Предыдущие 13-ть частей читать и смотреть
тут.
Александр II продолжил политику включения российских сословий в дружную государственную деятельность.
Click to view
«1855. Такой страна досталась Александру II, и он предпринял новую попытку превратить русское самодержавие в европейский политический режим. Он ввел суд присяжных и земское самоуправление, отменил, наконец, крепостное право и вошёл в историю как «Освободитель». К концу жизни Александр резко сбавил темп реформ. Точку в биографии царя-освободителя поставили террористы-народовольцы. Позже историки скажут: «Александр II погиб не за реформы, а за отречение от них»
Из ролика, демонстрируемого в Ельцин-Центре
Александр II продолжал работу по реформированию общественных и государственных сфер жизни общества, открытую императрицей Екатериной Великой и продолженную в первой половине XIX века её внуками Александром I и Николаем I. Профессор Московского университета, великий российский историк Василий Осипович Ключевский (1841-1911) сформулировал суть этой работы так: включение российских сословий в дружную государственную деятельность.
Преемственность государственной политики в отношении крестьян Ключевский подчёркивал в своём
«Курсе русской истории»:
«С 18 февраля 1855 г. начинается новый период, в который выступают иные начала жизни. Начала эти мы знаем, знаем их происхождение и свойства, но не знаем их последствий, а потому они не могут быть предметом исторического изучения. Однако в это время, с 18 февраля 1855 г., разрешены некоторые вопросы, поставленные еще в предшествующий период».
Ключевский выявил особенности российского политического и общественного быта до Александра II:
• «невольный обязательный труд в пользу государства всех сословий; с половины XVIII в. этот обязательный крепостной труд остался только на одном крестьянском сословии;
• разобщение сословий, прекращение их совместной политической деятельности со второй половины XVII в.».
Ключевский определяет вопросы, которые предстали перед государством с середины XVIII века, от разрешения которых зависело правильное устройство политического и хозяйственного быта России:
• вопрос об освобождении от обязательного крепостного труда крестьянского населения;
• вопрос о восстановлении прерванной прежде совместной деятельности сословий в делах политических и хозяйственных».
Проекты отмены крепостного права активно обсуждались в Госсовете с 1815 года. Проекты составляли Аракчеев, Гурьев, Киселев, Канкрин, Мордвинов и другие.
Александр I одобрил проект Аракчеева о постепенной ликвидации крепостного права путём выкупа помещичьих крестьян и их наделов казной. Этот проект был частично реализован в 1816-1819 годах предоставлением личной свободы крестьянам Прибалтики (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия, остров Эзель), но без земли.
Александр Сергеевич Пушкин, автор не вполне цензурных эпиграмм на Аракчеева, на смерть сановника отреагировал в письме к жене:
«Об этом во всей России жалею я один - не удалось мне с ним свидеться и наговориться».
Аракчеев организовал в своем имении Грузино в Новгородской области крупное образцовое хозяйство, ориентированное на рынок. Он открыл для крестьян Заёмный банк для выдачи ссуд на постройку домов, покупку скота, поощрял их предпринимательскую деятельность, оказывал помощь беднякам. Часть прибыли от имения Аракчеев направлял на постройку дорог, храмов и каменных домов для крестьян, создание парков, конных заводов. В имении Аракчеева действовала жёсткая дисциплина, крестьяне наказывались за нарушения и бесхозяйственность. Министр финансов Гурьев подготовил довольно радикальный проект, осуществление которого могло бы привести к созданию в стране аграрного строя фермерского типа. Гурьев предлагал отношения между крестьянами и помещиками построить на основе договоров, различные формы собственности на землю вводить постепенно.
В августе 1816 года Киселёв обратился с запиской к императору Александру с планом постепенного освобождения крестьян от крепостной зависимости. В ней уже были намечены основные направления его
деятельности в последующие годы:
• предлагалось регулировать отношения крестьян и землевладельцев законом;
• освобождение крестьян с сохранением за ними земли, ими обрабатываемой;
• малоземельные должны были заселить государственные земли;
• все изменения в положении крестьян предлагалось выполнять «постепенно».
Предложения Киселёва от 1816 года легли в основу положений об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года.
Ни один из 12 проектов крестьянской реформы не был реализован при Александре I, так как не получил поддержки помещиков. Для России того времени реформа была преждевременной.
