Япония: Музей Эдо-Токио - новое

Sep 14, 2017 10:38

Токийский музей организован хронологически, но при этом если « старое» было скорее непонятным и ми-ми-ми-японским (уместно ли здесь употребить слово «кавай»?), то новое мы смотрели совсем по-другому. Да, это другой конец света, но видно, что это всё же «наша» цивилизация.

Телефонная будка 1900 года - мальчику, конечно, совсем ничего непонятно, он и телефон-то видел только мобильный и тактильный:




Дом 1954 года - по контексту (страна в руинах, нужно быстро всех расселить) это аналог нашей «хрущёвки». Соответстенно, японцы тоже создали модель стандартного дома из полуфабрикатов и наштамповали их какое-то количество. Электричества в доме в это время ещё нет, поэтому вместо ТВ и холодильника - радио и ice box.



В дом можно входить, но нужно разуваться (татами). При этом отдельно просят аккуратно оставлять свою обувь на входе:



Калькулятор 1981 года со встроенными счётами - то ли, если батарейки сядут, то ли чтобы ответ можно было проверить, то ли кому-то долго ещё было проще какие-то вещи считать вручную. Обратите также внимание на полу-десятиричную систему:



Автомат Space Invaders, 1978 год. Пишут, что по всей стране открывались салоны игровых автоматов (Invader Houses), и тут же резко закончились (точнее, сконцентрировались в одном месте) 100-йеновые монеты.
Я вспомнил, как в детстве мы ездили с родителями в Лазоревское, и там был зал игровых автоматов. В котором тоже никогда не было 15-копеечных монет на размен (само по себе странное достоинство для монеты - рубль нацело не делится), поэтому мы с сестрой ещё дома разменивали наши сбережения на правильные монеты.
А ещё вспомнил, что надо всё-таки сходить до конца года на выставку Инвайдера - никто туда не собирается?



Gocco Print. В музее была транскрипция «Gokko» и объяснение, что это «прародитель e-mail». Я долго пытался понять, как это может быть связано с передачей сообщений. И действительно, это скорее прародитель ксерокса (вот здесь видно, как оно работало). Можно, конечно, от тиражирования произвольного изображения перейти к персонализированным открыткам, а оттуда уже и к почте, но это как-то за уши притянутым выглядит...



А это просто «мечта детства». Бумбастик с кучей ручек и переключателей.
Я помню, как папа привёз из-за границы «двухкассетник». И как я со словарём сидел и пытался понять инструкцию к нему. Как сейчас помню момент, когда я запомнил слово button - радость, что его можно уже не смотреть в словаре.
А в музее модель совсем навороченная, со встроенным телевизором:



Учебник японского, сделанный по принципам западных азбук, когда каждый знак алфавита изображается в виде предмета, начинающегося с этой «буквы»:



Светофор 1927-1933 годов. Ручной, без электричества, портативный.



Эта книжка была подписана «Radio text for children» - интересно, о чём речь? Выглядит как наша «утренняя зарядка» по радио, но при чём здесь слово «text»? И что за буквы вверху? Если в начале ещё прослеживается какая-то логика, то после JFAK я потерялся:



Ещё один артефакт на стыке между японской и голланской культурами - гэта с коньками:



Машинка для завивки волос. Мне и нынешние машинки выглядят орудием пыток, а уж эта...



Перед Второй мировой войной, в стране диктатура, фашизм - табличка «дом образцового быта». Там же были и материалы о том, как правильно вести себя в семье, как опознать вредителя... Всё такое знакомое.



Инструкция по сборке бомбы на воздушном шаре, 1944 год. В музее выставлен воздушный шар, собранный по этой инструкции:



Машинка для протягивания / нарезания лапши. Но про лапшу у нас ещё будет :-)



Отдельный стенд о том, как после войны Америка пыталась мягко бойкотировать японские товары - прямого запрета не было, но обязали маркировать всё произведённое в Японии фразой «Made in occupied Japan». Это продлилось 5 лет (1947-1952), и как и с Германией привело к хорошо узнаваемому бренду. Плюс, японцы постарались, чтобы «Made in Japan» ассоциировалось не с оккупацией, а с качеством продукта - собственно, и у немецких, и у японских товаров до сих пор есть этот имидж «непревзойдённого качества».

japon, musée rare

Previous post Next post
Up