европы повторяет, с небольшими местными изменениями, французскую систему, центр и восток - немецкую. В тех итальянских землях, которые сохранили политическую самостоятельность, получают распространение решения, подобные венецианским. Огнестрельное оружие широко применяется во всех основных вооружённых конфликтах этого десятилетия: как в
1515-1521 годах, так и в
1522-1525. С помощью какой же артиллерии одерживали свои победы европейские полководцы того времени?
Длиннее - не всегда лучше
Где-то в десятилетие между 1515 и 1525 годами в попытках увеличить дальность и точность стрельбы начинается своеобразная гонка длины орудийных стволов. Появляются орудия с необычно длинными стволами, что, вообще говоря, могло иногда и не улучшать, а даже ухудшать их дальнобойность.
Сверхдлинный испанский «мушкет с ушами» («mosquete de orejas»), он же половинный рибадокин. Калибр 3 см, длина канала ствола 2,295 м, т. е. 76 ½ калибров. Свинцовое ядро 75 г. Arantegui y Sanz
В 1515 году город Клаттау (Клатовы в нынешней Чехии) заказывает в Праге шланг длиной 8,5 м, город Кааден (Кадань) - орудие длиной 5 м. До Нового времени сохранились испанские «мушкеты с ушами», сделанные при испанском короле Карле Габсбурге: их стволы имеют длину более 70 калибров. Военная энциклопедия Сытина в 1910‑х годах упоминает о пищали XVI века в сборах петербургского Музея артиллерии, сделанной из кованого железа в форме аспидов, хватающих друг друга за хвосты. Её калибр составляет 4,6 см, длина ствола - 110 калибров, то есть 5 м, а вес её ствола - 160 кг.
Пищаль в форме аспидов в Музее артиллерии. Калибр 4,6 см. Военная энциклопедия Сытина, Т. 17
В 1521 году император Карл Габсбург приказывает узнать «наилучшие» калибр и длину орудийного ствола. В Брюсселе отливаются стволы 48-, 36-, и 24-фунтового калибра, после чего устраиваются стрельбы, в ходе которых стволы постепенно укорачиваются. Наилучшую дальнобойность показывают 48-фунтовое орудие со стволом длиной 18 калибров, 36-фунтовое длиной 20 калибров, 24-фунтовое длиной 22 калибра. Для вооружения имперской (испанской) армии избирается 48-фунтовое орудие 18-калиберной длины.
По данным отдельных источников, при выборе калибра расчёт императора опирался также и на возможность использования в этих орудиях ядер и снарядов к французским 42-фунтовым (французские фунты) орудиям. Запасы французских ядер предполагалось захватить в ходе назревающих войн Габсбургов и Валуа.
В первой половине XVI века отношение веса железного ядра к весу ствола для орудий составляло примерно 1:100, но для длинноствольных типов могло достигать 1:200. На одну лошадь при транспортировке должно было приходиться от 300 фунтов буксируемого веса. Стоимость орудия рассчитывалась из веса затраченного на него металла.
Вес порохового заряда, равный весу железного ядра в начале века, постепенно снижается. В середине XVI века речь идёт уже о половине веса ядра.
Техника: Франция
В рассматриваемое десятилетие французская система орудийных образцов существует уже четверть века. Впервые система достоверно описана герцогом Филиппом Клевским в «Военном искусстве», предположительно между 1498 и 1500 годами. В основных чертах она повторена в «Ведении войны» Иоганна Битарна 1543 года. В 1-й половине XVI века эта линейка «надлежащих» типов неоднократно воспроизводится, более или менее дословно, в различных французских воинских наставлениях.
Большая кулеврина с символикой короля Франциска I
Главный калибр, по Филиппу Клевскому, - 80-фунтовая двойная курто, она же великая пушка («grand canon»), она же двойная пушка, она же великий василиск («grand basilique»), со стволом весом 7300 фунтов и лафетом в 1900 фунтов, которая перевозится 23 лошадьми.