Алексей Андреевич Аракчеев, главный начальник Императорской канцелярии (1812-1825), худ. Джордж Доу.
Д. А. Гурьев, министр финансов (1810-1823), худ. Иоганн Ромбауэр
Е. Ф. Канкрин, министр финансов (1823-1844), разработчики проектов отмены крепостного права.
Ключевский обращает внимание на связь общих положений реформы 19 февраля 1861 года (объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа) с законом об обязанных крестьянах 1842 года Николая I:
«Это практическое развитие мысли, скрытой, как мы видели, в законе об обязанных крестьянах. …Крестьяне, получая личную свободу, вместе с тем в интересах исправного платежа государственных и других повинностей наделяются землей в постоянное пользование. Эти наделы совершаются по добровольному соглашению крестьян с землевладельцами. Там, где такого соглашения не последует, поземельное обеспечение крестьян совершается на общих основаниях местных положений, которые были изданы для губерний великорусских и белорусских. Крестьяне, освободившись от крепостной зависимости и получив от землевладельца известный земельный надел в постоянное пользование, платят землевладельцу деньгами или трудом, т. е. платят оброк или несут барщину. Пользуясь на таком условии помещичьей землей, крестьяне эти составляют класс временнообязанных. По желанию своему они выкупают у землевладельца свои усадьбы; они могут покупать и полевые угодья, но по взаимному соглашению с помещиком. Выкупая усадьбу или землю, они пользуются известной казенной ссудой; как скоро крестьяне выкупят землю, они выходят из временнообязанных. До выкупа помещик сохраняет вотчинно-помещичий надзор над крестьянами; с выкупом прекращаются все обязательные отношения крестьян к землевладельцу, и они вступают в положение крестьян-собственников. Вот общее основание, на котором совершалось освобождение крестьян».
Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекция LXXXVI Ключевский подчёркивает устройство реформированной помещичьей деревни по образцу управления государственными крестьянами, введённому П. Д. Киселёвым в николаевское время. Интересно также заметить, что в период разработки реформы министерство внутренних дел возглавлял племянник Киселёва Николай Алексеевич Милютин, а военное министерство его старший брат - Дмитрий Алексеевич Милютин.
На связь реформ 60-70-х годов XIX века с екатерининскими «великими реформами» 1775-1785 годов указывал и Александр Александрович Корнилов (1862-1925), историк, профессор Санкт-Петербургского политехнического института (1909-1923). Задачу приобщения сословий к управлению целенаправленно начала решать Екатерина II своими Жалованными грамотами 1785 года дворянству и городам. Дворяне получили право на создание собраний при губернских правлениях и выборы из своего состава капитан-исправников в уезды. Предводители дворянских собраний (а не губернаторы) обязаны были приезжать к императрице с ежегодными отчётами о состоянии дел и нуждах своей губернии.
Мещане (русская буржуазия, институированная императрицей в 1785) получали право на создание городских дум при городничих. Николай Алексеевич Милютин, будучи на посту начальника отделения хозяйственного департамента, отыскал «дело» о положении городов, начатое в 1825 году, и привлёк к нему известных общественных деятелей - славянофилов Юрия Фёдоровича Самарина, Ивана Сергеевича Аксакова и других.
Они поехали по городам России, с целью собрать сведения о положении городского хозяйства и его потребностях в разных местностях для разработки нового городового положения. В 1842 году Милютиным было выработано новое Городовое положение для Петербурга, которое прошло через Государственный совет и было утверждено Николаем I. Масштабность николаевской городской реформы впечатлила даже кадета А. А. Корнилова. По этому Положению, введенному в Петербурге, Москве и Одессе, не только восстанавливались, но получали развитие екатерининские городские думы. Правда, в то время во всех городах реформа проведена не была. //Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М.: Высшая школа, 1993. Лекция 30. С. 296-300.
Милютин, установил новое деление на пять (вместо 6) городских сословий-курий:
1. Потомственные дворяне, имевшие в городах какое-нибудь недвижимое имущество или ведущие хозяйственную городскую деятельность;
2. Личные дворяне и разночинцы, т. е. главным образом чиновники;
3. Купцы;
4.Мещане (буржуазия);
5.Цеховые ремесленники, не принадлежащие к мещанам.
Каждому сословию было предоставлено право выбирать от 100 до 150 представителей.
