Хорошие новости - Лувр выкладывает теперь свой журнал в сети. Формат нарочно непригодный для скачивания. Но зато - пока не попалят - у меня будут приличные иллюстрации из журнала.
Основная тема номера - реставрация «Иоанна Крестителя» Леонардо да Винчи. Очень вовремя - сразу после прочтения журнала
я прочитал Мережковского о том, как Леонардо писал именно эту картину. После чего с ещё большим удовольствием перечитал журнал.
Слева - картина до чистки, справа - после. Разница видна, наверное, только на очень хорошо откалиброванных мониторах:
Вживую тоже ничего не видно :-) Тем интереснее читать анализ картины в журнале.
Во-первых крест - все видят крест? Я его смог рассмотреть только после упоминания в статье.
Во-вторых, шкура на левом плече. И это не просто шкура верблюда, как того требует Библия, это - пятнистая шкура, например пантеры или рыси. Которая отсылает к Вакху - и тут я с удовольствием вспоминаю Мережковского, который примерно так и описывал создание картины (книга не зря называется «Воскресшие боги», тема постоянного присутствия древних богов в христианстве там центральна), несмотря на полное отсутствие каких бы то ни было исторических документов про это (в журнале отдельно пытаются описать все известные упоминания картины - до приезда Леонардо во Францию просто ничего, да и после получается достаточно мутная история, а как смог
резюмировал).
Пишут, что параллель между Иоанном Крестителем и Вакхом была очень популярна в итальянском Возрождении. И говорят о другой картине с Иоанном Крестителем в пятнистой шкуре (мастерская Леонардо, 1505-1510, тоже в Лувре), который настолько отходил от канонического образа, что в XVII веке решились таки дорисовать ему
тирс и узаконить картину в качестве изображения Вакха:
Рассказывают о том, как в 1939 году Италия решила устроить выставку, посвящённую Леонардо. Тайминг прекрасный - выставка с мая по октябрь 1939 года. Слава богу, Италия до июня 1940 года в войне не участвовала, поэтому картину успели вернуть. Но начинаешь понимать всю сложность устройства подобных выставок.
Историю рассказали потому, что на обороте картины до сих пор осталась сопроводительная этикетка для перевозки картины в Милан.