Далее следуют:
* 50-фунтовая курто или пушка-«canon» (ствол в 5500 фунтов, 17 лошадей);
* 33-фунтовая двойная серпентина (5000 фунтов, 17 лошадей);
* 12-фунтовая средняя серпентина, она же сакр (2500 фунтов, 8 лошадей);
* 6-фунтовый фалькон (сокол) под свинцовое ядро (ствол 1000 фунтов, 3 лошади для перевозки).
Средняя кулеврина с символикой короля Франциска I. Ствол длиной 2,95 м, весом 617 кг. Калибр 8,2 см.
В других перечнях в разное время называются также:
* 24-фунтовая пушка-серпентина (ствол 4000 фунтов, 24 лошади);
* 15-фунтовая большая кулеврина (3500 фунтов, 17 лошадей);
* 18- или 7-фунтовая неправильная кулеврина или бастарда (2000 фунтов и 11 лошадей);
* 12- или 2-фунтовая средняя кулеврина (1200 фунтов и 4 лошади);
* 1-фунтовый фалькон (800 фунтов и 3 лошади);
* 14-унцовый фальконет (300 фунтов и 2 лошади).
Фалькон и фальконет рассчитаны под свинцовое ядро.
Кроме того, с течением времени серпентины получают название кулеврин. Видно, что разногласия во французской номенклатуре существенные, особенно в меньших калибрах, хотя подобие стандартизации и существует.
Как в артиллериях всех великих держав, во Франции имеются мортиры, но стрелять им пока нечем: нет действенного разрывного снаряда. И потому они малочисленны.
Металлургия и техника позволяют массово строить многоствольные орудия, и уже в миланском походе Франциска I (1515 год) французы имеют «три сотни орудий, выстреливающих по 50 ядер разом». Такие многостволки могут называться по-старому: рибодекинами («ribaudequins»), или, по-новому, пушками-орга́нами («canons à orgue»), или орга́нами из серпентин («orgues à serpentins»).
Техника: немецкие земли
Немецкая «максимилианова» система просуществует без особых изменений до начала XVII века. Из новых заказов постепенно исчезают крупнокалиберные осадные типы с особыми названиями (
шарфмеца, зингерин, нахтигаль), и их всё чаще заменяют картауны и двойные картауны в широком диапазоне калибров. Встречаются 70-фунтовые шарфмецы и 70-фунтовые двойные картауны.
Нахтигаль и нотшланг на гравюре Эрхарда Шёна (около 1535 года). Такие названия, по крайней мере, даны художником. Хорошо видны немецкий лафет и различная пушкарская снасть
Андреас Пегницер в 1521 году в Нюрнберге отливает две 48-фунтовые картауны с надписями «Шарфмеца называюсь//врагам сопротивляюсь». Таким образом, картауна «съедает» прочие осадные типы, от которых, впрочем, отличается лишь количественно.
Техника: Испания и Португалия
В рассматриваемое десятилетие испанские королевства (и земли под их властью) начинают перенимать у Франции лидерство в технике огнестрельного оружия. Брюссельские опыты обозначают начало первой настоящей стандартизации образцов артиллерийских орудий - конечно, в пределах возможностей доиндустриальной техники. Испанцы, видимо, не только подмечают достоинства уже существующей венецианской двойственной системы «пушек и кулеврин», стандартизируемых по калибру, но и улучшают её, сокращая число различных калибров.
Как выглядит линейка «испанских» типов именно в 1520‑х годах, однако, не слишком понятно. Очевидные повторы французских типов проходят в документах начала XVI века как пушки-серпентины - 36-фунтовые с железным ядром, пушки-серпентины малые - 30-фунтовые, пушки-серпентины неправильные (бастарды) - 40-фунтовые. Все эти образцы, скорее всего, изготавливаются ещё по ковано-сварной технологии второго поколения (на сердечнике).
Однако ещё в 1502-1503 годах появляются кулеврины, видимо, уже литые бронзовые, калибрами порядка 15-18 и даже 30 фунтов железа, и средние (или половинные) кулеврины, иногда называемые также сакры, калибром 5-8 фунтов железа.