«Общие размеры этой думы были довольно величественны (более 500 человек), и всего удивительнее, что именно в таких размерах Николай Павлович допустил это городское представительство», удивлялся Корнилов.
Эта дума должна была выбирать особую «распорядительную», то есть исполнительную, думу, которая должна была на практике вести всё хозяйство. Во главе думы, как и по городской реформе 1775 года, по-прежнему, был городской голова, избираемый всеми сословиями.
«В сущности говоря, вы видите, что фактически это новое положение не представляло собой ничего особенно нового в сравнении с екатерининским законодательством».
При Александре II, в конце 50-х годов размеры столичных дум были уменьшены до 250 человек, порядок избрания гласных был установлен двухстепенный, а не прямой, при помощи особых собраний выборщиков, даваемых сословными куриями. В 1870 году была проведена городская реформа, в соответствии с которой думы вводились в 509 городах. Выборы проводились не по 5, а по 3 куриям, в зависимости от имущественного ценза.
Павел Дмитриевич Киселёв Николай Алексеевич Милютин
Павел Дмитриевич Киселёв (1788-1872), русский государственный деятель, генерал от инфантерии (1834), министр госимуществ;
Николай Алексеевич Милютин (1818-1872), российский государственный деятель, один из главных разработчиков Крестьянской реформы 1861; тайный советник (с 1860), сенатор (с 1861), статс-секретарь (с 1864). Член Государственного совета (1 января 1865 - 9 марта 1867 года). Ушёл в отставку по болезни.
Александр II и его ближайшее окружение не имели цели «превратить русское самодержавие в европейский политический режим».
Александр II по своим политическим убеждениям не был либералом-западником. Его идеология реформаторства опиралась на теорию славянофилов, носителями которой были Дмитрий Алексеевич и Николай Алексеевич Милютины, консерватор Дмитрий Андреевич Толстой, дипломат, получивший в Англии славу панслависта Николай Павлович Игнатьев и многие другие сановники из окружения императора.
«Славянофильская школа» была воспринята преемником Александра II цесаревичем Александром III, который в первый год правления поставил Игнатьева министром внутренних дел.
Выработанная славянофилами категория «соборности», общинного строя как глубинной этнопсихологической основы России, легла в основу «Положений» 19 февраля 1861 года, в соответствии с которыми укреплялись самоуправления в крестьянских «сельских обществах» в деревне.
Подобным образом Александр II и его «либералы» надеялись восстановить связь дворянства с народом, утраченную в результате реформ Петра и Екатерины, - через земские учреждения. Идеи самобытности русской цивилизации легли в основу почти всех русских политических идеологий XIX века: консервативных, славянофильских, революционно-демократических, оказали влияние на многих русских западников. Классическая либеральная идеология не привилась в России, где её носителями были в основном иноземцы. Попытка Петра Алексеевича Столыпина разрушить крестьянскую общину Указом 9 ноября 1906 года потерпела крах. Ленин, проанализировав особенность русского крестьянского бытования, придёт к выводу о необходимости коллективизации сельского хозяйства.
Предшественниками русской геополитической «славянофильской школы» были Василий Никитич Татищев и Михаил Васильевич Ломоносов.
М. В. Ломоносов. Прижизненное изображение. Э. Фессар и К. А. Вортман, 1757 г.
«…Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном, и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке»
Ломоносов М. В. Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию.
Идеи особой этно-психической культуры русского народа звучат в полемике императрицы Екатерины Великой.
«Русский народ - особенный народ в целом свете, - сказала государыня. - Что это значит? - возразила Дашкова, - ужели Бог не все народы сотворил равными? - Русский народ, - продолжала Екатерина II, - отличается догадливостью, умом, силою. Я знаю это по двадцатилетнему опыту моего царствования. Бог дал русским особенное свойство»
Балязин В. Н. Золотой век Екатерины Великой.
