Москва-Ампир. Часть 4

Oct 21, 2011 11:15





Заключительная часть об истории строительства Москвы в период правления Сталина. В этой части подведем итоги архитектурной эпохи, которую обозначили как сталинский ампир, ,будут цифры и объемы строительства; так же приведена история разоблачения сталинских архитекторов.
Напомню, что в прошлых частях речь шла о предпосылках возникновения генерального плана 35-го года столицы, о крупных и значимых для Москвы постройках 30-ых годов, а тае же о военном времени столицы и послевоенном градостроительном буме конца 40-ых - середины 50-ых.

На фоне многих советских городов Москва "практически" не пострадала от гитлеровского вторжения. Фашистская тактика "выженной земли" принесла советскому народу неслыханные разрушения. Было превращено в руины 1710 городов и поселков, уничтожено более 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 25 млн. человек осталось без крова. "Практически не пострадала" конечно же относительно. В 1941-1942 только на Кремль упало 167 немецких авиабомб.
После того как страна стала поправляться от последствий войны, у столицы были все шансы реализовать задуманное ген. планом 35-го года.
Количество домов, построенных в Москве в разные периоды:
  • в 1929-1940: 2 396
  • в 1940-1945: 276
  • в 1946-1955: 3 020
Для сравнения при Хрущеве в 1956-1965 было построено 12 435 домов, в современной Москве порядка 39 тысяч жилых домов.
По данным БТИ Москвы, в столице насчитывается 1544 дома, попадающих в категорию "сталинских" домов. Это один из самых высоких показателей массового строительства после хрущевских пятиэтажек. При этом многие объекты в Москве строились с привлечением военнопленных немцев. За высокое качество строительства при Сталине свидетельствует тот факт, что дома до сих пор стоят и не подлежат сносу, за редкими исключениями. В то время как хрущевские пятиэтажки рассматривались как временное жилье и в большинстве своем стоят в планах на снос.
Темпы, с которыми восстанавливалась страна и застраивалась столица смело можно приписать к достижениям социалистического строя. Царившая на стройках самодисциплина, наряду с моральным подъемом, замешанным на патриотизме и гордости от осознания недавней Великой Победы, придавали нелегкому труду сотен тысяч людей радостный смысл сопричастности к великому делу строительства коммунизма.
На одном из плакатов метростроевцев во время открытия очередной станции были такие слова: "только пролетарское государство может в такой краткий срок построить метро". Сейчас с этим трудно поспорить.



При всей индивидуальности постройки "сталинских" домов, они негласно делились на категории - "для номенклатуры" и "для остальных". Первые занимали отдельные квартиры, ну а вторые селились в коммунальных. Большие и многолюдные коммуналки - это преимущественно пережиток сталинской эпохи. Несмотря на достаточное распространение серийных, типовых домов - растиражированных кирпичных пятиэтажек, квартиры в которых получали рядовые граждане, проблема с расселением к концу правления Сталина так и не была решена. Строительство по индивидуальным проектам обходилось государству очень дорого. Экономия же при строительстве нового типичного жилья составляла 30%. Первые экспериментальные каркасно-панельные дома были сооружены в 1948 году Москве на Соколиной горе и Хорошевском шоссе. Но широкое распространение строительство панельных домов получило при Хрущеве.



1. ул. Земляной Вал, 42/20. Построен в стиле позднего сталинского ампира в 1952 году. Архитекторы Л. Б. Сегал, Н. А. Виноградов.



2.



3. Лоджия с двумя колоннами ионического ордера, которые опираются на консольно вынесенный эркер. Завершается лоджия треугольным фронтоном. Такой декор не часто встречается в практике советской архитектуры.



4. Кутузовский просп., 26.



5. Кутузовский просп., 26. Здесь жили Л. И. Брежнев и Ю. В. Андропов - Генеральные секретари ЦК КПСС.



6. Просп. Мира, 38. Жилой дом 1950-1953 гг. постройки - памятник архитектуры. Построен по проекту арх. А. Е. Аркина и А. В. Машинского. Наземный вестибюль станции метро «Проспект Мира» был встроен в здание в 1952 г. по проекту А.Е. Аркина



7. Просп. Мира, 38. Элементы фасада.