Малый рибадокин («ribadoquin de los pequeños»). Ствол длиной 1,77 м. Калибр 4 см, ядро 12 унций (360 г) свинца. Arantegui y Sanz
Лёгкие испанские орудия в это время:
* фальконеты (ковано-сварные, позже и литые) 3-4-фунтовые, ядра железные со свинцовой оболочкой;
* рибадокины 1-1½-фунтовые, ядра железные со свинцовой оболочкой;
* рибадокины половинные, они же «мушкеты с ушами [цапфами]» («mosquetes de orejas»), ½-1-фунтовые под свинцовое ядро;
* «hacabuche» или «sacabuche» или «arcabuche», потомки импортированных гаковниц и, на деле, непосредственные предтечи
пехотных мушкетов, с длинным стволом и ядрами (пулями) в 1½-2 унции свинца (до 60 г).
Из арсенальных перечней исчезают характерные для XV века большие бомбарды, а также пасаволанты и сербатаны. Термином эспингарды в испанских землях с 3-й четверти XV века обозначают ручные гаковницы, и это название ещё какое-то время сохраняется.
Длинноствольная ломбарда 1518 года. Arantegui y Sanz
Притом и камнестрельные орудия: бомбарды и ломбарды - из употребления не выводятся. Известна по крайней мере одна бомбарда 21-см калибра (24-28 испанских фунтов камня), изготовленная в 1518 году. Её конструкция - ковано-железная, усиленная, возможно, в расчёте на порох нового качества; ствол длинный. В точно не установленные «начальные годы XVI века» в Малаге изготавливают камнестрельные «педреро» на 50 и 70 фунтов камня.
Камнестрельные орудия составляют главный калибр военных кораблей, особенно средиземноморских галер. Размер «ломбарды» разнообразен. В 1505 году каракка бискайского адмирала де Артьеты получает «две большие и восемь малых ломбард». Большие стреляют 70-фунтовыми каменными ядрами, а ядра малых - «как у рибадокинов» (то есть до фунта, что примерно соответствует 7 см калибра для каменного ядра).
Испанский фальконет начала XVI века. Калибр 2,5 см. Ядро 3-фунтовое железное в свинцовой оболочке. Arantegui y Sanz
Лёгкие орудия испанских кораблей - это сакре (порядка 10 фунтов) и полусакре (порядка 6 фунтов), казнозарядные фальконеты (как правило, 3-4 фунта), эсмерили (½-1 фунт свинца), версо (¼-⅔ фунта свинца), «мушкеты» (2 унции свинца), причём конструкция их может быть и ковано-сварной, и литой бронзовой. Но вообще орудия, особенно мелкие, всё ещё именуются без чёткой и устойчивой системы. Так, Гильмартин приводит пример из раннего XVI века, когда «бомбардой» вооружена корабельная шлюпка.
Осваивается техника железного литья. Одни из первых образцов - это сверхмалые «мортирки» («morteretes» или «cañoncetes») калибром 4,5-6 см.
Португальская 12-фунтовая кулеврина, относящаяся приблизительно к описываемому периоду
Португальские орудия XVI века близки по названиям и калибрам к испанским, хотя у них, как правило, имеются особенности выделки тыльной части ствола. Часто встречаются стволы без дельфинов.
Выделяются специфически португальские (по Гильмартину) корабельные камело и камелете (буквально «верблюд» и «верблюдик»), камнестрельные орудия достаточно большого удлинения калибром примерно в 24 и 12 фунтов. Образцы, сохраняемые в лиссабонском Музее артиллерии, имеют на стволе по четыре кольца, которые могли служить и для погрузки, и для установки.
Камнестрельные орудия вообще в Португалии в начале XVI века называются педрейро.