Возникновение славянофильского учения относится к программному труду Ивана Васильевича Киреевского «Девятнадцатый век»:
«Жизнь европейского просвещения девятнадцатого века не имела на Россию того влияния, которое она имела на другие государства Европы. Изменения и развитие сей жизни отзывались у нас в образе мыслей некоторых людей образованных, отражались в некоторых оттенках нашей литературы, но далее не проникали. Какая-то китайская стена стоит между Россиею и Европою. … И только сквозь некоторые отверстия пропускает к нам воздух просвещённого Запада; стена, в которой Великий Петр ударом сильной руки пробил широкие двери. …Изнутри ли собственной жизни должны мы заимствовать просвещение своё или получать его из Европы? …От понятия, которое мы имеем об отношениях России к Европе, зависят наши суждения о том, что может ускорить или замедлить наше просвещение, о том, что даёт ему ложное или истинное направление; о том, к чему мы должны стремиться и чего избегать…».
//Европеец: журнал, 1832. Ч. I. № 1. С. 3-23.
Крупнейшими представителями славянофильской мысли в период разработки крестьянской реформы были И. С. Аксаков, Ю. Ф Самарин, Н. А. Милютин.
Сочинения Аксакова ставили перед разработчиками преобразований общественной жизни поиск места России среди стран Запада и Востока.
«Главное положение славянофильства заключается в том, что в мире нет какой-то единой универсальной цивилизации, на которую должны равняться остальные, а существуют отдельные локальные цивилизации. Россия также сама по себе уникальная самобытная цивилизация, такая же, как западная, исламская, индийская. Она не лучше и не хуже их, она просто иная. В основе каждой цивилизации лежат национальные, религиозные и социально-политические факторы. Иначе говоря, в основе цивилизации - нация, религия, определяемая ею культура, социально-экономический и политический строй»
//Лебедев С. Путь славянофила.
Крупным теоретиком славянофильских геополитических трудов был Д. А. Милютин. Наиболее значимый его труд «Первые опыты военной статистики» (1847 г.) определил военную доктрину России на полтора века. Доверие Александра II к Милютину было так велико, что в 1861 году он назначил генерала военным министром Российской империи, и тот, будучи главой ведомства в течение 20 лет, провел самую успешную за всю историю российской армии военную реформу.
Борьба с британской глобальной политикой была смыслом геополитики Милютина и его последователей.
Что же дала русской геополитике милютинская школа? Отлично разработанную методику, равной которой у заграничных геополитических школ нет. Эта методика была надежно внедрена в управленческий слой империи в то время, когда германская и англо-саксонская школы только складывались.
Империя, вооружённая геополитической наукой, стала слишком опасна, и мировой центр управления приложил все возможные усилия к разрушению государства и изъятию геополитических методик и знаний из русского общества в феврале 1917 года.
Морозов Е. Ф., полковник в отставке, бывший преподаватель геополитики в академии им. М. В. Фрунзе. Русская геополитика: возникновение и развитие.
Александр II и не помышлял об ограничении самодержавия по европейскому образцу. В 1880 году пост министра внутренних дел с расширенными полномочиями занял военачальник, генерал от кавалерии Михаил Тариэлович Лорис-Меликов. Лорис-Меликов не был сторонником западной конституционной демократии, причислять его к лагерю европейских либералов, как и императора Александра II, ошибочно.
М. Т. Лорис-Меликов. Портрет И. К. Айвазовского, 1888.
«Чем твёрже и яснее будет поставлен вопрос о всесословном земстве, приноровленном к современным условиям нашей жизни, …Тем более мы будем гарантированы от стремлений известной, хотя и весьма незначительной, части общества к конституционному строю, столь непригодному для России».
Михаил Тариэлович Лорис-Меликов. Портрет И. К. Айвазовского, 1888.
Проект политической реформы Лорис-Меликова, условно названный «конституцией», отвергал не только западные образцы народного представительства, но и «старинные формы российского государства» (земский собор). Лорис-Меликов предложил ориентироваться в подготовке политической реформы на модель разработки крестьянской реформы и найти русский вариант обновления государственного устройства.
Александр II одобрил проект 17 февраля 1881 года и назначил его обсуждение в Госсовете на 4 марта. 1 марта император был убит.
Таким образом, оценка, озвученная в мультфильме Ельцин-Центра о том, что «к концу жизни Александр резко сбавил темп реформ», ложна.
Александр II погиб не за отречение от конституционных реформ, а за отказ ввести в России «крестьянский социализм»
«Точку в биографии царя-освободителя поставили террористы-народовольцы. Позже историки скажут: «Александр II погиб не за реформы, а за отречение от них»
Из ролика, демонстрируемого в Ельцин-Центре.