8. Фрунзенская наб., 24/1. 1951 год.



9. Фрунзенская наб., 24/1.



10. Кутузовский просп., 23. 1946 г.



11. Проспект Мира, 118. Построен по проекту архитектора И. И. Ловейко в начале 1950-х годов.



12. Просп. Мира, 184. Дом Высшего совета народного хозяйства. 1957 год, Иван Владиславович Жолтовский.



13. ул. Госпитальный Вал, 5 корпус 18. Архитектор И. А. Покровский.
Построен в 1955 году.



14. ул. Госпитальный Вал, 5 корпус 18.



15. Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э. Баумана. Новая часть («циркульная» или «высотная») построена в 1951-1959 гг.



16. "Циркульная" часть здания была пристроена к корпусу 1826 года, предназначавшегося для мастерских Императорского Воспитательного Дома для мальчиков-сирот.



17. ЦНИИчермет им. И.П.Бардина. Здание 1947-1968 гг., арх. В. О. Мунц.



18.



19. ЦНИИчермет - одно из самых мрачных зданий Москвы.



20. Ростовская наб., 5. «Дом Архитектора». Здание является частью нереализованного проекта парадного ансамбля Смоленской и Ростовской набережных, задуманного А. В. Щусевым и А. К. Ростковским.Дом достраивался по упрощённо-примитивизированному проекту в конце 1950-х - начале 1960-х годов. В доме жили многие архитекторы, чьи работы запечатлены на фотографиях в этом и предшествующих постах.



21. Наб. Тараса Шевченко, 5



22. Гончарная ул., 26. Построен в 1953 году для для советского генералитет на месте четырёх снесенных строений. Архитектор Лев Руднев.



23.



24. Довоенный дом в стиле постконструктивизма, достроен после войны. Архитекторы - Хряков А.Ф., Брод З.И. Дом знаменит своей гигантской аркой в 7 этажей.



25. Краснохолмская наб., 11. Дом 1951 г. постройки. Построен для руководящего состава металлургического завода «Серп и Молот»



26. 3-я Фрунзенская ул., 1. 1953 год.



27.



28. Тверская, д. 9. Цокольные этажи дома выложены гранитом, который Гитлер привез в 1941 г. под Москву для сооружения памятника фашистским завоевателям.



29. Тверская, д. 9. Здесь в 1949-62 гг. жил главный архитектор Москвы А.В. Власов



30. Тверская, д. 11. Министерство образования и науки РФ. Здание построено в 1949 гг. под руководством архитектора B.C. Андреева



31. Тверская, д. 27.



32. Тверская, д. 27.



33. Гостиница «Пекин». Построена в 1940-1956 годах, архитектор Д. Н. Чечулин.



34. 1-я Тверская-Ямская, 1-3. Бывш. здание Миноборонпрома СССР



35. 1-я Тверская-Ямская ул., 28



36. Просп. Мира, 76. Жилой дом 1950-1952 гг. постройки, архитектор А. М. Горбачёв и др. Памятник архитектуры



37. Кутузовский просп., 21. 1953 г. Таких дома два на Кутузовском.



38. ул. Новый Арбат, 30/9. 50-ые гг.



39. Ленинградский просп., 1. Построен в 1953 году в стиле позднего сталинского ампира.



40.

Разоблачение сталинских архитекторов

Типовое домостроение отвечало духу поздней сталинской культуры не меньше, чем духу ранней хрущевской. Правда, понималось типовое домостроение при Сталине и при Хрущеве по-разному. Проживи Сталин еще несколько лет, и типовые сталинские ансамбли стали бы в Советском Союзе нормой.

Сталин умер в 1953 году, и постепенно нарастает критика "украшательства": "ложное стремление к украшательству, неоправданная декоративность являются сегодня одним из самых серьезных недостатков нашей архитектуры"(С.Яковлев. О мастерстве архитектора «Архитектура СССР». 1953. №5).
Помпезность ругали и при Сталине, но теперь меняются акценты: "Ненужная дробность, излишняя усложненность, неоправданное многообразие архитектурных форм и деталей свидетельствуют о плохом художественном вкусе и являются… крупной помехой индустриализации строительства"(там же). Теперь уже само многообразие форм, а не отсутствие способностей у архитекторов, свидетельствует о плохом вкусе.

