Прошлым летом начал смотреть Кирилла Серебренникова, а тут его как раз и арестовали - грех было не досмотреть фильмографию до конца. Спектаклей в сети очень мало, и качество скорее посредственное, а жаль - видно, что он скорее театральный, чем кино- режиссёр: и список театральных постановок у него больше, и то малое театральное, что я смог скачать и посмотреть - сложнее и интереснее одновременно. Тогда как кино - тоже качественное, но гораздо проще воспринимается. Более эмоциональное, или проще-эмоциональное, что ли? Но всё равно, фильмы отличные.
Первым делом я посмотрел «
Ученика» и настолько впечатлился, что едва дождался возвращения
sasmok, чтобы пересмотреть ещё раз. А потом ещё, и ещё - довольно скоро сбился со счёту, сколько раз я его смотрел в разных компаниях, настолько хотелось поделиться. Жду теперь, когда фильм выпустят во Франции, чтобы заспамить всех местных друзей и коллег.
Фильм при этом, как мне кажется, сложно смотреть из России. Примерно как
Оккупированных - постоянно будет казаться, что это такое очернение Родины, глумление и вообще «обижают». Хотя сюжет, как мне кажется, универсальный - это не фильм о проблемах РПЦ в школе, он о способности нашего общества противостоять экстремизму. Причём (дальше спойлеры) если в начале экстремизм только религиозный, то затем ему начинает противостоять настолько же упёртая атеистически настроенная учительница. И наши симпатии к ней очень скоро упираются в невозможность понимать / разделять её действия - ты понимаешь, что и союзники могут быть опасными, если они настолько нетерпимы.
А фон «родной школы» с идиотскими правилами, косно изъясняющимися завучами и антипатичными священниками - это просто прекрасный фон. Собственно, пьеса изначально немецкая. Если бы фильм был только об этом, я бы его столько раз не пересматривал.
И оператор в фильме офигенный. Первый раз, мне кажется, я самостоятельно заметил и восхитился работой оператора, фантастическими проходами камеры.
«Измена» - очень качественно дестабилизирующий зрителя фильм. Глядя его, постоянно сжимаешься, как будто всё это происходит с тобой, как будто это ты по проволоке идёшь. Постоянно ждёшь чего-то ужасного - отличный фильм. И очень необычная «Россия» - с одной стороны, очевидно, что действие происходит именно там, все реалии русские. И при этом настолько «идеальная страна», что в такой России и я хотел бы жить. Это к вопросу об очернении Родины художником :-)
«Юрьев день» - а это строго наоборот, российский фильм ужасов. Я посмотрел фильм и сразу понял, что а) я его никогда не будут советовать достаточно впечатлительной Анюте, б) мне очень сильно не хватает русскоязычного общения, хотя бы даже с теми ребятами, которые посоветовали мне посмотреть Серебренникова. Это фильм, который хочется смотреть в компании, о котором хочется потом говорить. Причём именно здесь я чувствую ограниченность общения в том же ЖЖ - такой фильм хочется обсуждать менно лично, именно с паузами в разговоре. Формально сюжет очень прост (дальше сильные спойлеры, лучше не читать перед просмотром): успешная эмигрантка приезжает в какую-то русскую глубинку «показать снег» своему выросшему в Европе сыну. Сын достаточно быстро пропадает, мать весь фильм его ищет, постепенно сама растворяясь в этой - довольно таки депрессивной по фильму - России. Даже не «постепенно», а «стремительно» - настолько стремительно, что в какой-то момент это становится невероятным. Плюс, довольно красивое зацикливание времени, когда в самом начале фильма героиню принимают за какую-то местную тётку, а в конце фильма она этой тёткой становится. Очень сильный и очень жуткий фильм.
«Постельные сцены» - снова чисто физически действующий на меня фильм. Прямо вот с первой сцены, со сходящей с ума, стареющей матерью. И одновременно эдакий exercice de style - что ещё можно подвести под понятие «постельной сцены»?