Народовольцы были приверженцами теории революционных демократов Александра Ивановича Герцена и Николая Гавриловича Чернышевского, организаторов тайного революционного общества «Земля и воля». Это общество имело целью проведение в 1863 году в России крестьянской революции. Программа этой революции - свержение самодержавия, уничтожение частной собственности на землю и её передача сельским общинам, устройство общества на социалистических началах.
В 60-е годы, в самый разгар «либеральных реформ», в Россию был привнесён якобинский террор. Начиная с 1866 года до трагического 1 марта 1881 года на царя-освободителя было совершенно около десятка покушений, из них 7 крупных.
Французская революция явила феномен бланкизма, революционного течения, отдающего приоритет заговорщической деятельности и террору против властей. В 1848 году Луи-Огюст Бланки обратился с воззванием по поводу красного знамени:
«Временному правительству. Республиканские бойцы с глубоким огорчением прочли прокламацию временного правительства о восстановлении трёхцветного знамени и галльского петуха. Трёхцветное знамя, установленное Людовиком XVI, было продавлено Первой республикой и Империей. Оно было обесчещено Луи-Филиппом. К тому же время Первой республики и Империи миновало. Народ увенчал красным знаменем баррикады 1848 года. Пусть никто не пытается его обесславить. Оно красно лишь от благородной крови, пролитой народом и национальной гвардией. Оно, лучезарное, развевается над Парижем, и оно должно быть сохранено. Победивший народ не спустит своего знамени!»
//Луи-Огюст Бланки. Революция 1848 года во Франции. Февраль-июнь. в воспоминаниях участников и современников. М.;Л., 1934.
Луи-Огюст Бланки
В Россию бланкизм был привнесён в 60-е годы XIX века «ишутинцами», участниками тайного революционного общества, основанного в Москве Николаем Андреевичем Ишутиным с целью подготовки крестьянской социалистической революции путём захвата власти революционной партией «Организация» и её отделением террористической группой «Ад».
Николай Андреевич Ишутин до и во время заключения.
В 1866 году брат Ишутина Дмитрий Каракозов пытался убить императора Александра II. Группа была разгромлена. //Из показаний Д. В. Каракозова следственной комиссии по делу о покушении на Александра II 4 апреля 1866 г.
Д. В. Каракозов.
Теоретически обосновал русский бланкизм Пётр Никитич Ткачёв.
Пётр Никитич Ткачёв
Отбыв срок в тюрьме в 1 год и 4 месяца за свои экстремистские воззрения, он эмигрировал, в середине 1870-х годов сблизился с французскими бланкистами, сотрудничал с ними в их газете «Ni dieu, ni maitre» («Ни бога, ни господина»).
Свои политические воззрения он распространял через журнал «Набат», редактором которого был. Его идеи были подхвачены частью народников второго тайного общества «Земля и воля», созданного в Петербурге в 1876 году, Николаем Александровичем Морозовым, Софьей Львовной Перовской, Львом Александровичем Тихомировым.
В 1879 году из организации «Земля и воля» выделилась «Народная воля», которая в качестве революционной практики приняла террор. По инициативе Тихомирова была организована секретная террористическая группа «Свобода или смерть». В её состав вошло 15 человек.
1 марта 1881 года группа народовольцев под руководством Перовской добилась осуществления своей идеи-фикс - убийства царя. Общество восприняло это как уголовное преступление. Реакция военного министра на покушение в 1878 году:
«Тяжелое чувство испытываешь в этой атмосфере, как бы пропитанной миазмами тайных замыслов и преступных попыток подпольной шайки невидимых врагов общества, посягающих не только на нынешние государственные порядки, но и на весь общественный и даже семейный строй»
Из дневника Д. А. Милютина Петербург, 8/20 августа 1878 года.
«Мышлаевский (плачет): /…/ разве это народ! Ведь это бандиты. Профессиональный союз цареубийц. /…/ А этот… забыл, как его… с бакенбардами, симпатичный, дай, думает, мужикам приятное сделаю, освобожу их, чертей полосатых. Так его бомбой за это?».
М. А. Булгаков. Дни Турбиных, 1925 год».
Цареубийство 1 марта 1881 года.
Наследниками теории революционного якобинского террора были эсеры-неонародники. Социалисты-демократы (РСДРП) тактики террора не поддерживали.
Илья Белоус