Один из моих любимых экспонатов в Лувре. Сейчас на его реставрацию
собирают деньги, в журнале решили поддержать кампанию тематическим досье.
В двух словах,
мастаба - это гробница. Попроще, чем пирамида, но всё равно не для простого человека. То, что выставлено в Лувре - это всего лишь маленькая часть гробницы, часовня (Википедия переводит как «молельня», по-французски - chapelle).
Мастабу продали Лувру в 1903 году - в то время египетские власти пытались хоть как-то реагировать на незаконную археологиею. А поскольку возможности контролировать все объекты не было, они активно продавали право раскопок с последующим вывозом найденного (пусть будут хоть и не на родине, так зато в целостности) крупным организациям, в том числе и Лувру досталось. Мастаба, конечно же, прекрасная. Рассматривать картинки - одно удовольствие!
Верхняя строка - антилопы Древнего Египта. Иероглифы рядом с каждой из них - это название каждой породы.
Нижняя строка - переноска мебели для этой самой мастабы.
Верхняя строка - охота на птиц, нижняя - рыбная ловля. На этот раз ни птицы, ни рыбы не подписаны, но они нарисованы настолько подробно, что учёные смогли определить каждый вид. Надписи иероглифами описывают различные техники ловли и используемые при этом сети.
Верхняя строка - разделывание быка (справа), слуги несут уже отрезанные кусочки, а также живых уток и гусей.
Нижняя строка - сначала кажется, что это тоже слуги с дарами, но подписи между женскими фигурами позволяют идентифицировать персонификации разных владений усопшего, каждая несёт дары именно из своего региона.
Нижняя строка - последние приготовления перед захоронением. Справа - не сам умерший, а его статуя. Она стоит в
наосе (французская Википедия рассказывает о наосах в Древнем Египте, Древней Греции и современном православии; в русской Википедии последний смысл вытеснил два остальных - это центральная часть храма, «святая святых»), который слуги уже тащат по направлению к мастабе. Мужчина с вазочкой - это священник, старший сын Ахететепа, в его вазочке - благовония.
И такого великолепия там целая комната! Есть корабли, есть музыканты. Надеюсь, в ходе реставрации они выпустят книжку со всеми иллюстрациями и подробным описанием. Как с ковром из Байё.
Почему решили реставрировать? Потому что «вспомнили», что мастаба - это не только эта часовенка, но нечто гораздо большее. Поехали в Египет, попытались найти остальную часть. И как это ни смешно, несколько лет искали, от какой мастабы отрезали эту часовню. Нашли, наконец-то, продолжили раскопки, нашли много чего нового. Как следствие - можно представить луврский экспонат лучше.
Больше всего в рассказе о современных раскопках мне понравился момент, когда французские археологи обнаружили колодец, ведущий в гробницу, но тот оказался в 23 метра глубиной. Попросили помощи каирских метростроителей - те предоставили подъёмную технику. Раскопали то, куда дошли археологи начала XX века - это оказалась не гробница, а комната в коридоре, обустроенная для того, чтобы можно было развернуть огромный саркофаг. Затем нашли проход в собственно гробницу - её саму разграбили ещё в античности, но саркофаг был на месте. Открытый. Рядом с ним валялись две крышки. Осмотр показал, что одна крышка - настоящая от саркофага, а другая - первая, неудачная версия. Её вытесали из камня, спустили в мастабу, примерили - маленькая! Выматюкались, но наверх решили не поднимать, дешевле выкинуть. Сделали ещё одну.