На самом деле, оказалось, что с Серебренниковым я немного был знаком и до этого. Когда-то давно Пашка подарил мне «Изображая жертву», и я даже посмотрел его - полная чушь, в голове ничего не осталось, даже имени режиссёра. И слава богу - оказалось, тоже Серебренников. Пересмотрел - всё равно не мой фильм. Заметил разве что сходство с «Курьером» - монолог капитана из первого повторяет практически слово в слово монолог Басилашвилли из второго. И что интересно, в этот раз ты понимаешь скорее говорящего, чем слушающего - то ли ситуации в фильмах разные, то ли (мне этот вариант больше нравится) пресловутое «родители - это мы». С возрастом, надо полагать, ценности меняются.
Ещё посмотрел «Короткое замыкание» - хороший сборнико короткометражек (встретил там ещё одно знакомое по рассказам друзей имя - Буслов), но не настолько, чтобы вот так всё бросать и рекомендовать всем смотреть. «Рагин» - тоже оказалось, что видел когда-то, и тоже - хороший фильм, но без фанатизма. «Дневник убийцы» - приятный сериал, но видно, насколько он постарел, и насколько вырос с тех пор режиссёр. Зато снимался в родном Таганроге, очень приятно было узнавать улицы. «Ростов-папа» - очень неровный даже не сериал, а так, набор слабо связанных между собой историй. Есть какие-то очень приятные (хотя, подозреваю, что тут и моя явная симпатия к режиссёру, и родной южный выговор играет на то, чтобы мне всё нравилось), а есть и откровенно проходные серии. «Раздетые» - практически «Беги, Лола, беги» (вышедший, кстати, в том же 1998 году), но явно перенесено на экран с театра.
Из театра я целиком посмотрел только «Антония и Клеопатру» - и это очень хороший спектакль. Забавно, что вскоре после этого мы с Анютой пошли на «Британика» Расина (кино-трансляция из Comédie Française, мы в итоге подсели на этот концепт, думаем ходить дальше), и у меня в голове очевидно всё время шли сравнения с Серебренниковым. Понятно, что он существенно авангарднее. Но и выше (на мой вкус) он тоже на голову.
Собственно, почему я вспомнил о Серебренникове именно сегодня - были в гостях ребята (Серёжа с Катей из Москвы), сели посмотреть «Лето». Тоже фильм Серебренникова, но если бы я этого не знал, автора не узнал бы. Хороший, качественный фильм, но совсем не на уровне тех, что на самом верху этого поста.
Фильм мне при этом понравился. Как минимум переработкой всех песен - их перезаписали в откровенно «современной» манере, очевидно, что в 1980-х ни Цой, ни Науменко не могли так играть (мне все современные версии понравились больше оригинала, кроме «6 утра», которую из чтения текста зачем-то превратили в песню, и от этого она откровенно проиграла). По этому поводу в фильме есть очень пронзительный момент, когда Майку на экране кто-то (Троицкий?) предлагает передать его записи на Запад, а тот возражает - что они там нового услышат? Вот это отсутствие контакта с жизнью, ощущение вынужденной провинциальности, оно очень хорошо передано. Ну и вставки со Скептиком - «всего этого не было» - это просто гениально.
А ещё удачно подобрали голос для Цоя. Настолько хорошо, что когда в заключительных титрах звучит настоящий Цой, тебя немного даже передёргивает - почему у него другой, пусть и знакомый с детства голос?
Кстати, с Цоем у меня с примерно та же история, что с Серебренниковым. Когда я наконец-то услышал и расслушал его (кто-то в школе дал переписать кассету), оказалось, что он буквально на прошлой неделе как умер. То есть нет, конечно, с Серебренниковым есть ещё какая-то надежда, что он когда-то что-то новое поставит и снимет. Но всё равно, обидно, что он так попал под раздачу взбесившегося правосудия.