Посмотрел недавно (спасибо, Самуил!) фильм
Рассказы и сразу влюбился в режиссёра. Вот бывает такое (у меня буквально пару раз в жизни бывало), когда смотришь фильм или читаешь книгу, и вдруг понимаешь, что это - твоё. Наверное, не только твоё, но всё равно сложно поверить даже, что кто-то может настолько же хорошо чувствовать это. Как будто ты сам это написал - ну или точнее / скромнее, но и банальнее: «сам бы лучше не написал».
С одной стороны достаточно простая форма: четыре слабо связанные друг с другом новеллы, четыре короткометражки сверстали в один фильм. А оторваться невозможно - посмотрел сначала сам, потом ещё раз с Анютой. И отдельная «вишенка на торте» - песня в заключительных титрах. Фильм целиком лежит на youtube, но вот прямая ссылка
сразу на заключительную песню - примерно тот же эффект, что и у Stromae,
когда он взял до боли знакомую тему Кармен и чуть-чуть подправил слова, переиначив полностью смысл, и ты слушаешь одновременно и оригинал и переделку, а удовольствие получаешь от осознания и понимания разницы между ними. Здесь то же самое, только выходит ещё ближе - потому что в роли «Кармен» выступает «Интернационал».
4 новеллы. «Мир крепежа» с совершенно узнаваемой парой, которая, как и все, хочет быть не такой, как все - а в фильме это прекрасно доводят до полного абсурда. «Круговое движение», начинающееся с гениальной фразы «поворачивай направо... да-да, проезжай под кирпич, там все ездят...», и ею же и заканчивающееся. «Энергетический кризис» лично меня не затронул, но мне всю эту тему с экстрасенсами и «всё на самом деле не просто» очень сложно воспринимать как-то так, чтобы хотя бы не сразу в штыки. Ну а заключительная «Возгорится пламя» - это просто торт-наполеон, столько там слоёв, и каждый видит какие-то свои. Очень, очень хороший фильм!
Понятное дело, сразу же после просмотра (второго) полез в интернет искать, что он ещё снял. Снял Сегал ещё
Кино про Алексеева, фильм тоже
лежит в сети. Совершенно непохоже, но снова очень точное попадание. Узнавание каких-то деталей, даже тех, которые я не застал и застать не мог (в фильме действие происходит в 2000-е, но главный герой из 1960-х, и нам регулярно показывают его молодость). И при узнавание чего-то из своей нынешней жизни (пусть и тоже косвенно из тех же 1960-х): современный детский хор, разучивающий какую-то «французскую песенку», в которой внимательный слушатель узнаёт великую
Je t’aime... moi non plus Генсбура (отличный выбор для детского хора, я считаю).
После фильма решил посмотреть интервью режиссёра, и он оказался просто восхитительным. Такое ощущение, что он просто физиологически не может ответить на вопрос, не до конца. Никаких компромиссов: он внимательно слушает вопрос, у него явно в голове начинают крутиться миллиарды шестерёнок, он пытается оформить и выдать наружу ответ, который описывал бы целиком всё, происходящее у него в голове - очевидно, это совершенно неисполнимая задача, поэтому половину ответов можно переформулировать как «это очень интересный вопрос, на который я не могу ответить», только занимает этот ответ 10 минут, и слушать его безумно интересно :-) При этом, вопрос может быть как классным, так и совершенно идиотским - режиссёр всё равно искренне старается на него ответить. Результат при этом будет тем же. Очень «наш» человек.
Посмотрев (как обычно дважды, второй раз с Анечкой) «Алексеева» полез искать фильмографию уже целенаправленно. Следующий фильм -
Слоны могут играть в футбол, и я снова смотрю его дважды. И снова смотрю презентацию фильма режиссёром, и он снова искренне пытается ответить на задаваемые ему вопросы :-) На полном серьёзе. Даже на такие, за которые стыдно даже будучи зрителем youtube.
Этот фильм лично мне напомнил
L’Homme qui aimait les femmes Трюффо. Но я и там не узнавал собственные ощущения ни в одной критике фильма, и тут, боюсь, буду в меньшинстве. Как по мне, этот фильм о том, что бывают человеческие отношения, не попадающие в какие-то стандартные категории: друг, любовник, папа, однокурсник, сосед и т.д.
Проще всего начать издалека, через
мой старый пост про Love Actually - там авторы сделали «калейдоскоп» из стандартного кинематографического сюжета, и одна из вариаций на заданную тему «мальчик встречает девочку» была в виде, когда в роли конкретной девочки выступает вся женская половина человечества, человек влюбляется в платонову идею, в абстрактный класс женщин. Условный «бабник», который спит «со всем, что движется». У Трюффо примерно то же, но тоньше, его героя уже не назвать бабником, но у него такое же влечение ко всем женщинам мира. У Сегала ещё интереснее - у него необычен не только предмет, но и само чувство. Это не любовь, это не дружба, это не покровительство - это такое вот особенное чувство, для которого у нас пока ещё нет отдельного слова. Когда тебе приятно и комфортно именно в этом отношении. Тебе не нужно «большего» (на пресс-конференции половина вопросов была именно об этом: если он такой хороший, почему же он, чёрт побери, не переспал со всеми этими девочками?!), для тебя самое большее, что только вообще возможно - это именно это отношение. Но поскольку оно непривычное, его ни сам герой не вербализирует, ни героини не понимают (у них в глазах регулярно так и читается: блин, чего же он от меня хочет?), ни тем более окружающий мир. Который активно пытается загнать незнакомое в рамки знакомого.
Справедливости ради отмечу, что Анюта совсем по-другому восприняла эту линию сюжета. Для неё это просто поиск героем роли отца. Опоздал в своё время обзавестись семью, пытается нагнать, как может. И поэтому, в частности, он так реагирует, когда одна из героинь говорит, что хочет познакомить его с папой - каким папой? А он тогда кто? В его картине мира никакого папы быть не может.
Шикарный фильм. Он
есть на ivi - сайт показался каким-то очередным пиратским стримингом, но нет, это таки легальная платформа (этот фильм бесплатно). Вообще, непонятно, можно ли как-то заплатить Сегалу «за билет» на все эти фильмы, очень хочется (Сегал книги выпустил, потому что всё это снято по его сценариям - хотя бы их нужно купить). На какой-то пресс-конференции упоминали прокат одного его фильма, когда тот шёл одну неделю в одном кинотеатре, один сеанс в день. Точнее даже в ночь, потому что это был сеанс в 2 часа ночи. Собственно, ответ режиссёра на этот вопрос меня и вдохновил на этот пост - друзья, гениальные фильмы, смотрите сами, передавайте дальше.
У Сегала есть ещё фильм «Franz + Polina» - я посмотрел, но это вот откровенно не моё. Наверное, тоже хороший фильм, но я не могу уже смотреть фильмы про белорусских партизан, про блокаду Ленинграда, про евреев в концлагере и пр. Просто вот физически уже сложно, перекормили в детстве. Тем более сложно воспринимать это не как кусочек истории, а именно как произведение искусства.
А в октябре этого года у Сегала вышел ещё один фильм -
Глубже! Очень хочется посмотреть. Но как это сделать, пока непонятно.