Техника: итальянские земли
Венецианская артиллерия к 1515 году включает уже все основные типы орудий, которые будут здесь производиться в XVI веке. Для осадных орудий принято разделение на пушки («cannone») и кулеврины («colubrina»), причём кулеврина одинакового с пушкой калибра длиннее той примерно на одну треть и требует бо́льшего порохового заряда. Также имеются мортиры.
Полевые и морские орудия включают ещё и 12-фунтовые сакры (длинноствольные) и аспиды, 6-фунтовые фальконы и 3-фунтовые фальконеты, 1-фунтовые мушкеты («moschetto»). Кроме того, производятся камнестрельные петриеро («petriero») различных калибров. Крупнокалиберные бомбарды находят себе место на галерном флоте Венеции. Дополнительно обозначаются орудия на вертлюге - «da braga», и орудия с камерой (пороховницей) - «da mascolo».
Фальконет 1526 года в музее крепости Шпандау, Берлин. Именно такая «не впечатляющая “мелочь”», а вовсе не единичные чудовищные стволы, обеспечивает победы на протяжении нескольких веков
Как отмечает Морин, существенная особенность венецианской системы в том, что калибры до 12 фунтов включительно обозначены по весу свинцового ядра, с которым орудия испытывались после изготовления. Так что, например, железное ядро «12-фунтового» орудия весило 9 фунтов. Калибры же свыше 12 фунтов означают вес именно железного ядра. Фунты в венецианских калибрах - малые венецианские (301,2 г). На казённую часть орудий венецианского производства наносится, как правило, вес ствола после обработки, но уже в больших венецианских фунтах (477 г).
Техника: Англия
Английское артиллерийское производство в данный период всё ещё полагается на мастеров, приглашаемых из-за границы: из Италии, Фландрии, Германии. Так что вновь изготовленные орудия преимущественно повторяют французские образцы. Английский корпус Сюррея при подготовке похода в Пикардию и Артуа 1522 года планируется вооружить 8-ю курто («curtow»), 12-ю «одинарными» курто («single curtow») и 24-мя кулевринами. Сколько орудий взято на самом деле, неизвестно.
Однако проявляется и «немецкое влияние» - в том, что касается ручного оружия. Кроме гаковниц («hagbusshes» и подобного) и ручниц («handgonnes»), появляются характерные для немецкой системы названия «полугак» в смысле «ручница»: «demi-hake or hand-gonne». Производство ручного оружия с 1510‑х годов ставится на «поток»: размещаются заказы на сотни единиц.
Техника: Польша и Западная Русь
Новая польская артиллерия, сделанная на немецкий образец, доказывает своё качество в Прусской войне королевства с Ливонским орденом (1519-1521 годы). В 1520 году присланные из Кракова по приказу короля Сигизмунда 8 картаун и 2 нотшланга пробивают две стены, окружающие Мариенвердер (Квидзын), после чего город взят польским войском. Новая артиллерия обеспечивает взятие Голланда.
Посланные в Подолию (1521) орудия включают 4 со стволом весом 16 центнеров, 8 по 6 центнеров, 6 по 4 центнера. То есть, предполагая идеальные пропорции из немецких «Наставлений», это - полевые шланги и фальконы, от 16-фунтового до 4-фунтового калибра. Лёгкие камнестрельные орудия нового образца именуются шротовницы («дробовики»).
Техника: Московская Русь
В Московской Руси к 1520‑м годам производство литых орудий вполне налажено. Пушки производятся в основном на немецкий образец. В 1517 году в Инсбруке нанята группа южнонемецких оружейников. Работают и итальянские мастера. Видимо, в это же время начинается переход к использованию литых железных ядер (работа мастеров Иоанна Иордана из Инна и Николая из-под Шпейера на Рейне). Отмечается, однако, что по качеству металла московские орудия уступают заграничным образцам.
Используется ручное огнестрельное оружие, вероятно, также сделанное на немецкий образец. В 1521-1522 гг. в полосе обороны от татар по реке Оке находятся 1500 «литовских» и немецких пеших наёмников, вооружённых огнестрельным оружием и одним полевым орудием.
Продолжение следует...
Предыдущее тут. Источник