Среди архитектурной элиты быстрее всех на новую ситуацию отреагировал Лев Руднев. Руднев по-новому расставляет акценты. Он объясняет, что до сих пор советские архитекторы неправильно пользовались ордерными системами: "…мы до сих пор продолжаем применять в многоэтажных зданиях архитектурные композиции, органически соответствующие 2-3 этажным домам… это нарушило правильное развитие реалистического направления в советской архитектуре и породило формалистические реакционные тенденции, тормозящие внедрение индустриальных скоростных методов строительства".
Одной этой фразой Руднев зачеркнул тридцать лет развития советской архитектуры, в том числе и свое собственное творчество. Но ни сам Руднев, ни его коллеги не воспринимают такие выкладки, как нечестность. Профессиональная этика разрушена давно, вечных профессиональных ценностей не существует. Речь идет всего лишь о том, чтобы найти способ существования в изменившейся ситуации.

Он впервые называет (или, что гораздо вероятнее, ему поручено назвать) козлов отпущения: "…тщеславие авторов …порождает в ряде случаев произведения дурного вкуса, подчас выпадающие из ансамбля (например, жилой дом на улице Чкалова в Москве, арх. Е.Рыбицкий)… Черты фальшивой, буржуазной помпезности и необузданного украшательства находим мы в интерьерах гостиницы "Ленинградская"… (архитекторы Л.Поляков, И.Борецкий)…". Руднев в качестве негативного примера упомянул только интерьеры гостиницы "Ленинградской", потому что фасады его собственного здания МГУ еще пышнее, чем фасады гостиницы Полякова.

В 1954 года в Москве открылось «Всесоюзное совещание строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения, проектных и научно-исследовательских организаций». На Совещании присутствовала вся верхушка партии и правительства во главе с Хрущевым.

Cреди восьми главных докладчиков были все строительные министры СССР и два самых высоких архитектурных чиновника - президент Академии архитектуры СССР А.Мордвинов и главный архитектор Москвы А.Власов. Оба выступали последними. Возможно, Хрущев хотел тем самым продемонстрировать незначительность архитектурных проблем и вообще архитектуры по сравнению с техническим строительством. Возможно, он приберегал скандал напоследок. В истории сталинской архитектуры Совещанию было предназначено сыграть роковую роль. Оно представляло собой хорошо организованный спектакль, где роль главного злодея была поручена Мордвинову. Он перечисляет грешников - Захарова с его застройкой Люсиновской улицы, жилые дома на Крещатике А.Власова (правда, не называя автора), которые «поражают контрастом между более чем скромными квартирами и пышностью фасадов, обильно оснащенных сложными декоративными деталями и орнаментированной керамикой». Мордвинов упоминает гостиницу «Ленинградскую» Полякова и Борецкого - «яркий пример неоправданного удорожания строительства и декоративных излишеств» - и коротко признает собственную вину: «При проектировании гостиницы на Дорогомиловской набережной и мной сделаны большие ошибки и допущены излишества».

Главный архитектор Москвы привел цифры стоимости одного квадратного метра в высотных домах - от 5 470 рублей (жилой дом на Котельнической набережной) до 10 376 (гостиница «Украина»). Дороже всех гостиница «Ленинградская» Полякова и Борецкого - 21 000 рублей за 1кв. м.

Из заключительной речи самого Хрущева совершенно ясно, что никаких эстетических претензий у него к советской архитектуре нет. Построенным под его руководством киевским Крещатиком он даже гордится. Но теперь его раздражает дороговизна и техническая отсталость строительства, невозможность обеспечить массовое строительство дешевого жилья. Хрущев впервые за двадцать пять лет поставил проблему обеспечения всего населения жильем. Это его гигантская заслуга (одна из многих). Препятствием к этому оказалась вся созданная Сталиным система художественных представлений и способов строительства. Хрущев начал безжалостно ломать эту систему, не вдаваясь в теоретические нюансы и не считаясь со сложившимися раньше правилами поведения. У него в руках оказалась почти сталинская власть, но у него полностью отсутствовал сталинский взгляд на цели и задачи советской архитектуры.

Источники:


Города, Москва

Previous post Next post
Up